0
2782
Газета Вооружения Интернет-версия

03.03.2006 00:00:00

Советский потенциал оборонной промышленности исчерпан

Тэги: пугинский, роспром, опк


- Станислав Борисович, так ли необходимы новые реформы оборонной промышленности?

- Научный и производственный потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса, накопленный еще во времена Советского Союза, пока позволяет выпускать востребованные на мировых рынках вооружения и военную технику (ВВТ). Однако основные разработки появились до 1993 года. В ближайшие 3-5 лет задел по оборонным НИОКР будет в основном исчерпан.

Между тем крупнейшие страны мира - США, Китай, Германия и другие - планируют завершить полное переоснащение своих армий и флотов к 2020 году. С 2000 года, по данным зарубежных экспертов, начался рост расходов на вооружения в глобальном масштабе. Причем в первую очередь внимание обращается на качество ВВТ. Специалисты отмечают революционный характер многих внедряемых в практику новейших технологий.

В интересах национальной безопасности России надо направить наш ОПК на создание самых современных образцов вооружений и военной техники. Этого можно достигнуть только тогда, когда в оборонной промышленности будет проведена глубокая структурная реформа, сконцентрирован мощный инвестиционный и управленческий ресурс, завершено техническое переоснащение, что позволит сформировать высокотехнологичный многопрофильный сектор экономики с компактным и эффективным производством. Создание в рамках такой реформы крупных диверсифицированных холдингов не просто разделит издержки производства между гражданской продукцией, оружейным экспортом и оборонным заказом, но и заложит предпосылки обеспечения экономической и технологической независимости страны даже в условиях процесса всеобщей глобализации.

- А в чем суть нынешней реформы российского ОПК, так сказать, ее соль?

- Формирование нового облика ОПК подразумевает решение ряда взаимосвязанных задач по приведению состава, объемов и структуры научно-производственных активов предприятий в соответствие с прогнозируемым спросом на продукцию военного назначения, их техническому перевооружению, созданию новых производств, развитию промышленных критических технологий, совершенствованию государственного управления оборонкой.

Организационно-институциональное реформирование ОПК - создание интегрированных структур, казенных предприятий и т.п. - является одним из важнейших инструментов решения названных задач.

Одновременно с реформой самой оборонной промышленности нужно переосмыслить роль гособоронзаказа, который в большинстве развитых стран служит мощнейшим ресурсом промышленной политики государства. В наших же условиях ГОЗ зачастую не является стимулом для улучшения работы предприятий, а становится для них финансовой проблемой. Давно назрела потребность перейти от существующей практики размещения раздробленных мелких заказов на нескольких тысячах предприятий к программно-целевому комплексному финансированию долгосрочных контрактов на создание и поставку финальных образцов ВВТ, предусмотренных государственной программой вооружения, и, возможно, к формированию трехлетнего оборонного бюджета.

- Можно, если не секрет, рассказать о масштабе предстоящих преобразований?

- В период до 2010 года планируется завершить образование интегрированных структур по важнейшим направлениям разработки и производства вооружений, военной и специальной техники. Всего их будет 40-45. Это примерно 46% от общего количества предприятий сегодняшнего ОПК (в его Сводном реестре в настоящее время значится 1265 организаций). В результате должен быть сформирован новый облик оборонно-промышленного комплекса России. В его состав войдет: ограниченное количество структур, специализирующихся на разработке и производстве финальных образцов ВВСТ по государственной программе вооружений; казенные предприятия по боеприпасам и спецхимии; ведущие научно-исследовательские институты, имеющие статус федеральных центров, ответственных за проведение государственной политики по приоритетным направлениям науки, технологии и техники в области обороны и безопасности страны, а также инфраструктура технологически связанных с основным производством ВВСТ высокоспециализированных предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса.

- Какие изменения планируются в структуре собственности в ОПК?

- Несмотря на проводимое сокращение избыточной части госсектора в промышленности и постепенный отказ от института правохозяйственного ведения, в ОПК предусматривается сохранение значительного присутствия государства. Основной научный и производственный потенциал оборонки в результате преобразований сосредоточится в системообразующих интегрированных структурах в форме акционерных обществ, в которых государство будет обладать контрольным пакетом.

В отношении остальных предприятий (кроме казенных и государственных научных центров) целесообразно проведение поэтапного акционирования и последующей приватизации. Для тех из них, которые обладают критическими технологиями либо занимают доминирующее положение на рынке, необходимы различного рода механизмы государственного контроля в виде сохранения участия Российской Федерации в акционерном капитале, введения "золотой акции". Нужно радикально расширить практику использования такого предусмотренного законодательством о приватизации способа госконтроля за инвесторами, как установление ограничений на деятельность новых владельцев пакетов акций.

- Что может способствовать ускорению интеграционных процессов в оборонной промышленности?

- В последние годы в российской корпоративной практике активно используется передача полномочий исполнительного органа акционерных обществ управляющим компаниям. При этом акционеры полностью сохраняют свои права и контролируют через органы управления обществом деятельность такой компании.

Механизм передачи полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющей компании как меру обеспечения интеграции предприятий ОПК целесообразно применять в отношении группы предприятий. Это необходимо для плавной подготовки корпоративного управления в период создания холдинга. Конечно, выбор управляющей компании в качестве исполнительного органа должен осуществляться на конкурсной основе.

Кроме того, поскольку речь идет о предприятиях ОПК, управляющие компании обязаны соответствовать критериям, определяемым правительством РФ. А условия конкурса должны содержать единственное требование - достижение высоких показателей для всей группы предприятий концерна.

В целях повышения заинтересованности управляющей компании в результатах деятельности АО возможно предоставление ей опциона - права на приобретение акций (с сохранением контрольного пакета акций у государства либо головной компании) управляемого общества. Но реализация данного положения требует изменения законодательства о приватизации.

- Какие меры будут предприниматься по совершенствованию государственного управления ОПК?

- Один из важнейших аспектов управления - работа представителей государства в органах акционерных обществ ОПК, акции которых находятся в федеральной собственности. Приходится констатировать, что пока эта работа малопродуктивна. Роль представителей государства в органах управления оборонных АО в части определения ими самостоятельной согласованной позиции по вопросам работы общества должна быть повышена с одновременным установлением режима планирования отчетности и контроля за их деятельностью.

Следует существенно уменьшить количество директивных указаний, предусмотреть порядок определения представителями интересов государства единой позиции по вопросам повестки дня заседания органов управления АО; ввести годовое планирование труда членов совета директоров - представителей интересов Российской Федерации - с утверждением личных планов их работы в федеральном органе исполнительной власти, уточнить формы их отчетности, а также ввести критерии эффективности их деятельности в зависимости от достижения АО планируемых финансовых и экономических показателей.

Одновременно представляется необходимым реанимировать предусмотренный постановлением правительства Российской Федерации от 21 мая 1996 года # 625 институт поверенных как механизм привлечения "профессиональных директоров" - людей, работающих в советах директоров АО с госучастием на профессиональной основе и связанных соответствующим договором с государством.

- Как будет развиваться частно-государственное партнерство в ОПК?

- Подготовленная концепция новой программы развития ОПК на 2007-2010 годы отражает идеологию государственно-частного партнерства.

Программа основана на смешанном финансировании, включающем бюджетные средства всех уровней, собственные средства предприятий, частные инвестиции. При этом необходимо ясно понимать, что в условиях отсутствия у ОПК достаточных внутренних ресурсов для саморазвития без масштабных государственных инвестиций в техническое перевооружение и развитие технологий привлечь частные инвестиции невозможно.

Здесь нельзя не отметить и острейшую проблему ценообразования на закупаемые по гособоронзаказу ВВТ. Неадекватный современным условиям состав расходов, отнесение которых на себестоимость принимается заказчиком, стал препятствием для привлечения инвестиций в оборонные отрасли промышленности.

- Государство из бюджета в рамках инвестиционных программ дает ныне предприятиям ОПК немалые средства на капвложения. Однако обязательная по закону процедура эмиссии акций занимает от 12-18 месяцев. Как ее упростить?

- Здесь возможны различные подходы.

Для акционерных обществ, более 75% акций которых находятся в федеральной собственности, инвестиции в счет эмиссии дополнительных акций в ряде случаев вполне оправданы при упрощении процедуры и сокращении сроков рассмотрения документов.

Общим же правилом, а для АО с частными владельцами пакетов акций - единственным разумным подходом, должно стать включение инвестиционной составляющей в стоимость заказываемой продукции.

- Каким образом решится проблема быстрого привлечения в ОПК инвестиций?

- Действующее правовое регулирование существенно затрудняет привлечение в открытые акционерные общества с государственным участием прямых инвестиций посредством самого дешевого и выгодного способа - проведения дополнительной эмиссии акций. Фактически осуществление прямых инвестиций в ОАО возможно только в случае, если государство соглашается осуществлять их на паритетной основе, что в современной ситуации, принимая во внимание дефицит государственных инвестиционных ресурсов и сложность процедур их использования, является маловероятным.

Значительная часть государственных предприятий преобразована в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в собственности Российской Федерации. Осуществление прямых частных инвестиций в эти ОАО с силу требований закона "О приватизации" сейчас невозможно в принципе, так как любой частный пакет уменьшает долю государства.

Вот почему назрела потребность внесения изменений в законы "О приватизации" и "Об акционерных обществах", открывающих возможность привлечения частных инвестиций за счет дополнительной эмиссии акций АО с уменьшением государственной доли в их уставном капитале с согласия правительства РФ, а для стратегических обществ - президента России.

- Все ли готово для начала нынешней реформы ОПК?

- Большинство изложенных предложений уже оформлены в виде проектов федеральных законов, постановлений правительства России, ведомственных актов. В целях решения системных проблем ОПК завершается разработка стратегии его развития в целом и ряда ключевых оборонных отраслей на период до 2015 года.

Основными инструментами реализации общесистемных мероприятий стратегии развития ОПК будут являться федеральные целевые программы развития оборонно-промышленного комплекса России на 2007-2010 годы и "Национальная технологическая база".

 

Из досье "НВО"

Станислав Борисович Пугинский родился в 1963 году в Москве, окончил Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова по специальности "юрист". Работал генеральным директором Российского торгово-финансового союза, заместителем генерального директора ФГУП "Российский НИИ космического приборостроения", заместителем генерального директора ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", советником заместителя председателя правительства Российской Федерации. С апреля 2004 года заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности. Отвечает за осуществление программ развития и структурных реформ в отраслях промышленности, управление государственным имуществом, предупреждение банкротства подведомственных организаций, мобилизационную подготовку экономики, вопросы режима и безопасности, правовые вопросы. Кандидат юридических наук.

Женат. Имеет двоих детей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
480
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
595
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
504
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
411

Другие новости