На презентации так называемой «Белой книги по оружию массового уничтожения» 30 июня вице-премьер – министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что имеются данные о продаже Украиной стратегических крылатых ракет авиационного базирования Х-55 Китаю и Ирану. Эту сделку в 2000–2001 годах осуществила фирма «Прогресс», дочернее предприятие «Укрспецэкспорта».
Впрочем, данный факт еще в марте 2005 года признал генпрокурор Украины Святослав Пискун. Именно он тогда в интервью британской газете «Файнешнл таймс» рассказал о том, как и почему Пекин и Тегеран стали обладателями КР Х-55. Расследование проводилось по требованию группы депутатов Верховной Рады. Генпрокурор утверждал, что в 2004 году была пресечена деятельность международной преступной группы торговцев оружием, в которую входили граждане Украины, России и Австралии.
Крылатые ракеты вывозились по подложным документам, в которых они фигурировали как изделие «Икс-11». Странным образом ни одна украинская контролирующая инстанция не заметила подлога, равно как и тогдашний премьер-министр страны Виктор Ющенко. Но будущего президента от уголовного преследования спас бывший руководитель Службы безопасности Украины Игорь Смешко. Ведь, по его словам, глава кабинета министров не имел реального влияния на оружейный экспорт. Сам Ющенко впоследствии говорил, что контрабандой занималась «прежняя власть». К каковой он, видимо, себя не причислял...
Между тем в ходе следствия, о результатах которого поведал СМИ Святослав Пискун, выяснилось, что в 2000 году в Китай были проданы шесть ракет Х-55СМ, а в 2001 году – также шесть ракет Х-55 и комплект проверочного оборудования КНО-120 – в Иран. За эти коммерческие операции гендиректор фирмы «Укравиазаказ» Владимир Евдокимов в 2005 году получил по приговору суда 6 лет лишения свободы. Еще два фигуранта уголовного дела – экс-глава «Укрспецэкспорта» Валерий Малеев и австралиец Хайдер Сарфраз – погибли в странных автокатастрофах. Их «соратнику» российскому бизнесмену Олегу Орлову повезло больше: в феврале нынешнего года он, живой и невредимый, был экстрадирован на Украину из Чехии. Кроме продажи крылатых ракет Китаю, ему вменяется контрабандная поставка в Эритрею радиолокационной станции П14Ф в 1999 году.
Официальные Пекин и Тегеран дружно опровергли факт покупки КР Х-55. При этом МИД Исламской Республики заявил, что не имеет документального подтверждения сделки с Украиной.
Однако представитель иранской оппозиционной группировки NCRI Алиреза Джафарзаде утверждает, что две из шести доставшихся Тегерану ракет подверглись реверсивному инженерному анализу и на их основе была создана технология производства собственных КР. Оборонные предприятия, по словам оппозиционера, уже ее освоили. Однако эксперты скептически оценивают заявление Джафарзаде, поскольку противники «режима аятолл» известны своей склонностью преувеличивать его возможности.
Вместе с тем попадание стратегической крылаты ракеты Х-55 (по классификации НАТО – AS-15 «Kent») в «чужие руки» не может не тревожить. Она создавалась как носитель ядерной боеголовки мощностью 200 килотонн для вооружения самолетов-ракетоносцев стратегической авиации, разрабатывалась и испытывалась ОКБ «Радуга» с середины 1976 по 1982 год. Официально принята на вооружение 31 декабря 1983 года.
Это оригинальный летательный аппарат со складывающимся крылом и выдвижным турбореактивным двигателем, которые в обычном состоянии убраны внутрь корпуса ракеты. Специальное покрытие снижает ее радиолокационную и тепловую заметность. Позднее была создана модификация Х-55СМ с дополнительными баками для топлива. За счет этого дальность полета КР возросла с 2500 до 3000 км. Баки повторяют форму ракеты, облегая ее со всех сторон, после израсходования топлива в полете они отбрасываются.
Длина ракеты Х-55СМ – 9 м; диаметр корпуса – 77 см (без дополнительных баков – 51 см); размах крыльев – 3 м; стартовый вес – 1,7 тонны; скорость полета – 260 м/сек; высота полета – 40–110 м.
Носителями крылатых ракет являются самолеты стратегической авиации Ту-95МС и Ту-160. Считается, что запускать Х-55 с самолетов другого типа невозможно. На бомбардировщике Ту-95СМ расположена в грузоотсеке корпуса одна вращающаяся барабанная установка с шестью ракетами Х-55СМ. На сверхзвуковом бомбардировщике Ту-160 две такие установки, в которых могут размещаться 12 ракет Х-55СМ или 24 ракеты Х-55.
В момент пуска грузоотсек открывается, ракета выбрасывается катапультирущим устройством. У нее раскрываются крылья и выдвигается двигатель. Полет происходит на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности, что затрудняет обнаружение КР радарами. Х-55 способна поражать цели с высокой степенью точности. Коррекция полета производится по электронной карте местности, которая вводится в вычислительный комплекс ракеты непосредственно перед пуском. Специалисты считают, что пока нет средств противоракетной обороны, способных перехватывать Х-55.
Существует еще несколько модификаций ракеты Х-55. В их числе – КР С-10 «Гранат» (SS-N-21) морского базирования, размещаемые на боевых кораблях и подводных лодках. Они предназначены для уничтожения авианосцев. РК-55 (SSN-X-4) относились к крылатым ракетам наземного базирования и были полностью ликвидированы по Договору о сокращении вооружений средней дальности. Есть также ныне и КР Х-555 – глубоко модернизированная Х-55 с дальностью до 5000 км. Испытательный пуск этой ракеты совершил президент с борта стратегического бомбардировщика Ту-160 на учениях в августе 2005 года.
После распада Советского Союза часть самолетов стратегической авиации и ракет осталась в Казахстане и Украине. Ядерными боеголовками они не были укомплектованы. В 1991 году на Украине находилось около тысячи КР, а также комплекты проверочного оборудования к ним. В конце 1999 года Киев передал России в счет долга за поставки газа 575 ракет Х-55 и Х-55СМ.
Казахстан отправил в Россию все самолеты Ту-95МС и ракеты, получив взамен самолеты фронтовой авиации Су-27, МиГ-29 и МиГ-31.