В ноябре исполнилось 10 лет канадскому спутнику "Радарсат-1". Для России это знаменательное событие, поскольку именно с канадского сателлита великая космическая держава получает снимки ледовой обстановки в местах дислокации Северного флота, многих других территорий. Собственных спутников радарного зондирования Земли с разрешением 8 метров Родина Юрия Гагарина не имеет. Не смогла наша развитая оборонная промышленность создать ничего подобного. А канадцы готовят к запуску аппарат следующего поколения "Радарсат-2" с разрешением 3 метра.
Крах российских космических программ пронял даже генералов, которые очень лояльно относились к многолетнему свертыванию орбитальной группировки. В последнее время они гордо рапортовали, что количество аппаратов военного и двойного назначения скоро достигнет уровня 1990 года. Но, видимо, дальше выдавать желаемое за действительное невозможно. И на круглом столе в Совете Федерации 10 ноября были публично озвучены шокирующие данные.
"Двенадцать-тринадцать космических аппаратов радиотехнической разведки США постоянно за нами наблюдают, у нас такой аппарат летает только один", - заявил генерал Олег Громов, заместитель командующего космическими войсками РФ по вооружению. По его словам, устаревшие спутники "Молния-1Т", "Молния-3" и "Парус", обеспечивающие связь Военно-морского флота, надо заменять перспективным аппаратом "Меридиан". Но для принятия его на вооружение требуется увеличить финансирование. Систему предупреждения о ракетном нападении уже невозможно восстановить за счет запуска "безнадежно устаревших спутников 71Х6 и 73Д6", отметил Олег Громов. Он сообщил, что сейчас на орбите находится 3 таких аппарата, хотя для обнаружения ракетных пусков требуется как минимум 8.
Не менее плачевную картину нарисовал и заместитель главкома ВВС генерал-полковник Александр Зелин. Он сообщил оторопевшим сенаторам, что российская авиация, в том числе стратегическая, пользуется американской навигационной системой GPS, поскольку в отечественной системе ГЛОНАСС только 14 действующих спутников, которые не способны обеспечить полеты даже над территорией России. Для нормальной навигации их должно быть 24. А тем временем американцы готовят в январе запуск спутника GPS второго поколения.
По данным экспертов, взаимодействие с системой ГЛОНАСС повышает эффективность боевых действий ВМФ в поражении морских стратегических сил потенциального противника на 15-20%, боевого управления стратегическими подводными лодками - на 8-10%. Обеспечивает наведение крылатых ракет на цель с точностью до 10-15 метров. При оснащении самолетов навигационными комплексами и полном развертывании системы ГЛОНАСС ожидаемая сумма приращения боевого потенциала составит: для самолетов тактической авиации - 10-15%, дальней авиации - 15-20%, военно-транспортной авиации - до 10%. В Сухопутных войсках эффективность ракетного и артиллерийского огня возрастет на 40%. Вместе с тем в 4-5 раз сокращается расход боеприпасов ракетных комплексов, а артиллерийских снарядов - в 1,7-3 раза.
Американская орбитальная группировка сейчас насчитывает 415 космических аппаратов, российская - 96. "Из них 62 аппарата (65%) выработали ресурс, включая 33 военных спутника и 29 аппаратов гражданского и двойного назначения", - объявил глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов. Он подчеркнул: "Мы ровно в тридцать раз меньше США по финансированию. В США на космические нужды тратится 16,4 миллиарда долларов, у нас - 0,8 миллиарда долларов начиная с 2007 года". Утвержденная правительством Федеральная программа до 2015 года обойдется казне в 315 млрд. рублей, но это слишком маленькие деньги, чтобы исправить положение. "Наши люди не понимают, почему мы не можем обеспечить такие же сроки и уровень космических разработок, как у США, и рассчитывать, что при таком уровне финансирования удастся сохранить баланс сил, - утопия", - заключил Перминов.
Но строительство утопии в России идет опережающими темпами, прямо как при социализме. Недавно с помпой отрапортовали, что экспериментальная боеголовка баллистической ракеты "Тополь" "преодолела противоракетную оборону США" на полигоне в Казахстане. Но для наведения этих боеголовок на цель требуется полнокровная орбитальная группировка. Точно так же стратегическая авиация зависит от американской навигационной системы, а подводные лодки не могут уходить на долгое дежурство в Мировой океан, поскольку лишены устойчивой связи со штабами. И собственный "ракетный щит" ничего не прикрывает, поскольку подготовку к запуску и сам запуск межконтинентальных ракет потенциального противника нечем отслеживать. Обнаружить воздушно-космический удар удастся только тогда, когда чужие ракеты будут находиться на подлете к Москве┘
Бывший глава Росавиакосмоса, а сейчас директор Департамента оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Минпромэнерго Юрий Коптев сообщил, что доставшийся в наследство от СССР ресурс ракет исчерпает себя как раз к 2015 году. Речь идет о стратегических межконтинентальных ракетах с ядерными боеголовками. К этому времени и предприятия ОПК окончательно загнутся. "Загрузка отрасли, которая обеспечивает создание компонентов твердого топлива для ракет, стоящих на боевом дежурстве, составляет сейчас 3-4%", - объявил Юрий Коптев. По его словам, общая загрузка мощностей предприятий ОПК в настоящее время составляет менее 30%, из которых на долю госзаказа приходится всего около 25%. Глава департамента ОПК Минпромэнерго привел и такие цифры: "Во времена СССР в ОПК работали свыше 9 миллионов человек, 1,7 миллиона - сегодня. Средний возраст работающих в отрасли перевалил за 50 лет, и ОПК продолжает жить на уровне технологий, доставшихся от Советского Союза". И резюмировал: "За счет средств, закладываемых государством в бюджет Минобороны, ОПК выжить не может".
В то же время в программу полета на Луну правительство РФ собирается вложить 2 млрд. долларов, оплачиваются эксперименты по подготовке полета на Марс, возобновляются исследования Венеры и других небесных тел. На эти амбициозные, но маложизнеспособные программы финансирование находится. Это все тешит патриотически настроенного обывателя, но не имеет ничего общего с реальными государственными интересами.
Последние годы российские ракеты-носители выводят на орбиту на коммерческой основе немало зарубежных спутников. Тут и французские, и германские, и норвежский, и индонезийский. Но уже никто не покупает российские космические аппараты, поскольку они безнадежно отстали от среднемирового уровня. И не на поколение, не на два - навсегда, как это ни прискорбно.