0
1194
Газета Вооружения Интернет-версия

14.04.2006 00:00:00

Три века и одно столетие

Тэги: подводные силы россии, никонов, шильдер


Подводные силы России. 1906–2006 – М.; Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. – 832 стр., илл.

В 1720 году молодой крестьянин Ефим Никонов предложил царю Петру построить «потаенное судно», способное плавать под водой. Первую модель русской подводной лодки заложили в марте того же года и назвать решили именно так – «Модель». Но на закладной доске почему-то оказалось каллиграфически написано «Морель». Под этим загадочным именем деревянное судно, похожее на бочку, десять лет испытывалось и доводилось до ума. Умер царь Петр, а за ним и царица Екатерина, а плотнику Никонову никак не удавалось устранить течи в весельных гнездах, хотя лодка погружалась и плавала под водой. Закончилось все ссылкой Никонова в Астрахань...

Спустя 113 лет Карл Шильдер, выходец из прибалтийских немцев, построил цельнометаллическую подлодку, оснащенную перископом. Вооружена она была пороховыми ракетами. Вот когда, можно сказать, зародились подводные ракетоносцы. Но и эта лодка не оправдала вложенных государственных денег. Причина была понятна: весла – не самый лучший двигатель...

В 1856 году в подводное плаванье отправилась лодка постройки баварского подданного Вильгельма Бауэра. Она уже была снабжена толкающим винтом, который приводился в движение вручную. Точнее, ногами. Два матроса наступали на ступени приводных колес. В день коронации Александра II лодка погрузилась под воду, имея на борту флотский оркестр, который грянул гимн. Внутренняя акустика оказалась мощной, больше лодка не прославилась ничем...

Первую подлодку с механическим двигателем построил Иван Александровский. Лодка имела длину 33 метра и водоизмещение 363 т, экипаж – 20 человек. Она стала первой, которую посетил глава государства. И первой, которую раздавило массой воды при погружении на 30 метров...

Таким драматических историй много в книге «Подводные силы России. 1906–2006», выпущенной к 100-летию отечественного подводного флота. Правда, первая боевая подводная лодка «Дельфин» вступила в строй еще в 1902 году, но отсчет у нас ведется обычно от царских указов. Роскошно изданный солидный том – настоящий памятник, увековечивший историю подводного плавания и героизм российских моряков. Он богато иллюстрирован редкими снимками и рисунками. И остается только пожалеть, что подавляющему большинству ветеранов-подводников это роскошное издание окажется не по карману.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


МХТ открыл сезон премьерой спектакля «Кабала святош»

МХТ открыл сезон премьерой спектакля «Кабала святош»

Нурия Ямилова

0
597
Жертвами строительного спада стали бесквартирные дольщики

Жертвами строительного спада стали бесквартирные дольщики

Михаил Сергеев

Вывод на рынок новостроек в среднем по стране сократился на 19%

0
1172
Угольным компаниям государство поможет в индивидуальном порядке

Угольным компаниям государство поможет в индивидуальном порядке

Ольга Соловьева

Чиновники уверены в востребованности российского сырья на фоне падения поставок

0
1074
Самолет-амфибия Бе-200 должен пройти летные испытания в ходе работ по ремоторизации с украинских двигателей на российские

Самолет-амфибия Бе-200 должен пройти летные испытания в ходе работ по ремоторизации с украинских двигателей на российские

0
671

Другие новости