Статья начальника Научно-информационного центра ГосНИАС Вячеслава Володина, опубликованная в "НВО" (# 41, 2005), бесспорно, содержит очень важные оценки и выводы, касающиеся развития американской военной авиации. Вот только конечное умозаключение автора, которого "лишь приводят в уныние" некоторые заявления отдельных российских военачальников, чересчур пессимистично. Ведь совсем недавно, 27 сентября 2005 года, не кто-нибудь, а президент РФ Владимир Путин во время прямого общения с гражданами России, говоря о перевооружении армии и флота, изложил ряд важных положений развития отечественных Военно-воздушных сил. Верховный главнокомандующий подчеркнул, в частности, что существуют планы строительства самолетов пятого поколения, совершенствования технического оснащения ВВС, программы подготовки молодых летчиков.
Вместе с тем Главковерх отметил: "К сожалению... до сих пор вот этому направлению нашей деятельности мы должного внимания не уделяли". И это - истинная святая правда. С удивительным хладнокровием руководители Российского государства и его Вооруженных сил взирали на войны высоких технологий, проведенные США и их союзниками по Североатлантическому альянсу в 1991-1998 годах (операции "Буря в пустыне", "Решительная сила", "Лис в пустыне"). Никто тогда на самом верху нашего военно-политического Олимпа не обеспокоился всерьез вопросом: а готовы ли Вооруженные силы РФ к такой войне?
Между тем основными задачами ВВС американцев и натовцев явились: завоевание с началом боевых действий превосходства (господства) в воздухе; поражение живой силы и военной техники на главных направлениях ведения военных действий; ведение воздушной разведки; создание эффективных радиопомех системам управления войсками и оружием; авиационная поддержка войск. Впрочем, ничего принципиально нового западные стратеги не изобрели. Мне неоднократно (в том числе на страницах "НВО") доводилось говорить о том, что ВВС стран, развязывающих войну, всегда были на острие агрессии. Германские люфтваффе, напомню вновь, 10 мая 1940 года нанесли внезапный массированный удар по 72 аэродромам Франции, уничтожив на них несколько сот самолетов. 12 мая за счет повторных немецких авиационных ударов по прежним и вновь выявленным аэродромам французы потеряли до 600 крылатых машин. 3, 4, и 5 июня разгром основных сил ВВС Франции, которые потеряли еще почти 900 самолетов, завершился. А еще через 2 недели французская армия сложила оружие...
Обратило внимание советское военно-политическое руководство на столь красноречивый факт? Может быть. Оперативно на него отреагировало? К сожалению, нет. Как известно, нападение на СССР началось с авиационных ударов по 66 аэродромам приграничных военных округов. Всего за первые 1,5-2 часа войны было уничтожено 1200 боевых самолетов ВВС Красной армии. Если к 22 июня 1941 года количественное соотношение советской и германской авиации составляло 1,4:1 (7133:4950), то через 18 суток оно выглядело, как 2:1 (4000:1970) в пользу люфтваффе. Только к лету 1943 года (перед Курской битвой) советские ВВС смогли переломить обстановку в небе над советско-германским фронтом.
ВВС принадлежала, принадлежит и будет принадлежать ведущая роль в завоевании и удержании господства в воздухе - одного из важнейших условий успеха при проведении операций и Сухопутных войск, и Военно-морского флота в современных условиях и в ближайшей перспективе в ходе крупномасштабной обычной войны. А потому необходимо, не откладывая в долгий ящик, предВВС принадлежала, принадлежит и будет принадлежать ведущая роль в завоевании и удержании господства в воздухе принимать срочные меры для того, чтобы российские авиаторы как можно быстрее начали получать новые боевые самолеты и вертолеты, чтобы наши летчики могли летать на них не меньше своих западных коллег, чтобы, наконец, оборудование, вооружение отечественных крылатых и винтокрылых машин ни в чем не уступало лучшим мировым аналогам.