На антивоенных плакатах атомные бомбы изображались похожими на обычные авиационные, но черного цвета и с буквой А на боку. Как они выглядели на самом деле, знали только конструкторы и узкий круг лиц, посвященных в эту государственную тайну.
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
В справочнике "Soviet nuclear weapons", изданном в США в 1989 году (русский перевод под названием "Ядерное вооружение СССР" вышел в свет в 1992 году), сообщалось лишь, что "число ядерных бомб, которые могут быть доставлены авиацией, оценивается в 5200 единиц. Хотя о ядерных арсеналах известно крайне мало, по-видимому, ядерная бомба весом 2000 фунтов и мощностью 350 кт является стандартным оружием. По некоторым сообщениям, в начале 80-х годов на вооружение поступила новая бомба, обладающая меньшим весом и мощностью 250 кт".
Сейчас уже доподлинно известно, что первая советская атомная бомба ("изделие 501") была выпущена в самом начале 1950-х годов малой серией - всего пять штук. Этим ядерный потенциал Советского Союза тогда и исчерпывался, причем "изделия" в строевые части ВВС не поступили, оставшись в спецхранилище - там, где их собрали, - в Арзамасе-16 (Саров). Мощность ядерного заряда (РДС-1), который был испытан в 1949 году, составляла 20 кт. По конструкции "изделие 501" в значительной мере повторяло американского "Толстяка" - советская разведка свое дело знала.
А ведь советские ВВС уже располагали в то время носителями ядерного оружия - поршневыми тяжелыми бомбардировщиками Ту-4, скопированными по приказу Сталина с американского В-29 "Суперфортресс" (именно B-29 сбросили атомные бомбы "Малыш" и "Толстяк" на Хиросиму и Нагасаки). "Атомной" модификацией Ту-4 явился Ту-4А, для которого разработал специальную систему бомбардировочного вооружения коллектив под руководством Александра Надашкевича.
В 1951 году испытали следующую советскую атомную бомбу - 30-килотонную "Марию" (заряд РДС-3). Ее доставил на Семипалатинский полигон Ту-4А. Однако она была экспериментальной, первой же действительно боевой серийной атомной бомбой стала запущенная в производство в 1953 году 30-килотонная "Татьяна" ("изделие 244Н") с зарядом РДС-4Т. "Татьяна" получилась весьма компактной - ее вес (1200 кг) и габариты оказались в четыре раза меньше, чем у "изделия 501", что позволило принять новую бомбу на вооружение не только дальней авиации (бомбардировщики Ту-4, турбовинтовые Ту-95, реактивные Ту-16, М-4, 3М и сверхзвуковые Ту-22), но и фронтовой (реактивные бомбардировщики Ил-28 и поршневые Ту-2, сверхзвуковые Як-26, Як-28, а также истребители МиГ-19, МиГ-21 и другие). Теоретически мог принимать на борт "Татьяну" и морской бомбардировщик-торпедоносец Ту-14Т.
В 1954 году "Татьяна" была сброшена на "опорный пункт пехотного батальона армии США" в ходе знаменитых Тоцких учений, когда через центр ядерного взрыва прогнали войска, решавшие учебную задачу "Прорыв стрелковым корпусом подготовленной тактической обороны противника с применением атомного оружия". Бомбу по условной цели применил бомбардировщик Ту-4А.
Уже в 1952 году штаб ВВС США заявил, что "Советский Союз имеет в распоряжении достаточное количество самолетов, обученных летчиков и базы, позволяющие предпринять попытку доставить в США весь наличный запас ядерных бомб". По данным американской разведки, в первой половине 1950-х годов СССР располагал девятью полками тяжелых бомбардировщиков Ту-4А "со штатным вооружением 28 единиц ядерного оружия, однако реальная вооруженность составляла в среднем 67 процентов от штатной". Правда, способность Ту-4 достичь территории США, даже с дозаправкой топливом в воздухе (советским специалистам удалось создать такую систему дозаправки), была крайне сомнительной. А вот на европейском театре военных действий и в Азии они действительно могли устроить ядерный апокалипсис.
Вслед за "Татьяной" советские ученые и конструкторы создали тактическую атомную бомбу 8У49 "Наташа" (ее носителем, в частности, был малосерийный фронтовой бомбардировщик Як-26).
ГОРДОСТЬ НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА
После испытаний в 1953-1955 годах термоядерных зарядов РДС-6С и РДС-37 (мощностью соответственно 400 кт и 1,6 Мт) советская стратегическая авиация получила водородные бомбы (например, 37Д). Увы, за успех тех испытаний пришлось заплатить жизнями и увечьями нескольких человек, в том числе трехлетней девочки (погибшей из-за обрушения потолка в своем доме) - виной тому было головотяпство некоторых местных администраторов, не удосужившихся предпринять должные меры безопасности в районах, прилегающих к Семипалатинскому полигону (хотя всех ли тамошних гражданских начальников предупредили - еще вопрос). От воздействия ударной волны в этих районах в той или иной мере пострадали десятки населенных пунктов.
В открытой печати упоминались обозначения советских стратегических ядерных авиабомб РН-30 и РН-32.
"Миниатюризация" ядерных зарядов позволила создать тактическую атомную бомбу малой мощности (5 кт) 8У69, которая предназначалась для первых советских сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Су-7Б, запущенных в серию в 1960 году. Предположительно ее носителем мог быть и истребитель МиГ-21С в специальном исполнении "Е-7Н".
Накануне Карибского кризиса (осень 1962 года) на Кубу кроме баллистических и фронтовых крылатых ракет перевезли легкие бомбардировщики Ил-28А с соответствующим боекомплектом тактических атомных бомб. Они вполне были способны нанести ядерный удар по территории США. А за год до этого, 30 октября 1961 года, специально подготовленный межконтинентальный тяжелый бомбардировщик Ту-95 (в уникальной модификации Ту-95В, разработку которой возглавлял Александр Надашкевич) сбросил в районе пролива Маточкин Шар на Новой Земле водородную бомбу "изделие 602" (она же АН602 или "Иван", масса 26,5 т). Мощность взрыва равнялась 50 Мт, что, однако, составило лишь половину расчетной - опробовать всю силу "Ивана" не осмелились. Все равно это были самые грандиозные испытания оружия в истории человечества.
С подачи Хрущева "Ивана" прозвали также "Кузькиной матерью", но на вооружение эту бомбу, не помещавшуюся в бомбоотсек носителя ("Кузькина мать" висела под фюзеляжем Ту-95В), не приняли - она предназначалась исключительно для психологического давления на американцев. Поскольку гарантированно смести с лица земли Вашингтон можно было и с помощью межконтинентальных баллистических ракет Р-7, к тому времени стоявших на боевом дежурстве.
В 1961 году на Новоземельском полигоне были взорваны 23, а на Семипалатинском - 22 ядерные бомбы. При этом применялись бомбардировщики Ту-16, Ту-95 и истребители-бомбардировщики Су-7Б. А успешно проведенные в 1962 году на Новой Земле учения бомбардировочной авиации (самолеты Ту-16) с реальным использованием водородных бомб, кстати, и сегодня доказывают возможность ограниченного применения ядерного оружия в критической для страны ситуации.
СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО
Стандартной ядерной бомбой советской фронтовой авиации на момент распада СССР являлась 30-килотонная РН-40. Ее носители - истребители МиГ-23 и МиГ-29, а также, видимо, истребители-бомбардировщики Су-17 и МиГ-27. Кроме того, была создана ядерная бомба РН-28, которую могли доставлять к цели палубные штурмовики вертикального взлета и посадки Як-38, базировавшиеся на тяжелых авианесущих крейсерах класса "Киев". Запас таких бомб на советских кораблях данного типа составлял 18 штук - вполне достаточно для уничтожения небольшой страны.
Для применения тактических ядерных бомб на больших сверхзвуковых скоростях предназначались разведчики-бомбардировщики МиГ-25РБ (максимальная скорость 3000 км/ч). Пилоты истребительно-бомбардировочной авиации "отрабатывали до автоматизма выполнение наиболее ответственного боевого задания - одиночного сброса ядерных бомб с пикирования под углом 45 градусов сразу после выполнения боевого разворота на форсаже. В отличие от американцев, намеревавшихся чуть ли не каждый советский танк индивидуально расстреливать управляемыми ракетами, у нас на подобные вещи смотрели шире: две "спецбомбы" - и танкового полка как не бывало".
В настоящее время носителями термоядерных авиабомб в дальней авиации России являются бомбардировщики Ту-160, Ту-95 и Ту-22М (последние имеются также и в авиации Военно-морского флота). Судя по сведениям, опубликованным в некоторых зарубежных источниках, мощность отечественных стратегических водородных бомб достигает 5 и даже 20 Мт. Главным же ударным комплексом фронтовой авиации остается сверхзвуковой тактический бомбардировщик Су-24, способный нести ядерные бомбы ТН-1000 и ТН-1200 (эти обозначения приводит в своем справочнике "Современная военная авиация и ВВС стран мира" английский эксперт Дэвид Дональд).
В арсенале отечественного авиационного вооружения имеются также ядерные глубинные бомбы для поражения подводных лодок. Первая такая бомба - 5Ф48 "Скальп" - появилась в начале 60-х годов. Предназначалась она для боевых гидросамолетов Бе-10 и Бе-12. Кроме того, ядерные глубинные бомбы получили и чисто "сухопутные" противолодочные самолеты (берегового базирования) Ил-38 и Ту-142. Последний благодаря огромному радиусу действия способен применять их практически в любом районе Мирового океана.
Глубинные бомбы с ядерным зарядом могут нести также палубные противолодочные вертолеты - первым из них стал Ка-25ПЛЮ, оснащенный "специальной", как принято было говорить в среде "секретоносителей", бомбой 8Ф59. Этот вертолет разработали по постановлению Совета Министров СССР от 15 мая 1965 года, и, видимо, он является первой в мире винтокрылой машиной, оснащенной ядерным оружием. В последующем носителями противолодочного ядерного оружия стали палубные вертолеты Ка-27 и вертолеты-амфибии Ми-14.