0
771
Газета Вооружения Интернет-версия

07.10.2005 00:00:00

Украина на МАКСе

Тэги: украина, макс


Говоря о сегодняшнем состоянии российско-украинского сотрудничества в авиационно-космической сфере, специалисты отмечают традиционно заметное присутствие украинской авиационной техники на российском рынке. Хотя за последнее время оценки ситуации в этой сфере колеблются от сдержанного оптимизма относительно развития сотрудничества до крайне критической оценки самой возможности дальнейшей совместной деятельности. Тем не менее кооперация развивается в тех сегментах авиастроения, где отказ от взаимодействия и реализации совместных проектов грозит финансовыми потерями обеим сторонам. В целом кооперационные и интеграционные процессы между Украиной и Россией соответствуют общемировым тенденциям на расширение связей при создании и производстве наукоемких видов продукции, что наглядно было продемонстрировано на недавно завершившемся международном авиационно-космическом салоне МАКС-2005.

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Несмотря на не очень оптимистичные прогнозы, звучавшие на протяжении нескольких последних месяцев, нынешний уровень авиационно-космической научной и промышленной кооперации обеих стран продолжает оставаться довольно заметным. К примеру, в новом региональном самолете Ан-140 доля российских комплектующих достигает 65-70%. Стоит отметить, что отношения Украины и России как в оборонно-промышленной сфере в целом, так и в сегменте авиастроения постепенно перешли в прагматичную фазу, обусловленную не столько политическими, сколько экономическими аспектами. По всей видимости, в ближайшие годы уровень кооперации авиационной промышленности двух государств останется достаточно заметным.

Взаимный интерес проявляется больше всего в производстве региональных самолетов, призванных заменить многочисленные, но физически и морально устаревшие Ту-134 и Ту-154. Тем более что состав и структура парка воздушных судов российских авиакомпаний отличаются большим разнообразием. По данным Росавиации, всего в России зарегистрировано 5780 единиц авиационной техники, из них 1438 пассажирских, 482 специальных грузовых, 1893 легких и деловых самолетов, а также 1967 вертолетов. Но большая часть перевозок осуществляется магистральными Ил-86 (73), Ту-154 (352), Як-42 (89) и региональными Ту-134 (242) самолетами. Из них относительно новыми считаются Ил-96-300 (11 единиц), Ту-204 (13 единиц), Ту-214 (8 единиц).

Говорить о массовом использовании иностранной техники тоже преждевременно, так как в России эксплуатируется 18 Boeing-767, 12 Boeing-757, 16 Boeing-737, 2 Boeing-747, 5 A310, 8 A319, 7 A320, 3 A321. Причем западные авиастроители не горят желанием загрузить российские предприятия производством своих машин. Поэтому вполне реальным и оптимальным остается вариант совместного производства самолетов в кооперации с Украиной и другими странами СНГ.

Данная тенденция фактически и наблюдается в авиастроительной отрасли России. Так, например, Ульяновское ЗАО "Авиастар-Самолетное производство" завершило достройку двух Ан-124-100, которые приобрели специализирующиеся на перевозке сверхтяжелых и негабаритных грузов авиакомпании "Волга-Днепр" и "Полет". Самарское ОАО "Авиакор - Авиационный завод" в августе подняло в воздух первый турбовинтовой Ан-140, а всего в разной степени готовности на заводе сейчас находится шесть "Анов".

АВИАЦИЯ

Не случайно МАКС-2005 рассматривался украинскими авиастроителями в качестве хорошей возможности расширить свое присутствие на рынках России и других стран СНГ. Украина на прошедшем авиасалоне была представлена рядом предприятий. Среди примерно 200 летательных аппаратов, представленных на салоне, были украинский новейший пассажирский региональный реактивный самолет Ан-148, региональный турбовинтовой Ан-140, производства Харьковского государственного авиационного производственного предприятия, а также первый Ан-140, собранный на самарском авиазаводе.

Причем уже в первый день украинцы подписали контракт на поставку двух самолетов Ан-140 российской авиакомпании "Якутия". Председатель совета директоров ОАО "Авиакор - Авиационный завод" Сергей Лихарев сообщил, что российская авиакомпания "Якутия" получит также первые три самолета Ан-140, собранные серийно на Самарском заводе "Авиакор".

Наибольший интерес из украинских разработок у участников и гостей авиасалона вызвал новый региональный реактивный пассажирский самолет Ан-148. Самолет, который сейчас проходит процедуру сертификации, еще в апреле получил первого "твердого" заказчика - авиакомпанию "Красноярские авиалинии", планирующую в 2006-2008 годах приобрести 15 машин. В первый день работы авиасалона МАКС-2005 было заключено соглашение на поставку еще 18 украинских региональных реактивных самолетов нового поколения Ан-148. Поставка восьми самолетов предполагается в рамках твердого заказа, на десять машин предусматривается опцион.

Кроме того, российская авиакомпания "Полет", "Ильюшин Финанс Ко" ("ИФК") и производитель самолетов Ан-148 в России - Воронежское акционерное самолетостроительное общество подписали соглашение о намерениях, предусматривающее поставку 15 самолетов, из них пять - рамповых транспортных Ан-148Т.

Интерес к самолету Ан-148 в его грузовой модификации проявила и авиакомпания "Волга-Днепр", подтвердив во время первого дня работы авиасалона намерения приобрести 10 Ан-148, в том числе пять в грузовом варианте (Ан-148Т) и три - с боковым люком для перевозки генерального груза (Ан-148С).

Всего, по оценкам ГосНИИГА, только на рынке России и стран СНГ потребность в региональных реактивных самолетах типа Ан-148 составляет около 300 шт., а мировой рынок сбыта самолетов Ан-148 может составить до 2015 г. примерно 400-500 машин. "При определенных условиях машина может экспортироваться в первую очередь на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию. А при доработках и сертификации авиационного комплекса и использовании зарубежных двигателей - в Европу", - отмечает гендиректор "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов. Предварительный "портфель" потенциальных заказов от российских авиакомпаний до 2010 гг. составляет 109 машин семейства Ан-148.

Отмечая преимущества новой машины, и.о. генерального конструктора АНТК им. О.Антонова Дмитрий Кива заявил, что пассажирский самолет RRJ не является конкурентом самолету Ан-148, поскольку он еще не создан и в ближайшие годы не будет составлять реальной конкуренции "антоновской" машине. Это было сказано в ходе пресс-конференции при ответе на вопрос, как он оценивает самолет разработки АХК "Сухой" в качестве конкурента. "Мы не конкурируем с "бумажными" самолетами", - подчеркнул украинский конструктор. Как отметил Кива, среди главных достоинств и преимуществ Ан-148 - его способность садиться на грунтовые и заснеженные аэродромы, чего не может ни один региональный самолет мира.

Помимо Ан-148, украинская сторона приурочила к авиасалону еще ряд мероприятий. 17 августа представители Воздушных сил Украины подписали акт государственных испытаний по газодинамической устойчивости двигателя Д-27 для нового военно-транспортного самолета Ан-70. По словам Дмитрия Кивы, подписание акта госиспытаний свидетельствует о полном соответствии двигателя всем требованиям и устранении недостатков, которыми аргументировалось нежелание проводить дальнейшие работы по совместному российско-украинскому проекту создания и производства самолета Ан-70.

Заметным для специалистов на МАКСе стало официальное оформление договоренностей между группой компаний "Волга-Днепр", авиакомпаниями "Полет" и "Атлант-Союз", АНТК им. Антонова, ульяновского авиазавода "Авиастар-СП" и Внешэкономбанка о возобновлении производства одного из самых грузоподъемных транспортных самолетов в мире - Ан-124 "Руслан". Объем предполагаемых инвестиций - около 6 млрд. долларов. Первый самолет Ан-124-100М-150, произведенный на восстановленном производстве "Русланов" на ульяновском заводе "Авиастар", авиакомпания "Волга-Днепр" планирует получить в 2008 году. Ожидается, что после получения первого самолета производство остальных будет проводиться на уровне 3-4 машин в год. Начало производства самолетов в Ульяновске запланировано на первые месяцы 2006 года. Причем АНТК им. Антонова подписал соглашение с "Авиастаром" на создание филиала АНТК в Ульяновске в рамках проекта возобновления производства модификаций Ан-124 "Руслан".

Предприятия России и Украины также традиционно сотрудничают при освоении авиадвигателей последних моделей. К их числу относятся изделия ЗМКБ "Прогресс" АИ-22 для Ту-324, АИ-222 для Як-130, Д-27 для Ан-70, Д-436 для Ту-334 и Бе-200, создание и производство которых стало возможным благодаря кооперации двух стран. ОАО "Мотор Сич" планирует производство 30 двигателей Д-436 в 2006 г. Об этом на МАКСе заявил гендиректор ОАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев. По его словам, концепция двигателя оправдала себя, об этом свидетельствует востребованность мотора - модификации Д-436 устанавливаются на таких самолетах, как Ту-334, Бе-200, Ан-148.

Помимо этого Вячеслав Богуслаев отметил, что вертолетная тематика в производстве ОАО "Мотор Сич" также является одним из направлений деятельности. Кроме уже существующих разработок, которые ОАО ведет совместно с заводом им. Климова (Санкт-Петербург), запорожские двигателестроители совместно с петербургскими приступили к созданию нового двигателя ВК-800, сертификация которого планируется к 2006 г.

ВЕРТОЛЕТЫ

В современных условиях авиационные двигатели запорожского производства устанавливаются на все варианты вертолетов Ми-24/35 и Ми-8/17. Действительно, в этой сфере кооперация наиболее развита, а созданное ОАО "Мотор-Сич" и Заводом им. Климова украинско-российское совместное предприятие активно работает по новым двигателям ВК-2500, ВК-1500 и другим перспективным моделям. Их сотрудничество позволило создать авиационные двигатели ВК-2500 для вертолетов семейства "Миль" и "Камов", ВК-1500 трех модификаций для вертолетов Ми-8Т и Ми-171. Тандем "русский вертолет - украинско-русский двигатель" (ТВ3-117 собирается на запорожском АО "Мотор-Сич" и ФГУП "Завод им. В.Я. Климова) показал себя конкурентоспособным на рынках Северной Америки, Европы и Юго-Восточной Азии.

В данном контексте следует упомянуть, что важным проектом ОКБ им. Яковлева является создание семейства ближне- и среднемагистральных пассажирских самолетов МС-21. В этом году планируется провести тендер по выбору двигателя для МС-21. Предполагается, что в нем примут участие три конкурента: ПС-12 пермского ОАО "Авиадвигатель", российско-украинский мотор, представляющий собой модифицированный Д-436, и новый двигатель, который заложен ЦИАМом совместно с "Пермскими моторами".

Сегодня украинские предприятия, которые задействованы в кооперации с Россией по производству современных боевых самолетов, средств авиационного вооружения, бортовой радиоэлектроники, также стремятся ее сохранить. Успех советских, а теперь российских истребителей МиГ-29 и Су-27 стал возможен не без участия украинских предприятий. Это, например, радар для МиГ-29, блоки для Н001 на Су-27, которые изготавливает ГП "Новатор" (г. Хмельницкий), ракеты средней дальности "воздух-воздух" Р-27 - ГАХК "Артем" (г. Киев). В последнее время совместные украинско-российские изделия являются вполне конкурентными в борьбе с западными проектами. Так, нашлемная система целеуказания "Сура-М" обошла французский нашлемный прицел "Thales TopSight" при комплектации малайзийского варианта Су-30МК.

Сегодня пришло время говорить о появлении новых направлений в защите летательных аппаратов. Опыт локальных войн последних десятилетий показывает, что примерно 90% всех случаев поражения самолетов и вертолетов в военных конфликтах связано с попаданием в них управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения. По этой причине сегодня в мире активно развивается рынок средств радиоэлектронной борьбы, объем которого оценивают в 4,8 млрд. долларов только для гражданских летательных аппаратов. Военная составляющая таких расходов еще больше и на ближайшие 10 лет оценивается в 36 млрд. долларов, включая расходы на их разработку, создание и испытания.

Понимая растущую потребность рынка, специалистами Научно-производственного комплекса "Прогресс" (г. Нежин, Украина) совместно с киевской научно-производственной фирмой "Адрон" создана станция оптико-электронного подавления "Адрос" КТ-01АВ, предназначенная для защиты вертолетов от поражения управляемыми ракетами различных типов с инфракрасными головками самонаведения, а также устройство для снижения тепловой заметности вертолетов Ми-8 и Ми-24 всех модификаций с двигателями ТВ3-117.

Вес станции "Адрос-КТ-01АВ" достигает всего 20 кг, но ее возможности позволяют защитить летательный аппарат от всех типов самонаводящихся ракет, использующих инфракрасные головки самонаведения. Для сравнения, аналогичная американская разработка ANQ-12 имеет вес уже в 350 кг, а ее цена достигает 1 млн. долл. Украинское изделие намного проще, имеет более высокую надежность, гораздо дешевле. Станция осуществляет срыв захвата цели на траектории и увод с траектории наведения на цель ракет типа "Стингер", "Игла", "Игла-1", Р-60, Р-60М, Р-73, "Сайдуиндер" и других. Работа станции основана на новом способе оптико-электронного подавления и новой конструкции модулятора с электронным управлением на основе программируемых процессоров.

Вероятность срыва атаки ракеты при применении СОЭП "Адрос" составляет 0,8, в то время как у ее известных аналогов не превышает 0,5. Станция совместима с бортовым оборудованием вертолетов российского производства типа Ми-8, Ми-24, и сравнительно легко может быть адаптирована на вертолеты других стран.

КОСМОС

Участниками международного авиационно-космического салона стали практически все предприятия ракетно-космической отрасли России. Сейчас Роскосмосу совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручено обратить особое внимание на укрепление позиций России на мировом рынке космических технологий и услуг, развитие системы средств приема информации дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), обеспечение экологической безопасности создаваемых космических средств, уточнение объема средств, привлекаемых дополнительно к бюджетному финансированию.

Успешным примером взаимного сотрудничества двух стран является проект "Морской старт", над которым ведется работа большим международным коллективом при участии Украины и России. В настоящее время "Морской старт" получает свое дальнейшее развитие в рамках нового проекта "Наземный старт". Это перспектива, будущее, к которому следует стремиться. Украина сегодня с широким участием российских предприятий эксплуатирует пять ракетных комплексов: "Зенит-2", "Зенит-3SL", "Циклон-2", "Циклон-3" и конверсионную ракету "Днепр". Создается новый носитель среднего класса "Циклон-4".

17 августа во время работы авиасалона МАКС-2005 состоялась встреча руководителей Национального космического агентства Украины (НКАУ) Юрия Алексеева и Российского космического агентства (Роскосмос) Анатолия Перминова. Во время встречи было принято решение о дальнейшем развитии сотрудничества Украины и России в космической области. В частности, были определены такие направления деятельности, как совместные фундаментальные космические исследования, модернизация и дальнейшее развитие средств доставки, модификаций ракет-носителей "Циклон" и "Зенит". Кроме того, стороны утвердили направления сотрудничества в области создания космических аппаратов и их компонентов, работ по координационно-временному обеспечению, где предполагается участие украинских предприятий в создании российской навигационной системы GLONASS (наземный сегмент работ); достигнуты договоренности о совместной разработке аппаратуры спутниковой навигации для потребителей; предусматривается проведение научных исследований украинских специалистов на российском сегменте МКС.

Относительно участия украинских предприятий в российском проекте создания пилотируемого космического корабля "Клипер" была достигнута договоренность о совместном поиске направлений сотрудничества. Для координации совместных действий будет создана совместная рабочая группа НКАУ и Роскосмоса, которая подготовит совместную программу исследований с учетом изменений в космических программах как России, так и Украины. Кроме того, принято решение о проведении двусторонних встреч между Роскосмосом и НКАУ два раза в год при участии представителей Академий наук России и Украины.

Очевидно, что невзирая на политическую конъюнктуру, будущее развитие космонавтики требует международной кооперации. Нужен резервный унифицированный корабль, который смог бы выполнить поставленную задачу независимо от принадлежности к той или иной стране. Надо иметь общие системы жизнеобеспечения, общие системы стыковки, чтобы эти корабли могли проводить спасательные операции, могли пристыковаться к космической станции. Это необходимо уже сейчас и тем более будет востребовано при полетах на Луну.

Московский международный авиационно-космический салон призван в первую очередь способствовать осуществлению стратегических целей обеих стран. Ведь именно на таких зрелищных мероприятиях, устраиваемых для показа новейших достижений в космической и авиационной областях, происходит интенсивный обмен мнениями, ознакомление с передовыми технологиями, возникает значительное количество международных контрактов. Нынешний салон не стал исключением.

Несмотря на политические амбиции, примеры положительного сотрудничества России и Украины сегодня являются реальностью. Пройдя череду обид, взаимных обвинений, руководители обеих стран сейчас демонстрируют примеры конструктивного диалога. Президент Украины поручил четко определить стратегию и государственную политику сотрудничества с Россией в этой сфере. Налаживание новых финансовых и управленческих моделей, а также международного сотрудничества способно открыть здесь новые горизонты.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
657
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
575
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
687
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
477

Другие новости