В России находится высокопоставленная делегация во главе с начальником Генерального штаба вооруженных сил Индии генералом Джасвант Сингхом. Она, согласно плану визита, посещает различные военные объекты, обсудила с российскими коллегами намеченные на 2007 год на территории РФ международные военные учения с участием обеих стран и НАТО. Однако главной темой стало военно-техническое сотрудничество.
В последние годы часто срываются сроки поставки в Индию закупленных в России вооружений. Да и к их качеству много претензий. Например, уже традицией стали задержки в сдаче фрегатов для ВМС Индии. В 2003 году случился серьезный скандал в связи с отказом зенитного комплекса «Штиль-1» на головных фрегатах проекта 1135, произведенных «Балтийским заводом» в Санкт-Петербурге. Пришлось срочно дорабатывать электронные системы эсминцев. И подобным случаем проблема качества не исчерпывается. Как отметил посол Индии в России Канвал Сибал, «в настоящее время Индия испытывает некоторые трудности с материальным обеспечением приобретенной в России военной техники». По его словам, нашими странами создано несколько рабочих групп, которые призваны решать эти вопросы.
Вооруженные силы Индии на 80% оснащены техникой и вооружениями российского производства. Россия заинтересована в сохранении столь высокого уровня экспорта. В настоящее время наиболее лакомый заказ – 126 боевых самолетов, которыми Индия в течение 10–15 лет намерена заменить морально устаревшие МиГ-21 российского же производства. Контракт на поставку этой партии многофункциональных самолетов оценивается в 6,5 млрд. долларов. Столько России приносит за год весь оружейный экспорт.
В 2002 году считалось почти решенным, что это будут французские истребители «Мираж-2000», даже был предварительно согласован календарь поставок до 2008 года. Однако контракт не состоялся, и сейчас в тендере участвуют российские МиГ-29М2 (МиГ-35), американские F-16 и F/A-18, французский «Рафаль» (Rafale), шведский «Грипен» (JAS-39 Gripen) и детище европейского международного авиационного концерна ЕАДС истребитель «Еврофайтер Тайфун» (Eurofighter Typhoon).Оценивая шансы на победу участников тендера, независимый эксперт Руслан Пухов отметил, что оружейная торговля имеет два аспекта – политический и технический. В политическом плане – продается не только оружие. «Продается» имидж государства, интегральная мощь страны. «В последние годы интегральная мощь России чувствительно увеличилась, и это резко усилило интерес к производимому у нас оружию, – заявил эксперт. – Поэтому шансы выиграть тендер сегодня выше, чем еще два года назад».
В техническом плане, заметил Руслан Пухов, если наша техника и уступает, так только американскому F-16. В 2005 году США сняли эмбарго на поставки оружия в Индию и активно принялись осваивать этот обширный рынок. На выставке «Аэро Индия 2005» в Бангалоре они представили F-16, а затем показали его в действии на совместных американско-индийских учениях ВВС. Компании «Боинг» и «Локхид» уже получили государственные лицензии на поставки в Индию F-16 и F/A-18, а «Боинг» даже намерен построить в Индии завод по производству военной техники.
Как неоднократно заявляли высшие начальники ВВС Индии, им хорошо знакомы боевые качества российских и американских самолетов, а вот европейские машины им почти неизвестны. Так что борьба разгорится между МиГ-29М2 (МиГ-35) и F-16. Преимущество МиГ-29М2 в том, что у него много общих агрегатов и элементов с истребителем Су-30МКИ, состоящим на вооружении ВВС Индии. Это значительно удешевляет его эксплуатацию.
Но в США, считает Руслан Пухов, слишком много самоограничений экспорта вооружений. Например, они никому не передают производство двигателей, а у Индии одно из ключевых требований – передача лицензии на производство самолета, в том числе силовой установки. Снижает шансы и политический аспект – в 2005 году США продали Пакистану партию F-16.
Франция, по мнению Руслана Пухова, теряет позиции на рынке боевых самолетов. «Рафаль» уже проиграл три международных тендера. Кроме того, до сих пор неизвестно, сколько он будет стоить в экспортном исполнении. Правда, французы обязуются инвестировать в экономику Индии по миллиарду долларов в год. Свои сложности есть и у других европейских участников.
Российские производители, считает Руслан Пухов, могут проиграть, если тендер затянется еще на два-три года. В Индии процесс принятия решений очень долгий и за это время могут появиться какие-то новые обстоятельства, способные снизить привлекательность российской техники. Одно из них уже обозначилось – укрепление рубля относительно доллара. Это может повлечь рост контрактной цены, что снизит привлекательность российской техники.