0
1080
Газета Вооружения Интернет-версия

14.04.2006 00:00:00

Три века и одно столетие

Тэги: подводные силы россии, никонов, шильдер


Подводные силы России. 1906–2006 – М.; Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. – 832 стр., илл.

В 1720 году молодой крестьянин Ефим Никонов предложил царю Петру построить «потаенное судно», способное плавать под водой. Первую модель русской подводной лодки заложили в марте того же года и назвать решили именно так – «Модель». Но на закладной доске почему-то оказалось каллиграфически написано «Морель». Под этим загадочным именем деревянное судно, похожее на бочку, десять лет испытывалось и доводилось до ума. Умер царь Петр, а за ним и царица Екатерина, а плотнику Никонову никак не удавалось устранить течи в весельных гнездах, хотя лодка погружалась и плавала под водой. Закончилось все ссылкой Никонова в Астрахань...

Спустя 113 лет Карл Шильдер, выходец из прибалтийских немцев, построил цельнометаллическую подлодку, оснащенную перископом. Вооружена она была пороховыми ракетами. Вот когда, можно сказать, зародились подводные ракетоносцы. Но и эта лодка не оправдала вложенных государственных денег. Причина была понятна: весла – не самый лучший двигатель...

В 1856 году в подводное плаванье отправилась лодка постройки баварского подданного Вильгельма Бауэра. Она уже была снабжена толкающим винтом, который приводился в движение вручную. Точнее, ногами. Два матроса наступали на ступени приводных колес. В день коронации Александра II лодка погрузилась под воду, имея на борту флотский оркестр, который грянул гимн. Внутренняя акустика оказалась мощной, больше лодка не прославилась ничем...

Первую подлодку с механическим двигателем построил Иван Александровский. Лодка имела длину 33 метра и водоизмещение 363 т, экипаж – 20 человек. Она стала первой, которую посетил глава государства. И первой, которую раздавило массой воды при погружении на 30 метров...

Таким драматических историй много в книге «Подводные силы России. 1906–2006», выпущенной к 100-летию отечественного подводного флота. Правда, первая боевая подводная лодка «Дельфин» вступила в строй еще в 1902 году, но отсчет у нас ведется обычно от царских указов. Роскошно изданный солидный том – настоящий памятник, увековечивший историю подводного плавания и героизм российских моряков. Он богато иллюстрирован редкими снимками и рисунками. И остается только пожалеть, что подавляющему большинству ветеранов-подводников это роскошное издание окажется не по карману.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
994
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1347
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1024
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
851

Другие новости