Председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин заявил 24 января: "Мы можем с уверенностью назвать 2005-й, а тем более 2006 год, стартом перехода от цикла в общем-то разрозненных оргштатных мероприятий к плановому военному строительству и наращиванию возможностей войск и сил". По словам генерал-полковника, к 2015 году соотношение между расходами на содержание и оснащение войск должно измениться с нынешних 60 и 40% примерно на 30 и 70%.
Поскольку, в развитых странах, например в США, соотношение расходов на содержание войск и их оснащение - пятьдесят на пятьдесят, то такой бюджетный крен в сторону "железа" вызывает смешанные чувства.
Президент Фонда содействия военной реформе, профессор, генерал-майор запаса Павел Золотарев так прокомментировал "НВО" этот план военного строительства: "Уровень расходов на оборону был на порядок ниже необходимого. Если сравнивать с сопоставимыми по численности ВС США, то в 15-20 раз. И из этого положения быстро не выйти. Есть опасность, что выход, как всегда, найдут за счет людей. Офицер снова окажется на последнем плане".
Генерал-майор Павел Золотарев считает, что прежде, чем увеличивать расходы на закупку вооружений, надо задать вопрос: а чем оснащать армию? То, что мы называем новыми вооружениями - это то, что мы начали делать еще в советское время. Сегодня уже нужны иные системы, а в 2015 году тем более. "Если посмотреть, что предпринимают американцы, то станет понятно, что они все больше внимания уделяют средствам управления и разведки, позволяющим осуществлять высокоточное избирательное воздействие на противника различными средствами, - сказал эксперт. - Техническое оснащение и его эффективность повышаются, прежде всего, в оперативно-тактическом звене. Ставятся задачи на этом уровне достичь успеха и не допустить перерастания в крупный военный конфликт".
Особую тревогу у Павла Золотарева вызывает финансовая сторона военного строительства. С одной стороны, страна преодолела кризис и средства есть. Достаточно вспомнить, каков у нас размер Стабилизационного фонда. Другое дело, что разумно распоряжаться ассигнованиями у нас не умеют. Деньги на закупку вооружений тратятся немалые, сопоставимые с затратами на закупки вооружения другими странами, но в войска поступает значительно меньше, чем у них. Отсутствуют функции парламентского и гражданского контроля, а непрозрачный военный бюджет позволяет растаскивать средства. "Поэтому и ходят слухи, что так называемые откаты при закупке вооружений достигают 30, а то и 50%", - говорит военный эксперт.
Уменьшение до 30% расходов на содержание в военном бюджете может означать, что существенного роста денежных доходов офицерам и контрактникам ждать не приходится. Как отметил Павел Золотарев, повышают не должностные оклады, а довольствие - разного рода выплаты. В результате, когда офицер выходит на пенсию, она оказывается очень маленькой.
Если следовать концепции Виктора Заварзина, то получается, что основная часть военного бюджета в недалеком будущем будет тратиться исключительно на вооружения. А там денежные потоки неконтролируемы...