В последнее время военные специалисты все чаще задаются вопросами: что делать с танками, какие необходимы танки и танковые войска, в какой штатной организации, для какой войны и какого боя?
Что тут можно ответить по существу?
Во-первых, будущая война будет характеризоваться массовым применением высокоточных боеприпасов различного назначения во всех видах общевойскового боя, отличающегося быстротечностью, внезапностью и ожесточенностью с первых минут, когда нет времени на организацию взаимодействия и отсутствует сплошной фронт. Следовательно, готовность к выполнению боевой задачи должна быть обеспечена заблаговременно такой организацией подразделений и частей, которая не требует дополнительного усиления огневыми средствами, что в начальный период войны является определяющим. Эта способность потребует учений и тренировок, четкого распределения подразделений по принципу - каждый солдат, отделение, взвод, рота знает своего взаимодействующего командира и подразделение, вместе с ним тренируется и понимает его с полуслова!
Боеприпасы становятся все более мощными в действии по цели, следовательно, требуется усиление защитных и огневых средств танков, а не их ослабление, и ничего лучше танка пока нет. Отсюда вывод - необходимо наращивать защитные способности танков, а именно: следует совершенствовать броню и ее форму, увеличивать маневренность, улучшать условия обитаемости экипажа (очистка, кондиционирование и подогрев воздуха), вынести снаряды за пределы боевого отделения, в так называемый зоман (удлинение башни к корме), удалить механизмы заряжания и вернуть заряжающего. Этот "универсальный механизм заряжания" значительно облегчает и упрощает все вопросы функционирования танка как системы коллективного оружия и, что парадоксально, повышает надежность работы вооружения, так как устранять самое простое - задержки при стрельбе - возможно только с помощью этого члена экипажа. А способность орудия делать девять выстрелов в минуту автоматом - нужна ли она? Этих снарядов всего-то четыре десятка, да и по кому бить с таким темпом?
Во-вторых, лучше дизельного двигателя пока ничего не имеется, его надо совершенствовать, а все эксперименты с оппозитными (как на Т-64) и с газотурбинными (как на Т-80) двигателями нужно проводить на испытательных полигонах, доводя их до готовности к эксплуатации среднеподготовленными механиками-водителями, а не в войсках.
В-третьих, должен быть один основной танк в строевых частях - достаточно надежный, в меру простой, с одним набором запчастей и средств обслуживания. И пусть он лучше не прыгает, а споро и уверенно движется по земле, под водой, перевозится всеми видами транспорта, легко обслуживается и ремонтируется.
В-четвертых, танки целесообразно организационно свести в комплексные подразделения типа смешанного танкового батальона (СТБ). Состав СТБ: а) командование, штаб батальона, 3 танковых роты (по 10 танков в каждой), в роте 3 взвода (по три танка в каждом); б) мотострелковая рота на БМП с минометным взводом (82-мм минометы); в) батарея самоходных 240-мм минометов "Тюльпан"; в) зенитный взвод (четыре ЗПРК "Тунгуска-M") и отделение ПЗРК (5 расчетов); г) инженерно-саперный взвод на БМП (5-6 отделений); д) взвод подвоза топлива и боеприпасов; е) взвод полевого приготовления пищи (6 отделений (по одному для каждой роты, штаба СТБ, подразделений боевого обеспечения и батальонного медпункта); ж) батальонный медпункт; з) взвод ремонта и обслуживания.
При этом СТБ должен быть административной единицей со знаменем и печатью.
Набор таких автономных СТБ позволит иметь механизированные, бронированные бригады, а при необходимости - и дивизии, корпуса с их штатной артиллерией, и другими штатными силами и средствами, предназначенными на все случаи войны в любом месте, в любое время, транспортируемые любым видом транспорта в кратчайший срок.
Тогда не надо будет "изобретать велосипед", а только совершенствовать эту структуру применительно к ТВД. Будет унифицировано вооружение, обеспечение и снабжение, методика боевой подготовки и многое другое. Впервые за многие годы техника и вооружение, формы и методы боевой подготовки, тактика и взгляды на боевое применение частей и подразделений Сухопутных войск примут системный характер в новых условиях.
Системными и взаимно обусловленными станут тактика и оперативное искусство. Будет взаимно обусловлено и их дальнейшее комплексное развитие. Боевые возможности и потребности обеспечения СТБ можно использовать как единое расчетное средство для планирования всех его действий. Что же касается возможного противника, то он всегда известен на каждом ТВД, и его потенциальные боевые возможности также известны. При этом несложно провести моделирование боевых действий на компьютере и посмотреть соотношение сил и средств, возможные результаты боевых действий.
Учитывая, что полномасштабная война по типу прошлых войн маловероятна, целесообразно построение сухопутных группировок начать снизу, с тактического звена, имея предлагаемую расчетную единицу. Так, в горно-лесистой местности это будет СМБ (смешанный мотострелковый батальон), а для горной местности это будет СГБ (смешанный горнострелковый батальон) с различной комплектацией мотострелковых, горнострелковых и танковых рот, остальные же подразделения могут быть аналогично СТБ, но с необходимой детализацией.
В случае замены вооружения и техники изымаемые из войск старые образцы отправляются в центры подготовки резервов для переоснащения резервных частей и подразделений.
Так можно выстроить всю вертикаль по размерам формирований применительно к ТВД как для частей и подразделений постоянной готовности, так и для резервных, имея ввиду оборонительную доктрину государства, с уточнением ее параметров относительно сопредельной стороны, пусть пока и дружественной. Вспомним: кто грозит США на Американском континенте, Мексика с Канадой? Но ведь держат целые дивизии! И бронетанковые, и мотопехотные, и пехотные, и воздушно-десантные, и целый корпус морской пехоты и их не волнует, что кто-то где-то что-то будет говорить. Предлагаемые батальоны будут автономны, мобильны, иметь достаточную огневую мощь, запасы материальных средств и сильную ПВО, что сведет на нет возможности высокоточного оружия противника или значительно ослабит их боевые способности.
Пятое. Организатором общевойскового боя должен быть командир батальона в звании полковника, который видит реальную обстановку, свои подразделения и противника, контролирует ход боя и именно в тактическом плане, на своем участке и несет ответственность за успех или неудачу. Такого комбата достаточно информировать в реальном масштабе времени об обстановке в районе боевых действий и ставить реальные боевые задачи в этом же масштабе, причем надо уважать его труд и верить в его подчиненных!
Изменилось оружие - надо менять тактику и оперативное искусство, менять структуру частей и подразделений, затем тренировать штабы и войска. И все время думать и думать. И совершенствовать военное дело, особенно средства связи и информатики.