0
1131
Газета Вооружения Интернет-версия

12.05.2006 00:00:00

Монополизм, лоббизм и отсутствие четкой военно-технической политики

Олег Сергеев

Об авторе: Олег Леонидович Сергеев - кандидат технических наук.

Тэги: смирнов, опк, ссср, сша, ракета


Ускорение ракетно-ядерной гонки начала 1960-х годов связано с именем председателя госкомитета по оборонной технике Леонида Смирнова – зампреда Совмина СССР, много сделавшего для формирования оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и девяти его министерств. И в то же время определявшего в 1970-е годы военно-техническую политику государства, далекую от интересов Вооруженных сил и военно-политической ситуации в мире.

БЕЗ ЧЕТКИХ ОРИЕНТИРОВ

В условиях, когда главной функцией гонки вооружений было экономическое изматывание противника, орудием противоборства служили качественные и количественные показатели систем оружия. И интересы ОПК. Американцы умело использовали ключевые стратегические концепции устойчивой безопасности – четкое представление, какой мир нужен стране и какими средствами решаются проблемы его обеспечения.

Напротив, не имея фундаментальной теории оперативно-стратегического характера, начальник Генштаба РФ Юрий Балуевский вынужден признать: вряд ли к 2011 году армия получит необходимые вооружения, поскольку «нет четкой военно-технической политики».

Решить проблему должна созданная мартовским 2006 года указом президента РФ Военно-промышленная комиссия под руководством вице-премьера Сергея Иванова, которая «организует и координирует работу всех органов власти по разработке и производству вооружений, мобилизационной подготовке, развитию военной промышленности и оборонных технологий». Она же координирует и организует экспорт и импорт вооружений, оформляя свои решения постановлениями и распоряжениями правительства РФ.

Без четких ориентиров на реальные оборонные потребности, при отсутствии необходимого контроля со стороны институтов государства происходит избыточное развертывание мощностей ОПК по созданию морально устаревших и никому не нужных образцов оружия, отказу от преемственности разработок, запаздывание в развитии инфраструктуры их боеготовности.

Памятником лоббизму ОПК служит решение Военно-промышленной комиссии при Совете министров СССР 1977 года о создании большого атомного разведывательного корабля «Урал», не нашедшего применения из-за отсутствия внятной концепции получения, обработки и использования данных радиоэлектронной разведки.

Решение частной задачи снижения шумности АПЛ в ущерб общей – по обеспечению скрытности действий, привело к непомерному завышению наиболее капиталоемких тактико-технических элементов, и прежде всего предельной глубины погружения. При несуразно большом водоизмещении и стоимости АПЛ вследствие бессмысленного размещения многочисленных комплексов оружия и сверхвысокой автоматизации упоминание о критерии «стоимость-эффективность» становится неуместным. Точно так же предмет целесообразности отсутствует и в планах создания будущих отечественных авианосцев.

Отсутствие целевой проработки крупных проектов с учетом «жизненных циклов» и прогноза развития систем оружия сделал советский ОПК уязвимым к технологическим вызовам и провокациям потенциального противника. Это наглядно показала история мобильного комплекса МБР «МХ», при технической нереализуемости которого американцы смогли создать видимость активной подготовки к развертыванию, создавая на самом деле ракеты шахтного базирования. Другим примером служит стратегическая оборонная инициатива (СОИ), направленная на изменение формы соревнования между СССР и США от погони за грубым балансом сил по количественным показателям оружия, к выгодному для США соревнованию в области высоких технологий.

Монополизм ОПК, поддержанный тандемом партийного и военно-промышленного руководства СССР, свел к минимуму конкурентный фактор снижения себестоимости и повышения качества продукции. Его заменила аппаратная борьба кланов генеральных конструкторов за военные заказы.

При общих исходных научно-технологических данных, элементной базе и комплектующих изделиях широкое распространение получили методы аппаратного захвата проектов, сходные с современным «черным рейдерством» по недружественному поглощению компаний.

Наибольших успехов здесь достиг Московский институт теплотехники (МИТ), перехвативший у КБ «Арсенал» им. М.В. Фрунзе в 1969 году на этапе совместных летных испытаний заказ на разработку подвижного боевого ракетного комплекса (ПБРК) средней дальности. В дальнейшем под надуманным предлогом создания универсальной стратегической ракеты морского и наземного базирования, не имея технологий стартовых систем, им же был перехвачен проект у традиционного разработчика комплексов морского базирования – ГРЦ им. Макеева. И если «Арсенал» создал универсальный носитель, то «Булава» МИТа – не «Тополь», а в лучшем случае американский «Трайдент-2» двадцатилетней давности.

Вооруженный 12 БРПЛ «Булава» (на ПЛАРБ «Огайо» – 24 «Трайдент-2») отечественный АПРКСН не рассчитан на модернизацию новым ракетным комплексом. Что подтверждает общее правило: поддержка «аппаратного захвата» ведет к технологическим и многомиллиардным бюджетным издержкам. А заодно и к иссушению как военно-морского, так и всего военного бюджета, лишая средств НИОКР, ремонт и модернизацию существующих систем.

РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

В то же самое время вооруженные силы Запада и России, имея численное превосходство над противником, скованы контртеррористическими операциями в Чечне, Ираке и Афганистане. По словам командующего внутренними войсками МВД РФ Николая Рогожкина, «задачи на Северном Кавказе не изменились», а угроза проявлений «терроризма и бандитизма в Чечне сохраняется». И вряд ли здесь поможет наличие «технологического задела, который позволяет создавать вооружение, способное преодолевать существующие и перспективные ПРО».

К сожалению, ликвидация террористических угроз требует целенаправленных усилий, не всегда совпадающих с интересами ОПК. Так, артиллерия (в том числе буксируемая) еще долгие годы останется единственным всепогодным, круглосуточным и безотказным средством поражения противника. И она как манны небесной ждет беспилотных летательных аппаратов, способных «просвечивать» местность на 250–300 км. Естественно, при наличии высокоточных средств получения геопространственной информации – навигационных спутников, электронных карт и компьютерной техники.

Крайне важно иметь средства на новых физических принципах для поиска и уничтожения мин и фугасов, а также малозаметных минно-взрывных устройств. Но пока основные бюджетные средства расходуются на глобальные проекты вроде «Булавы».

Главным смыслом стратегии США и приоритетом создания контртеррористических средств остается превентивность силовых акций, требующая «постоянно анализировать бесчисленные электронные послания, ┘отслеживать сетевую активность, ┘извлекать знания из больших текстовых массивов», используя «технологии, позволяющие плодотворно работать со сложной, зачастую противоречивой и обманчивой информацией». При этом, как считает эксперт вашингтонского Института мировой безопасности Николай Злобин, «американцы исходят из того, что они, может быть, не самые умные люди в мире, но им повезло, и у них самая лучшая государственная система».

Россиянам, напротив, не повезло с Минэкономразвития, сделавшим, вопреки указанию Президента РФ, все для принятия бесполезного для разработчиков информационных технологий (ИТ) закона об особых экономических зонах. И это в ситуации, когда информационное противоборство стало главной составляющей вооруженной борьбы, а обороноспособность государства определяют интеллектуальный уровень, силы и средства разведки.

Продвижение мировой экономики от товарной к экономике услуг достигло интеллектуального барьера, когда оборонный комплекс уступил коммерческому производству первенство в быстроте освоения научных достижений и сокращении цикла освоения новых технологий. Лидирующие позиции современной экономики многократно укрепились при синтезе высоких технологий с достижениями микроэлектроники и цифровых методов обработки информации, когда вместо технических устройств «с высокой добавленной стоимостью производства» бизнес-модель рассчитывается на прибыль от предоставления широкого спектра услуг.

Привязка ОПК к крупносерийному товарному производству усугубляет технологическое отставание от коммерческого, чьи точки роста находятся в человеческом измерении – удовлетворении предпочтений покупателя, сервисе и поставке запчастей, составляющих до 75% от общего объема продаж.

По этой причине основные потребности армии в качественном оружии во всем мире удовлетворяются за счет элементной базы, комплектующих, приборов и агрегатов общего применения. Определяющих, как признано 19 марта конференцией «Кардинальное улучшение качества – приоритетное направление развития ОАО «АвтоВАЗ», технологический уровень продукции.

Глобальная тенденция консолидации крупных концернов, часто с несовпадающими и даже противоречивыми национальными интересами, происходит в условиях, когда в США и Западной Европе за оборонный заказ конкурируют частные корпорации, на подряде у которых работают сотни тысяч небольших фирм. Где происходят саморазвивающиеся процессы перехода производства на военные рельсы и возврата к мирной продукции (конверсия и реконверсия).

Как пример – слияние с франко-германским гигантом аэрокосмических технологий концерном EADS, французской государственной корпорации Thales, специализирующейся в области военной электроники. В соответствии с фундаментальным правилом, отдающим приоритет технологии, а не политике.

В процессе технологической интеграции с мировым аэрокосмическим рынком находится и выживший, благодаря заказам «Боинга» и «Эрбаса», ныне крупнейший в мире производитель титана – российская компания «ВСМПО-Ависма», диверсифицирующая производство с учетом новой тенденции самолетостроения из титана и композиционных материалов. В этих целях «Ависма» создала совместное предприятие с авиастроительной корпорацией «Боинг».

Благополучие «Ависмы» и других поставщиков отечественного ОПК зависит от способности к удержанию рынка и участия в мировом процессе технологического развития. При этом они должны максимально приближаться к выпуску конечной продукции, используя при этом аутсорсинг – передачу сторонней организации непрофильных и обременительных для компании функций. В первую очередь передавать их стоит оборонным предприятиям ближнего зарубежья, утрата технологического потенциала которых несоизмерима с сиюминутной политической конъюнктурой.

Точно так же несоизмеримы технологические потери и рост себестоимости без конкурентной среды разработки и приобретения военной продукции, с простым решением сформировать холдинги по видам вооружения и военной техники.

В такой ситуации даже директор департамента ОПК Минпромэнерго Юрий Коптев затрудняется сказать, как отделить предприятия, выпускающие «конечную оборонную продукцию», поскольку они изготавливают и коммерческие изделия.

Из-за отсутствия законодательно установленного понятия «технология» главным в системе структуротворчества служит аббревиатура и площади предприятий. А также лоббистские способности руководства.

За патриотическими лозунгами и ограничениями видов деятельности иностранных компаний просматривается главное: скрыть за грифом секретности аварийность и падение качества продукции ОПК, без диверсификации и встраивания в мировой рынок обреченного на технологический застой.

Все это закономерно происходит при отсутствии правового механизма передачи организациям-разработчикам, либо иным хозяйствующим субъектам прав государства на результаты интеллектуальной деятельности. А пока известность технологиям дают судебные иски об их незаконной передаче иностранным компаниям. Например, о передаче ракетных технологий в Китай. Или передача методики профилирования металлов без потери прочности Уфимского НИИ проблем сверхпластичности металлов в Южную Корею для изготовления литых автомобильных дисков.

Традиционно простые директивные решения без содержательной оценки тенденций развития и присущих ОПК особенностей служат превращению этого конгломерата производств из локомотива в тормоз и тупик экономики страны. Поэтому главный результат создания десятка из 75 запланированных холдингов – управляющие компании, поглотившие значительную часть выручки.

Следует напомнить: успехи в военном строительстве были достигнуты американцами в 1950-е годы за счет жесткой политики администрации и лично президента США Дуайта Эйзенхауэра по ослаблению диктата ВПК и концентрации ограниченных ресурсов на первоочередных целях строительства вооруженных сил с использованием программно-целевых методов управления, воплощенных в системе «Планирование-программирование-разработка бюджета» (ППРБ). Она в США успешно действует до сих пор.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
722
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
636
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
749
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
517

Другие новости