0
6600
Газета Вооружения Интернет-версия

09.09.2005

РПГ-7 против «Хаммера»

Тэги: хаммер, джип, ирак, проблема


Настоящую оценку вооружениям и военной технике (ВВТ) дает война, никакие полигонные испытания с ней не сравнятся. Последним таким серьезным испытанием для США был Вьетнам. С тех пор Пентагон практически полностью перевооружился, но только сейчас в Ираке новые ВВТ проходят жесткое тестирование. И здесь американские солдаты и их техника столкнулись с теми же проблемами, что и российские в Чечне, а еще раньше в Афганистане. В первую очередь речь идет о бронетехнике и транспортных машинах. Основным средством передвижения "джи-ай" является джип "Хаммер", поэтому он и оказался главным объектом забот американского командования.

"ХАМВИ", ОН ЖЕ "ХАММЕР"

Вьетнамская война показала, что легкий внедорожник АМ General М151 - потомок легендарного "Виллиса" уже не соответствует современным требованиям по проходимости, грузоподъемности, а главное, абсолютно не защищает экипаж от пуль и осколков. Поэтому в 1979 году Пентагон объявил конкурс на проект легкого армейского оперативно-тактического автомобиля. Компания "American Motors General Corporation" (AM General Corp.) представила свою разработку под названием HMMWV, что означало High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle - "высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство". Поскольку пять согласных произнести нормальный человек не в силах, название слегка преобразовали. Получилось "Хамви" ("Humvee").

Летом 1980 года 9 прототипов разных фирм начали испытывать в пустыне Невада. В итоге в 1983 году Пентагон заключил с AM General контракт на 1,2 млрд. долл. на поставку 55 тыс. внедорожников HMMWV в течение 5 лет. Вскоре дополнительно были заказаны еще 15 тыс. машин по оптовой цене 21-23 тыс. долл. за штуку в зависимости от модификации. Серийный выпуск начался в 1985 году на заводе в Мишаваке (шт. Индиана).

Всего выпускается 15 модификаций HMMWV. У них общие шасси, двигатель и трансмиссия. При этом широко используются модульные элементы (всего их 44), которые легко монтируются и взаимозаменяются. Благодаря этому любой автомеханик может превращать одну модификацию внедорожника в другую. На автомобиль может монтироваться широкий спектр вооружений, от станкового пулемета до легкой ракетной установки. Широко известен вариант с противотанковым ракетным комплексом "Тоу". В конечном счете "Хамви" в значительной мере унифицировал автопарк Пентагона, вытеснив целый ряд специальных грузовиков, штабных и санитарных машин.

На вооружении состоят следующие модификации: М998 и М1038 - для перевозки личного состава и грузов; М966, М1036, М1045, М1046, М1025, М1026, М1043, М1044 - транспортеры вооружений с установленными на них пулеметами, легкими автоматическими пушками и системами управляемого ракетного оружия; М996, М997, M1035 - санитарные автомобили; М1037, М1042 - автомобили управления (штабные) и связи; M1069 - тягач легкой гаубицы М119 калибра 105 мм. Последняя модель с 1994 года заменена модификацией M1097 грузоподъемностью 2 тонны.

После "Бури в пустыне" армейский джип, постоянно мелькавший в телерепортажах, стал необыкновенно популярен и получил имидж "крутой тачки". Тогда же впервые кто-то из журналистов назвал его "Хаммером", сокращенно от "хаммер-виикл" - "молоток-автомобиль". Вполне подходяще для массивной машины с угловатым силуэтом. Пиарщики AM General тут же подхватили идею и сделали слово "Hummer" аббревиатурой рекламного слогана "High Utility, Maximum Mobility, Easy Raiding" - "высокая универсальность, максимальная мобильность, беспроблемная эксплуатация". И в 1992 году запустили в производство гражданскую версию HUMMER.

От военного в гражданском "Хаммере" только ходовая часть и силуэт. Дизель заменен мощным бензиновым мотором, вместо полужестких сидений - кресла, стоит кондиционер и так далее. В общем, тот, кто сел в эту машину, пусть не воображает себя за рулем боевой колесницы. Не зря цивильный "Хаммер" стоит около 100 тыс. долл.

Военный джип своего названия не поменял, остался по-прежнему М998 - HMMWV - "Хамви", хотя в прессе его иначе, как "Хаммер" не называют. Название устоялось, к нему все привыкли, и мы будем использовать его, чтобы не возникало диссонанса с ежедневными сообщениями из Ирака, в которых эти автомобили называют почти исключительно "Хаммерами".

В 1994 году "Хаммер" во второй раз модернизировали, и он получил официальное наименование AM General M998A2. На нем стоит 8-цилиндровый дизель мощностью 170 л.с. и четырехступенчатая коробка передач - автомат. Максимальная скорость по шоссе - 133 км/час. Расход топлива - 22,4 литра на 100 км. Двигатель значительно смещен назад, коробка передач и трансмиссия, забранные в огромный кожух, проложены по полу и делят кабину пополам, съедая значительную ее часть. Поэтому места внутри просторного салона хватает лишь для 4 человек, при этом сиденья сдвинуты вплотную к дверям. Пересесть с одного места на другое внутри "Хаммера" практически невозможно. Только в модификации "универсал" в задней части предусмотрены места еще для 3 человек. Зато дорожный просвет - 40 см, а днище укреплено против минных осколков.

Низкий и широкий силуэт означает, что машина чрезвычайно остойчива. "Хаммер" может влезать на парапет высотой 60 см, преодолевает подъем в 60 градусов, ему нипочем боковой уклон в 40 градусов. Централизованная система поддержания давления в шинах позволяет довольно долго ехать на простреленных колесах со скоростью 50 км/час. Герметичность агрегатов позволяет преодолевать броды глубиной 76 см, а при применении спецкомплекта вывода воздухозаборника и выхлопной трубы на крышу - до 152 см.

"Хаммеры" служат в 30 армиях мира, лицензии на их производство купили фирмы Португалии и Швейцарии. 15 машин помещаются в транспортный самолет С-5А "Гэлэкси" и могут сбрасываться с малых высот на парашютах. На внешней подвеске "Хаммер" легко перебрасывается вертолетами СН-47 "Чинук" и СН-35.

ИРАКСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Особых требований к бронированию "Хаммеров" американское командование первоначально не предъявляло. Машина была облегчена за счет алюминиевой рамы и кузова. Про открытые машины с "мягким" верхом и говорить не приходится, а носители вооружения и санитарные машины с жестким кузовом должны были лишь обеспечить защиту от пуль и осколков на излете. В патрульных автомобилях применялась броня из стали и кевлара, а окна изготавливались из поликарбоната. Они должны были задерживать осколки до 17 гран весом. В специальных бронированных "Хаммерах" увеличен слой стали, чтобы задерживать осколки до 44 гран. Если принять во внимание, что аптекарская мера веса 1 гран = 0,06 г, то осколок величиной с современный российский металлический рубль прошьет такую броню, как картонку.

Защита от пули не предусматривалась в принципе. Поэтому с 200 метров автомат Калашникова делает из "Хаммера" дуршлаг. В Ираке это выяснилось очень быстро. Но еще страшнее оказался гранатомет. Выстрел РПГ-7 уничтожает автомобиль и, как минимум, двух членов экипажа. Поэтому американские солдаты принялись самостоятельно бронировать, чем придется, свои машины или просто снимать двери. Не раз бывало, что выпущенная из РПГ граната просто пролетала сквозь салон, ничего не повредив. Такие "обездверенные" "Хаммеры" нередко мелькают в телерепортажах из Ирака. Все равно от пуль дверь не защищает.

Иракские партизаны в текущем году стали использовать взрывные устройства нового типа - направленного взрыва. Сконцентрированный поток осколков и взрывная волна наносят серьезный ущерб бронированным "Хаммерам", даже если взрываются на расстоянии нескольких метров.

Командование американских войск в Ираке в апреле 2004 года запросило 4454 бронированных "Хаммера", в июне - уже 6223, в августе это число достигло 8105, а в декабре - 8279. Это количество поступило в Ирак к апрелю 2005 года, но тут командование назвало новую цифру потребностей - 10 079 машин. И хотя американцы тщательно скрывают потери в технике, такая динамика ясно показывает нарастание партизанской войны и ее эффективность.

Основным средством нападения на автомобильные конвои в Ираке стал РПГ-7. В пустынной местности, где нельзя подойти к дороге вплотную, он отлично показал себя при обстрелах с достаточно дальнего расстояния. Нападения начались сразу после "победы" в мае 2003 года. Вскоре водители-контрактники стали отказываться от поездок. А с февраля нынешнего года были запрещены перевозки и патрулирование небронированными автомобилями. Все автомашины должны быть снабжены противопульной броней.

К марту 2005 года в Ираке находились 25 300 бронированных автомобилей, включая грузовики и "Хаммеры". Из них примерно 7300 автомашин имели самодельную защиту, а около 12 тысяч были защищены дополнительной броней на военных базах Ближнего Востока или на заводах в Америке. Только 6 тыс. машин изначально были бронированными. По словам министра армии США Фрэнсиса Харви, к осени 2003 года в Ираке было 250 бронированных автомобилей, а в ближайшем будущем их число должно возрасти как минимум до 32 500 бронеавтомобилей.

Импровизированную броню из стальных листов, которую навешивают на автомобили в полевых ремонтных мастерских, американские солдаты уже прозвали "Мэд Макс" ("Безумный Макс"). Машины действительно начинают напоминать фантастические колесницы из одноименного фильма. Но от РПГ это не спасает. В последнее время все чаще для обстрела автоколонн и патрульных машин боевики используют пулеметы и снайперские винтовки, чьи пули обладают гораздо большими пробивными способностями, чем автоматные.

В ПОИСКАХ ВЫХОДА

Пентагон принял специальную программу бронирования этих машин. Ежемесячно с конвейера сходят 450 новых "Хаммеров", но без брони. Ее устанавливают на заводе фирмы O'Gara-Hess & Eisenhardt Armoring Co. Раньше доработку там ежемесячно проходили 50 автомобилей, сейчас их число довели до 100. Остальным вдогонку посылают комплекты брони, которую навешивают в полевых мастерских.

Тем временем дополнительное бронирование само породило новые проблемы. "Хаммер" и так довольно увесистая машина, а броня ее просто перетяжелила. В результате еще больше увеличился расход горючего, быстрее изнашиваются двигатель, трансмиссия и покрышки. Все это надо доставлять в больших количествах, что увеличивает не только расходы на войну, но и... автомобильные перевозки. И соответственно риск потерь, в том числе техники.

В Ирак перебрасываются старые гусеничные бронетранспортеры М113 и М577. Они будут использоваться там, где скорость не имеет значения, - охрана объектов, патрулирование в городской черте. В будущем их сменят бронированные "Хаммеры" новой модификации.

Пентагон уже разработал техническое задание на новый внедорожник. К машине предъявляются четыре основных требования. В первую очередь естественно речь идет о броне. Она должна надежно прикрывать экипаж. Во-вторых, иметь усиленную подвеску, поскольку нынешняя не выдерживает массу дополнительного бронирования. В-третьих, двигатель должен стать экономичней, потому что доставка горючего стала в Ираке самой болезненной транспортной операцией - наливники чаще всего становятся объектом нападения. В-четвертых, автомобиль должен иметь гораздо более мощный генератор, потому что его планируется оснастить сложным электронным оборудованием - системами защиты и связи.

Но пока вся надежда на модификацию Humvee M1114. Фирма O'Gara-Hess & Eisenhardt Armoring Co. как раз этим и занимается. Изначально планировался ограниченный выпуск таких бронированных машин только для военной полиции. Но потери в Ираке и Афганистане заставили пересмотреть программу. Сейчас уже построено свыше 4 тыс. таких автомобилей. Более того, М1114 становится основным внедорожником американской армии. Стоимость этой версии "Хаммера" - около 140 тыс. долл., или в 6-7 раз дороже базовой модели. Но для РПГ-7 разницы между ними никакой...

Свой прототип военного внедорожника представил научно-исследовательский центр армии США. На машине стоит трехцилиндровый дизель и два электромотора, которые работают от генератора и аккумуляторных батарей. Средний расход топлива - 4,7 л на 100 км. Поскольку 90% использованных деталей выпускаются американской промышленностью, стоимость этого дизель-электрического гибрида оказалась всего около 20 тыс. долларов. Трудно сказать, можно ли на такой автомобиль навесить броню, но он вполне пригоден для эксплуатации на территориях, где нет партизан.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вашингтон остался без Библии

Вашингтон остался без Библии

Павел Скрыльников

Археологи критикуют слепую страсть евангельских христиан к древностям

0
1530
Siemens готов к заключению с Ираком контракта об электрификации

Siemens готов к заключению с Ираком контракта об электрификации

0
645
Сто слов для льва

Сто слов для льва

Игорь Сид

Абдулла Хаба о романе «Белая гвардия» на арабском языке и о том, как Гоголя коммунистом назвали

0
2318
Иракский бунт –  еще не беспощадный, но уже не бессмысленный

Иракский бунт – еще не беспощадный, но уже не бессмысленный

Игорь Панкратенко

У Тегерана возникли серьезные проблемы в Ираке

0
5223

Другие новости

Загрузка...
24smi.org