0
1000
Газета Вооружения Интернет-версия

12.08.2005 00:00:00

Москве по силам уговорить Пхеньян

Тэги: Изуми, переговоры, корея, профессор


- С вашей точки зрения, могут ли переговоры в Пекине принести конкретные результаты?

- Надеюсь, что на этот раз прогресса добиться удастся. Однако больших прорывов, а именно согласия Северной Кореи на демонтаж своей ядерной программы, ожидать от нынешнего четвертого раунда не стоит. Лучшим исходом было бы достичь прочной договоренности о продолжении процесса обсуждения проблемы в шестистороннем формате.

- Согласно последнему требованию Пхеньяна, выдвинутому на переговорах на прошлой неделе, США следует пересмотреть свою ядерную политику в регионе. Так, КНДР указывает на то, что американские военные базы в Японии "несут ядерную угрозу"... Возможны ли уступки США по этому пункту озабоченности Северной Кореи?

- Для Японии и для США очевидно, что принять такое требование северокорейцев невозможно. Наша первоочередная задача на данном этапе переговоров - договориться о том, как демонтировать ядерную программу КНДР. Иные вопросы, будь то американские базы в Японии или в целом присутствие США в регионе, к делу совершенно не относятся.

- По мнению главы южнокорейской делегации на переговорах г-на Сон Мин Сона, если на этот раз дискуссии не увенчаются успехом, этот провал подорвет доверие к самому механизму шестисторонних переговоров. Вы разделяете эту точку зрения?

- Я полностью согласен с этой оценкой. Отмечу, что из шести стран - участниц переговоров по крайней мере три - Япония, США и Южная Корея - придерживаются таких же взглядов. Если не удастся добиться никакого прогресса сейчас, будет непросто продолжать обсуждение проблемы в том же формате. Ведь скепсис относительно будущего "шестисторонки" у Вашингтона, Токио и Сеула велик.

- В таком случае следует ли ожидать передачи северокорейского ядерного досье на рассмотрение СБ ООН, и какие последствия может иметь такое развитие событий?

- По крайней мере пока все заинтересованные стороны не готовы с легкостью принять решение о направлении КНДР в СБ ООН. Китай и Южная Корея по-прежнему прочно стоят на своей позиции и не хотят такого развития событий. Если Пекин и Сеул заявят, что их дипломатические усилия по урегулированию кризиса иссякли и что не остается иного пути кроме как направить вопрос на рассмотрение Совбеза, тогда можно предсказать, что проблему будет разруливать Совет Безопасности. Но на мой взгляд, до того, как такое заявление сможет прозвучать, пройдет по меньшей мере еще полгода. Теперь представим, что к разрешению ситуации с ядерной программой Северной Кореи приступил СБ ООН. Как добиться консенсуса среди его членов о способах оказания давления на КНДР? Все это под большим знаком вопроса...

- Последний кризис вокруг северокорейской ядерной программы начался в октябре 2002 года. С тех пор главные его участники - США и КНДР - не продемонстрировали желания идти на компромисс по основному вопросу противостояния - денуклеаризации Корейского полуострова. Чем объяснить подобное нежелание уступить хотя бы на шаг? Некоторые аналитики полагают, что Вашингтон намеренно тянет время в надежде, что режим Ким Чен Ира развалится сам по себе. Что вы думаете по этому поводу?

- Все не так просто. Не исключаю, что в администрации президента США Джорджа Буша найдутся такие, кто надеется, что режим Ким Чен Ира развалится. В то же время Вашингтон по-прежнему находится под впечатлением печального опыта. В начале 1990-х США заключили с Северной Кореей соглашение, предусматривающее "заморозку" ядерной деятельности в КНДР с последующим демонтажом программы. Однако Северная Корея не смогла выполнить данные ею обещания. Теперь Вашингтон считает, что, заключая какое бы то ни было соглашение с северокорейцами по ядерной программе, он должен заручиться реальными гарантиями, что Пхеньян на этот раз наверняка сдержит слово. Очевидна и позиция КНДР. Она надеется добиться сделки с США, основой которой станут не гарантии безопасности стране как таковой, а прежде всего обязательство не трогать режим Ким Чен Ира. Американцы же подобных гарантий предоставлять пока не хотят.

Кроме того, режим Ким Чен Ира сейчас, на мой взгляд, стабилен. Внутри страны ему сейчас, насколько можно судить, ничто и никто не угрожает. Политика Пхеньяна, несмотря на плачевное состояние экономики, не встречает какого бы то ни было серьезного сопротивления в стране.

- Какова роль России в урегулировании северокорейской ядерной проблемы?

- Если на шестисторонних переговорах удастся достичь прогресса, и Северная Корея приступит к демонтажу своей ядерной программы, остальным участникам "шестисторонки" придется в ответ "вознаградить" Пхеньян. Речь идет об экономической помощи, содействии в сфере энергетики и др. Здесь Россия способна сыграть важную роль - поставлять КНДР энергию и природный газ. Но Москве по силам выступить и в гораздо более важной ипостаси - уговорить и даже заставить Пхеньян изменить его поведение в ядерной области.

- На ваш взгляд, КНДР обладает ядерным оружием? Возможно ли превращение Корейского полуострова в безъядерную зону?

- Конечно, у меня нет конкретных доказательств. Полагаю, что у Пхеньяна есть такое оружие. Однако речь скорее всего идет об очень примитивной атомной бомбе, которую корейцы способны смастерить. Кроме того, у Севера имеется плутоний, который используется для изготовления ядерного оружия.

Надеюсь, что денуклеаризация Корейского полуострова когда-нибудь станет возможной. Ожидать завершения этого процесса в обозримом будущем я бы все же не стал. Первоочередная задача для всех нас сейчас - не допустить увеличения ядерного потенциала, уже имеющегося у КНДР.

- В ноябре президент РФ Владимир Путин посетит Японию. Предполагается, что помимо северокорейской ядерной проблемы разговор с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми пойдет и о претензиях Токио к Москве по четырем островам южной Курильской гряды. Ожидают ли в Стране восходящего солнца прорывов в решении территориального вопроса?

- Я считаю, что, к сожалению, прорыва в ходе довольно непродолжительного визита Путина к нам не будет. Чтобы прийти к согласию на основе компромисса, потребуется еще много времени. При этом разрешить территориальные претензии Токио и Москве вполне по силам. Если Путин хотя бы признает, что вопрос с островами Шикотан, Хабомаи, Итуруп и Кунашир не закрыт окончательно, японская общественность уже воспримет это с пониманием. Как мне представляется, территориальные разногласия особенно не сказываются на экономическом и ином сотрудничестве между нашими странами. Но урегулирование вопроса островов, однако, очень важно для большинства простых японцев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
879
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1184
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
926
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
759

Другие новости