В подмосковном Жуковском работает международный авиакосмический салон МАКС-2005... Гигант отечественного оборонного комплекса концерн "Алмаз-Антей" проводит пресс-конференцию. Минут через 15 после ее начала у генерального директора этого холдинга Владислава Иванова отключается микрофон. Затем поочередно выходят из строя микрофоны, предназначенные для журналистов и широкой публики. Общение прервано, едва успев начаться. Рассказ из первых уст о достижениях одного из лидеров российского ОПК остался за кадром. К тому же в павильоне неожиданно гаснет свет.
Очевидно, многие решили: если даже в простых условиях, на выставке работники концерна допустили столь примитивные сбои, то что уж тогда думать о качестве его хваленой высокотехнологичной продукции. К тому же эмблема "Алмаза-Антея" красовалась на пропусках, билетах и всякой иной рекламной продукции, относящейся к МАКСу, что должно было кричать о его непосредственном участии в организации авиакосмического салона.
Организация же говорила сама за себя, тем самым весьма нелестно характеризуя и концерн "Алмаз-Антей", и других устроителей выставки.
ПОПРОБУЙ ПОПАДИ
В первый же день на открытии МАКСа-2005 у его главного входа образовалась гигантская автопробка. VIP-персонам на лимузинах из президентского и правительственного окружения устроители дали "зеленую улицу". Все остальные посетители - приглашенные, купившие билеты бизнес-класса по 1200 рублей - прочно застряли на дороге.
Некоторые владельцы специальных автопропусков на VIP-стоянку на самом аэродроме стали выезжать на левую "президентскую" полосу, как ее окрестили застрявшие граждане. Патрульные милиционеры на импортных мотоциклах отлавливали нарушителей и загоняли их обратно в общую бесконечно застывшую автоколонну. Это еще больше затруднило движение. В конечном итоге многие дородные мужчины в строгих пиджаках оставили свои машины на попечение водителей и пошли на выставку пешком - несколько километров по грязной, явно не чищенной уже много лет дороге...
Довелось услышать, что транспортная проблема - поистине ахиллесова пята нашего МАКСа. Она дает о себе знать в седьмой раз подряд и все время работы выставки проявлялась во всей своей непривлекательной красе.
На третий день, примерно в 14.00, пришлось наблюдать следующее: на стоянке автобусов, которые отвозили посетителей на железнодорожную платформу "Отдых", скопилась толпа из пары сотен рассерженных обладателей дорогих бизнес-билетов. Они уже полчаса ожидали, когда их соизволят отправить, на открытой бетонной площадке под палящим солнцем. А там - ни тени, ни специального навеса для защиты от жгучих лучей или дождевых струй. На гневные требования собравшихся прекратить безобразие дежурный по посадке отвечал, что водители уехали обедать и когда будут неизвестно. Возымела угроза собрать подписи и подать заявление в суд на устроителей авиашоу.
Возникло недоумение: коли организаторы МАКСа не справились со своими задачами при небольшом количестве посетителей, то что будет в выходные дни, когда на выставку поедут многие москвичи с семьями? Ведь первые три дня МАКС - исключительно для специалистов. И действительно, в субботу, 20 августа, в предпоследний день выставки, транспортная проблема проявила себя в полную силу. Тысячи посетителей, заплатив по 300 рублей за билет, с великим трудом смогли покинуть авиашоу. Очень многие поминали недобрыми словами руководство выставки.
Но, впрочем, транспортная проблема еще полбеды. Главное ведь экспозиция салона. Ради нее можно мириться с ненавязчивым отечественным сервисом, который все делает для изымания денег у граждан, предоставляя взамен некачественные услуги.
В ДВЕ ШЕРЕНГИ - СТАНОВИСЬ!
Накануне открытия выставки ее генеральный директор Игорь Новиков заявил, что это будет самый впечатляющий МАКС за всю историю. Мол, на этот раз такое покажем, что люди буквально обалдеют от увиденного. Отечественный оборонно-промышленный комплекс представит самое лучшее и передовое.
И действительно сразу же за милицейскими кордонами на взлетно-посадочной полосе аэродрома Летного испытательного института имени М.М. Громова выстроились в две шеренги самые различные летательные аппараты. По одну сторону - российского производства, а по другую - иностранного. Причем отечественные крылатые и винтокрылые машины были самые разнокалиберные и пестрые. Боевые истребители, штурмовики, вертолеты чередовались с малюсенькими, словно игрушечными, самолетиками и вертолетиками, непонятно для каких целей и где сконструированными и произведенными. Да и вообще способными ли летать.
В другой шеренге немалую часть занимали боевые и транспортные машины ВВС и ВМС США. Темно-серая под цвет грозовых облаков американская военная авиация впечатляла своим монолитным единообразием. Возле самолетов стояли облаченные в камуфляж, подтянутые мужчины и женщины. У транспортников находились таблички с их тактико-техническими характеристиками. Близ боевых истребителей таковая информация отсутствовала. Американцы словно нарочито стремились показать: вот, мол, как мы свято храним военную тайну даже в отношении устаревших и давно известных в России F-15. А бомбардировщик В-1А вообще можно было разглядывать лишь примерно за километр на специальной площадке за милицейским кордоном. И вот это сразу же бросалось в глаза на нынешнем МАКСе.
Знакомый авиаконструктор из известной фирмы "МиГ" вполне обоснованно задался вопросом: для какой цели вообще прилетели американцы? Показать нашему народу свои основные боевые и транспортные самолеты, которыми в избытке оснащены их военно-воздушные силы, и при этом недвусмысленно намекнуть, что вся остальная такая же авиатехника в прекрасном состоянии и готова к боевым действиям в любой точке земного шара? Если так, то Соединенные Штаты прямо в Подмосковье и за российские деньги провели прекрасную пиар-акцию - демонстрацию своей авиационной военной мощи.
Кстати, у наших самых лучших боевых истребителей Су и МиГ находились только люди штатские - заводчане и конструкторы. Явно не хватало возле них боевых летчиков, которые бы рассказывали всем интересующимся о неповторимых возможностях отечественных самолетов. Вдобавок в этой пестроте различной российской авиатехники как-то терялась наша боевая авиация. Устроители выставки явно не продумали досконально ее показ на земле. А воздушная акробатика хотя и сильно впечатляла, но, несмотря на восторги, так и не позволила многим понять, для каких целей кувыркаются в небе боевые самолеты. Даже довелось от "знатоков" услышать, что фигуры высшего пилотажа позволят-де современным отечественным истребителям добиться превосходства в воздушном бою. На что просто хотелось заметить, что от управляемой ракеты пируэтами не спрятаться и не скрыться.
МОЖЕТ, ИЗГОНИМ ТОРГАШЕЙ?
Немалые претензии можно высказать и в отношении демонстрации вооружения противовоздушной обороны. Возле огромного павильона концерна "Алмаз-Антей" на траве у перекрестка максовских дорог выстроилась углом продукция этого одного из первых созданных в России мощных оборонных холдингов. Именно он должен составить конкуренцию производителям настойчиво рекламируемых американских и иных зарубежных систем ПВО. Однако в этой скученности самых разнообразных локаторов, пусковых установок, ракет посетители видели лишь однообразную массу угловатой боевой техники, выкрашенной в защитный темно-зеленый цвет. У нее, как и возле самолетов, стояли почти исключительно мужчины явно гражданского обличья. И лишь изредка попадались военные специалисты. Все было как-то однообразно и неинтересно. Один из высокопоставленных генералов откровенно рассказал "НВО", что такая скученность образцов ВВТ противовоздушной обороны вызвана сдачей в аренду площадей под торговые палатки и кафе. Но ведь нельзя же так, господа-устроители, показывать российскую первоклассную технику.
Например, из-за месторасположения почти никто не останавливался у одной неприметной камуфлированной автомашины с унифицированным кузовом. А ведь этот уникальный российский автоматизированный постановщик различных электронных помех сделает небоеспособным любой самый современный американский истребитель, бомбардировщик или штурмовик, сам может вычислить и полностью забить плотными помехами радиостанции террористов. Недалеко от этого изделия разместились новейшие отечественные зенитно-артиллерийские и зенитно-ракетные комплексы на уникальных по своим транспортным возможностям модернизированных многоцелевых легких бронированных тягачах (МТЛБ).
Скорострельные пушки, способные в течение минуты выпустить 1400 снарядов, крупнокалиберные пулеметы, ЗРК "Игла" и "Стрела 10"... Высокая проходимость и броня дают возможность использовать все это вооружение в боевых порядках пехотного батальона, применять против неприятельских сухопутных войск, банд террористов. Или отражать с его помощью воздушные атаки на дальности до 12 км. Однако современнейшее оружие устроители загнали в своеобразный МАКС-тупик. Даже делегация одной заинтересованной в таких ВВТ африканской страны отыскала с определенным трудом данную экспозицию.
И уж совсем непонятно, как организаторы МАКСа-2005 создавали условия для работы многочисленных журналистов со всего света. В первый день авиасалона в 12.00 по пресс-центру ходил мужик-техник, который вынимал из коробки и подключал примерно десяток телефонных аппаратов. Но, к сожалению, устойчивой связи с цивилизованным миром не получилось. Даже в Москву, в редакцию, из недалекого Жуковского было весьма проблематично дозвониться. Словно кто-то злонамеренно постоянно обрывал телефонные провода и специально мешал передавать сообщения с выставки. Большинство коллег сразу оставили надежду воспользоваться бесплатным максовским пресс-центровским телефоном и взялись за собственные мобильники и спутниковые аппараты (и те, и особенно другие были не у всех).
Немало оказалось и других недостатков на прошедшем авиасалоне. Однако специалисты, неоднократно на МАКСах бывавшие, на сей раз были просто поражены нынешней балаганно-коммерческой направленностью выставки. Любыми способами, даже в ущерб демонстрации техники, но побольше извлечь из кошельков посетителей и участников денег - вот что буквально бросалось в глаза. Например, вафельный стаканчик стандартного сливочного мороженного, который стоит даже в центре Москвы 8 рублей, на авиасалоне продавали аж за 14.
Поэтому не случайно нынешний МАКС окрестили рыночным. Поговаривают, что финансовые успехи авиасалона (речь, естественно, не идет о предприятиях ОПК) способны подвигнуть организаторов выставки вооружений для сухопутных войск, которую планируют провести в Жуковском в 2006 году, на весьма оригинальный проект - наладить продажу армейской каши с тушенкой, приготовленной в полевых кухнях, только за валюту VIP-персонам. Это будет, так сказать, "гвоздь" грядущего мероприятия.
Одним словом, и МАКС, и другие выставки в Жуковском, возможно, в скором будущем станут подмосковным аналогом столичных оптовых базаров. Хотя и с научно-техническим уклоном.