0
1198
Газета Вооружения Интернет-версия

02.12.2005 00:00:00

Двойной спецконтроль над оружейным рынком

Тэги: дмитриев, военное сотрудничество


- Михаил Аркадьевич, какое место занимает ФСВТС среди других экспортных организаций и в структуре оборонно-промышленного комплекса РФ, как она влияет на производственную и экспортную политику?

- Прежде всего должен вас поправить: ФСВТС - не экспортная организация и не входит в структуру российского оборонно-промышленного комплекса. Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества нашей страны с иностранными государствами. Основные задачи ФСВТС таковы: осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в области ВТС; участие в разработке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в данной сфере деятельности и внесение в установленном порядке соответствующих предложений президенту России, в правительство РФ и Министерство обороны; обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти реализации основных направлений государственной политики в области ВТС, определяемых президентом; осуществление в пределах своей компетенции государственного регулирования в области ВТС.

Влияние на производственную и экспортную политику предприятий ФСВТС оказывает через участие в разработке общей государственной политики в области ВТС, через контроль и регулирование деятельности государственного посредника и субъектов ВТС, в том числе закреплением за ними соответствующих заявок, поступающих от иностранных заказчиков на поставку продукции военного назначения, выдачей разрешительных лицензий на практическую реализацию контрактов.

- Чувствуете ли вы в продвижении отечественной техники за рубеж участие первых лиц РФ?

- Президент России не только принимает политические решения, определяющие развитие сферы военно-технического сотрудничества, но и самым непосредственным образом участвует в этом процессе. За последние годы не было практически ни одних переговоров или бесед Владимира Путина с государственными деятелями других стран, в которых не затрагивалась бы тематика ВТС. Многие позитивные сдвиги в его развитии самым тесным образом связаны с зарубежными визитами президента. Аналогичной практики придерживаются и глава российского правительства, и министры, прежде всего - обороны и иностранных дел. Подтверждением тому служат последние поездки Владимира Путина и Сергея Иванова в Индию, Китай, Республику Корея.

- В прежние времена среди российских спецэкспортеров периодически вспыхивали конкурентные войны. Взаимные нападки нередко вредили продажам, приводили к срыву контрактов и занижению цен. Удалось ли преодолеть это негативное явление?

- Для решения затронутой вами проблемы - весьма чувствительной, замечу, для интересов страны - ФСВТС наделено, в частности, правом на осуществление контроля и надзора за уровнем внешнеторговых цен на экспортируемую (импортируемую) продукцию военного назначения с учетом защиты экономических интересов России. Кстати, в свое время некоторые эксперты ставили вопрос об избыточности этого полномочия для ФСВТС, но жизнь подтвердила их неправоту.

Кроме того, было проведено упорядочение списка субъектов ВТС, с ними регулярно проводится работа по предотвращению недобросовестной конкуренции. Можно сказать, что в настоящее время о конкурентных войнах между российскими производителями речь уже не идет. Правда, иногда факты недобросовестной конкуренции, как говорится, имеют место, но мы стараемся своевременно их пресекать.

- Президент неоднократно заявлял, что, несмотря на рост экспортных продаж, надо думать о будущем, более строго подходить к НИОКР. Оказывает ли ФСВТС влияние на приоритетность новых разработок?

- Наш вклад в создание современной продукции военного назначения заключается в участии в разработке государственной политики в области ВТС. Здесь в последние годы повышенное внимание уделяется сотрудничеству с зарубежными странами в высокотехнологичных областях. Успешный и наглядный пример практической реализации этой политики - российско-индийская крылатая ракета "БраМос". В настоящее время с индийской стороной прорабатываются проекты совместного создания истребителя 5-го поколения и перспективного военно-транспортного самолета. Аналогичные работы ведутся и с некоторыми другими государствами.

- Основные покупатели российских вооружений - Индия и Китай. Удается ли расширить географию сотрудничества? На какие новые рынки возможен выход?

- Для обеспечения дальнейшего развития ВТС России с зарубежными странами действительно необходимо проводить политику диверсификации нашего экспорта вооружений. Тем более что Китай и Индия, на которых в 2004-2005 годах приходилось более 70% экспорта наших ВВТ, в прошедшем году завершили закупку российских тяжелых истребителей и перешли к их лицензионному производству. Возможности для такой диверсификации у России есть за счет стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Африки и Латинской Америки.

2004-2005 годы ознаменовались целым рядом шагов в этом направлении. Подписаны достаточно серьезные контракты с Индонезией, Малайзией, Венесуэлой, Ливией, Марокко. Развивая отношения с нашими перспективными партнерами, необходимо понимать, что речь идет о создании системы взаимодействия, основанной на взаимовыгодном сотрудничестве, когда в условиях рыночных отношений соотношение цена-качество часто становится определяющим при заключении контрактов на поставку продукции военного назначения.

Требуется более активный подход со стороны российских ведомств и предприятий по налаживанию широкого сотрудничества с перспективными странами в военной области. Это и закупки оружия, боевой техники, и подготовка офицеров в российских военных вузах, и привлечение наших специалистов для содействия на месте национальному военному строительству, и помощь в создании ремонтно-производственной базы. Однако осуществление намеченных планов во многом будет зависеть не только от наших действий, но и от стабильности мировой экономики, финансового состояния заинтересованных в закупках ПВН государств.

- В развитых странах 75% прибыли приносят запчасти и сервис. Удается ли заинтересовать отечественные предприятия в создании сервисных сетей за рубежом? Как их отсутствие влияет на рынок?

- Необходимо уточнить: запчасти и сервис действительно приносят до 75% прибыли, однако эта прибыль растянута на длительный период времени (до 30 и более лет). Вот почему в каждом текущем году доход от этой деятельности сравнительно невелик. Тем не менее оперативное и надежное обеспечение потребителя запчастями и услугами по послепродажному обслуживанию техники является обязательным условием для успешности любого бизнеса, в том числе и экспорта продукции военного назначения. К тому же российским экспортерам ПВН приходится действовать в условиях жесткой конкурентной борьбы с мощными зарубежными поставщиками.

В связи с этим вопрос о том, чтобы специально "заинтересовывать" отечественные предприятия в создании сервисных сетей за рубежом, не стоит, поскольку у них уже имеется серьезный интерес к работе по данному направлению. В частности, они создали сервисные центры по обслуживанию самолетов в Индии и Малайзии. Аналогичные работы проводятся нашими экспортерами и в других странах. Есть даже лидеры по поставкам зарубежным клиентам запчастей.

- Многие государства стремятся принять участие в модернизации техники российского производства. И зачастую им удается получить очень выгодные заказы. Что сдерживает активность отечественного производителя в этой сфере?

- Рынок модернизации очень емкий, он охватывает практически всю номенклатуру поставленной ранее военной техники. По оценке экспертов, в обозримой перспективе у стран-покупателей значительная часть средств будет выделяться именно на модернизацию и продление сроков эксплуатации тех ВВТ, которые были закуплены ранее. Как следствие - сегодня на мировом рынке вооружений появилось большое количество компаний из разных стран мира, предлагающих свои услуги по модернизации боевой техники. Доминируют среди них не официальные производители ВВТ, а главным образом фирмы третьих стран - в первую очередь из Израиля. Свои программы модернизации ВВТ, в том числе советского/российского производства, предлагают также США, восточноевропейские страны, Китай, Украина.

Израильские компании, например, в настоящее время уделяют особое внимание модернизации боевых самолетов советского/российского производства. Ими были заключены контракты на модернизацию истребителей с Румынией и Хорватией, прорабатываются контракты с Замбией, Кампучией, Эфиопией. Необходимо отметить, что проведенная без согласия и участия российского производителя модернизация, в частности, румынских самолетов, оказалась неудачной.

Российские субъекты ВТС, получившие право осуществлять подобный вид деятельности столкнулись с необходимостью проводить весь комплекс рекламно-маркетинговых мероприятий, решать в требуемом объеме сложные задачи формирования собственного имиджа на внешнем рынке, оперативно вести изучение спроса и предложения на эти работы. Можно констатировать, что определенные результаты здесь имеются. Так, в Индии уже проведена модернизация некоторых типов боевых самолетов. В настоящее время ведутся переговоры с индийской стороной о заключении контрактов на модернизацию поставленных нашим ОПК истребителей и танков. Реализуется и контракт с Йеменом по модернизации построенных в РФ самолетов.

В ряде случаев может возникнуть необходимость привлекать компании других государств для совместной реализации проектов модернизации российской/советской ПВН. Такая ситуация может возникнуть, в частности, при попытках утвердиться на тех рынках, на которые мы не можем пробиться в одиночку. Если для решения этой задачи необходима совместная работа российских и, допустим, израильских фирм над модернизацией нашей техники, то мы пойдем на это. Помимо всего прочего, мы получаем доступ к достаточно передовой технологии.

- Заканчивается 2005 год, и, наверное, уже можно подвести какие-то предварительные итоги. Насколько он оказался удачным в сфере ВТС? Удастся ли превысить результаты 2004 года?

- Мы видим свою задачу в полном выполнении намеченных планов. У России есть своя ниша на оружейных рынках, и она достаточно объемна. Пиковых показателей мы еще не достигли... Впрочем, к каким-либо прорывам в количественных показателях и не стремимся. Сегодня можно говорить об "отладке" существующей системы ВТС. Общее оздоровление политической и экономической ситуации в стране позволяет уйти от "пожарных" методов работы, уделять больше внимания мелочам, труду на перспективу.

Если же в предварительном плане говорить о завершающемся 2005 годе, то можно в целом оценить его как успешный. И не только потому, что не было отмечено никаких срывов графика поставок и план, безусловно, будет выполнен. В активе 2005-го - некоторое расширение географии сотрудничества, укрепление позиций России на новых рынках. Положительно можно оценить и значительное усиление "морской составляющей" ВТС.

- И традиционный вопрос: каковы перспективы на будущее?

- Мы настроены оптимистически. Неплохие заделы на перспективу уже имеются. Стоит двуединая задача - закрепить и усилить позиции России на мировом рынке оружия, что не так просто сделать в условиях постоянно нарастающей конкуренции со стороны США и объединенной Европы.

Значительные усилия нашим предприятиям и компаниям предстоит сконцентрировать на качественном обслуживании уже поставленной техники, оперативной поставке запчастей, создании различных сервисных центров, модернизации продукции военного назначения. Как важнейшее направление ВТС хотелось бы отметить технологическую и исследовательскую кооперацию с нашими партнерами. По этому пути уже идут ведущие страны мира.

Военно-техническое сотрудничество Россия ведет с 82 странами

США - со 100 странами,

Франция - с 29 странами,

Германия - с 26 странами,

Англия - с 26 странами.

Из досье "НВО"

Михаил Аркадьевич Дмитриев родился 25 апреля 1947 г. в Москве. Окончил Московский государственный институт международных отношений. Затем с 1970 по 2000 г. работал в КГБ СССР и Службе внешней разведки РФ. В 2000 г. получил пост заместителя министра промышленности, науки и технологий РФ. С ноября того же года - заместитель министра обороны РФ, председатель Комитета Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами. В апреле 2004 г. назначен директором Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Генерал-лейтенант. Женат. Имеет двоих детей. Владеет английским и чешским языками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
275
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1283
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1875
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1311

Другие новости