0
1040
Газета Вооружения Интернет-версия

18.11.2005 00:00:00

Деньги Гособоронзаказа не доходят до предприятий

Дмитрий Безделов

Об авторе: Шевляков Сергей Викторович - заместитель начальника Управления Федерального агентства по оборонному заказу.

Тэги: оборона, промышленность, бюджет, цена, сырье


оборона, промышленность, бюджет, цена, сырье Главный инструмент авиастроителя - деньги. Без них ничего не построишь.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)

Бедственное положение отечественной оборонной промышленности обусловлено целым комплексом причинам. Это и рост цен на сырье, энергоносители, и старение основных фондов, и нехватка оборотных средств. Но главная, разумеется, заключается в отсутствии спроса со стороны государства на продукцию военного назначения.

Правда, на протяжении нескольких последних лет расходы на укрепление национальной безопасности Российской Федерации растут и закупки вооружений увеличиваются, однако заметного перелома в критическом состоянии оборонки не происходит. Предприятия ОПК по-прежнему едва выживают. Причем финансирование работ по Государственному оборонному заказу (ГОЗ) является одним из ключевых факторов, серьезно влияющим на их работу.

Вот почему одним из управлений Федеральной службы по оборонному заказу было проведено специальное исследование с целью выяснить, как взаимодействуют заказчики - силовые министерства и ведомства - с исполнителями Гособоронзаказа - предприятиями российского ОПК. Требовалось понять, насколько ритмично происходит финансирование, как оно влияет на дела предприятия и его благополучие.

В качестве объектов изучения в первом полугодии 2005 года отобрали несколько сотен предприятий разных отраслей промышленности из всех федеральных округов Российской Федерации, выполняющие задания в интересах тех или иных силовых ведомств. Руководителям направили список вопросов и форму отчетности, что позволяло получить необходимую информацию. Всего было учтено более тысячи договоров, три четверти (около 75%) от этого количества составили прямые договора предприятий с заказчиками.

Состояние финансирования ГОЗ на обследованных предприятиях в течение первого полугодия 2005 года можно охарактеризовать как недостаточное и неравномерное. Фактически за это время поступило лишь 26% средств от запланированного объема. Предприятия разных отраслей промышленности получили от 30 до 50% запланированных средств (рис.1)

Лучше всех оплачивают свои договора МВД и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков РФ. Наибольшая доля оплаченных договоров принадлежит этим ведомствам.

Из всех отраслей промышленности в первом полугодии 2005 года наиболее благополучная ситуация была в ракетно-космической отрасли и в производстве обычных вооружений: там предприятия получили около половины плановых средств. А вот в судостроительной промышленности за это время выплачено менее трети.

Договора на сумму, составляющую около половины общего объема ГОЗ, финансируются в недостаточном объеме, менее 40% от плановых цифр. Распределение таких договоров по отраслям приведено на рис. 2.

Например, в ракетно-космической промышленности и промышленности боеприпасов так финансируются около 50% договоров.

Договора заказчиков с обследованными предприятиями на сумму, составляющую около 20% общего объема ГОЗ, вообще не финансируются. Наибольший объем задолженности по учтенным договорам накоплен в радиоэлектронной и авиационной промышленности (рис. 3).

Сложившаяся ситуация вызывает обоснованное беспокойство. В настоящее время существует порядок, в соответствии с которым головной исполнитель контракта обычно получает от государственного заказчика аванс в размере 40% от общего объема договора. Но при производстве сложной высокотехнологичной продукции в таких областях, как ракетостроение, авиастроение, судостроение и им подобных, чрезвычайно высок объем кооперации. Огромное количество различных комплектующих, агрегатов и деталей закупается у предприятий-смежников. Финансирование всего лишь в объеме 40% не обеспечивает нормальной, ритмичной работы предприятий.

В начале года им необходимо, как правило, провести полную предоплату поставок комплектующих изделий и материалов. Кроме того, с полученной суммы аванса требуется уплатить НДС, что приводит к уменьшению оборотных средств. По этим причинам для выполнения контрактов предприятия зачастую вынуждены брать кредиты в коммерческих банках под 12-16% годовых. Только в этом случае возможно уже в начале года в полном объеме оплатить услуги поставщиков комплектующих изделий. Однако проценты за пользование кредитом не учитываются государственными заказчиками при согласовании договорной цены на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗа.

Еще одна причина недостаточного финансирования - задержки с заключением договоров государственных заказчиков с предприятиями в рамках ГОЗ. Проведенное обследование показывает, что значительная часть договоров на 2005 год - 46% - была заключена только в марте 2005 года (рис. 4). Таким образом, для этих предприятий первый квартал года полностью прошел без финансирования. Соответственно производство или двигалось низкими темпами, или фактически простаивало.

Силовым ведомствам, Минобороны в частности, предоставлено право на заключение договоров в рамках Государственного оборонного заказа до утверждения его постановлением правительства Российской Федерации, с соответствующей оговоркой в договоре, как это определено протокольным решением Комиссии правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам от 23 ноября 2004 года. Государственный оборонный заказ утверждается правительством РФ в декабре предшествующего года, а заключать договоры можно уже в ноябре. Таким образом, финансирование ГОЗ может начинаться уже в январе.

Еще одна выявленная серьезная проблема - задержка финансирования. Предприятия, долгое время не получающие плату за выполненные заказы, оказываются в долгах. Они не только теряют средства на выплате процентов по банковским кредитам, которые вынуждены брать, у них образуется задолженность по зарплате, по расчетам со смежниками, за электроэнергию, воду и тепло. Но главное, возникает значительная задолженность перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами. Общий объем кредиторской задолженности обследованных предприятий ОПК составляет сумму, близкую к 20% государственного заказа этим предприятиям в 2005 году.

Проведенное обследование позволило выявить основные проблемы с финансированием государственного оборонного заказа: позднее заключение договоров, их несвоевременную и производимую не в полном объеме оплату, отсутствие у предприятий в первом полугодии средств на выполнение многих договоров, значительную кредиторскую задолженность предприятий ОПК.

Если заказчики ГОЗ в лице силовых ведомств не пересмотрят подходы к финансированию ОПК, российская оборонная промышленность по-прежнему будет пребывать в "лежачем" положении, не имея шансов на финансовое выздоровление.

 Рис. 1  Рис. 2
 Рис. 3  Рис. 4


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
971
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
808
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
956
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
644

Другие новости