В России работоспособность государственных и коммерческих структур определяется личными качествами руководителя. От него зависят технологическая политика, выбор стратегических партнеров, распределение финансов и дальнейшие перспективы. Поэтому многих волнует вопрос: кто возглавит Объединенную авиастроительную корпорацию?
Изначально бесспорным кандидатом считался Борис Алешин. Именно он озвучил идею создания единой компании в авиапроме, стоял у ее истоков. Он считается специалистом в области авиастроения, доктор наук, возглавлял Центр микроэлектроники авиационной промышленности, Госстандарт, был статс-секретарем - первым заместителем министра промышленности, науки и технологий РФ...
Однако кандидатура Алешина не встретила понимания, и в указе о создании ОАК его фамилии нет. Существует несколько объяснений этого факта. Во-первых, Алешин считается креатурой ныне опального экс-премьера Михаила Касьянова. Поговаривают, что именно он нашел Алешина в Госстандарте, где специалист по бортовым авиационным системам успешно сократил чиновничий аппарат в несколько раз, и использовал своего выдвиженца для того, чтобы отобрать у Ильи Клебанова управление оборонно-промышленным комплексом.
Вторая причина кроется в уровне компетентности Бориса Алешина. Он никогда не занимался непосредственно самолетостроением, а трудился в научно-исследовательской и финансово-коммерческой сферах. Потом стал чиновником. Его назначение может нарушить баланс между чиновничеством и частным капиталом в руководстве корпорацией. Компетентность, разумеется, в современной России не имеет особого значения, но в борьбе околоправительственных политических группировок всякое лыко в строку.
Гораздо больше шансов стать руководителем ОАК у известных авиапромышленников. СМИ называют имена трех человек: Алексея Федорова - гендиректора ОАО РСК "МиГ", Михаила Погосяна - гендиректора ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" и Валерия Безверхнего - вице-президента корпорации "Иркут", в настоящее время возглавляющего некоммерческое партнерство "Объединенный авиастроительный консорциум".
Алексей Федоров руководил деятельностью корпорации "Иркут", затем был "брошен" на вытягивание из финансовой пропасти РСК "МиГ". Михаил Погосян прошел путь от инженера до генерального конструктора ОКБ "Сухой", а затем стал гендиректором ОАО АХК "Сухой". На их фоне послужной список Валерия Безверхнего выглядит не столь внушительно. В авиастроении Безверхний, можно сказать, новичок. Только в 1989 году он вошел в совет директоров "Иркута" после того, как возглавляемая им компания АФТ скупила значительный пакет акций Иркутского авиапредприятия. Сейчас Безверхний контролирует 12,7% акций, являясь вторым после Алексея Федорова частным акционером "Иркута". За это время корпорация решила проблемы с финансированием исключительно с помощью рыночных механизмов. А Безверхний обеспечил контракт "Эрбас" на поставку комплектующих на 200 млн. долларов и потому стал компромиссной фигурой руководителя некоммерческого партнерства "Объединенный некоммерческий консорциум".
Кандидатуры Федорова и Погосяна у многих экспертов вызывают сомнение. Нет гарантии, что любой из них не станет больше радеть своей "фирме" в составе ОАК. Впрочем, с тем же основанием можно и Валерия Безверхнего считать неподходящим претендентом. Соблазн дать заработать побольше компании, совладельцем которой он является, слишком велик. Надо также учесть, что каждый новый руководитель подбирает собственную команду сотрудников и управленцев. Это может привести к созданию мощного лобби одной из трех компаний - РСК "МиГ", "Сухой" или "Иркут", что не придаст устойчивости всей структуре ОАК.
Поэтому все больше уверенности, что "пост номер один" в ОАК доверят человеку со стороны. Главным таким кандидатом считается Юрий Коптев, получивший опыт руководства такой огромной структурой, как Росавиакосмос. Но Коптев - не авиастроитель, он выходец из космической отрасли, и в тот период, когда он возглавлял РАКА, авиапром не получал особой поддержки. Но равноудаленным от главных авиакорпораций его считать нельзя, поскольку он является членом совета директоров "Сухого".
Глава ОАК должен суметь интегрировать массу предприятий в единое целое и запустить рабочий механизм корпорации. Ему предстоит содействовать приватизации ряда предприятий, вывести их на рынок ценных бумаг, обеспечить приток финансов. И слово "финансы" здесь ключевое. Как они распределятся, зависит от руководителя. Кто им станет, тот и будет "заказывать музыку" в ОАК. А имя этого человека мы скоро узнаем. Тогда и станет понятно, в какую сторону будет развиваться российский авиапром.