0
1261
Газета Вооружения Интернет-версия

13.10.2006 00:00:00

Есть не только МиГ

Тэги: индия, миг


В индийском штате Харьяна 28 сентября разбился самолет ВВС Индии МиГ-29, совершавший обычный тренировочный полет. Летчик катапультировался и приземлился на парашюте. В соответствии со сложившейся повсеместно практикой полеты истребителей данного типа приостановлены до выяснения причин катастрофы.

В этом году ВВС Индии уже потеряли два МиГ-29 и два МиГ-21. В 2005 году разбились 8 индийских МиГов. Все это заставило некоторых экспертов говорить о возможной потере индийского авиационного сектора рынка вооружений.

Практически ежегодно в Индии ставится вопрос о качестве российских самолетов. С одной стороны, его поднимают в парламенте депутаты от оппозиционных партий, с другой – СМИ, а иногда даже главком ВВС Индии. В последний раз это было в апреле нынешнего года, когда газета «Дейли Ньюс анд Анализис Индия» сообщила о планирующемся сокращении парка истребительной авиации, в первую очередь за счет полного отказа от самолетов МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-21.

Основанием для этого, по мнению газеты, стало появление у потенциального противника – Пакистана – средств борьбы с данными машинами, а также появление более совершенного радиолокационного оборудования. В первую очередь речь идет о высотных разведчиках МиГ-25, которые Индия закупила у СССР в количестве 12 штук еще 25 лет назад – в 1981 году. На начало нынешнего года в строю оставалось всего 4 этих самолета, которые фактически выработали ресурс.

Что касается МиГ-21, то, по словам начальника штаба ВВС Индии маршала авиации Шашиндры Тьяги, опровергшего сообщения о поэтапном снятии с вооружения этих машин, они могут прослужить еще около 10 лет. Такой срок им дали российские специалисты, изучавшие самолеты перед модернизацией их в вариант МиГ-21-93. Стоит отметить, что маршал Тьяги в 2004 году после ряда катастроф МиГов заявлял, что они будут сниматься с вооружения.

МиГ-29 раньше не вызывали особых нареканий у индийских летчиков. Гораздо хуже они относились к МиГ-21, получившим прозвище «летающие гробы». С 1997 по 2001 год было потеряно 57 МиГ-21 различных модификаций, а всего с 1960-х годов – около 330 самолетов этого типа. Страшная статистика вызвала волну расследований и парламентских слушаний. Выяснилось, что примерно в половине случаев вина лежит на пилотах. Другими причинами оказались нехватка запасных частей, которые зачастую закупались не у производителя в России, а в Восточной Европе; ненадлежащий контроль за продлением ресурса; плохая предполетная подготовка. Кроме того, до 1984 года МиГ-21 выпускались по лицензии на авиазаводах индийской государственной корпорации HAL. Именно они и разбивались. В результате количество катастроф стало снижаться, а 125 самолетов МиГ-21 начали модернизировать в МиГ-21-93.

Военно-воздушные силы Индии по числу боевых самолетов четвертые в мире после США, России и Китая. 70% составляют МиГи различных типов и модификаций, всего более тысячи самолетов. Кроме того, есть самолеты, произведенные и в других странах. Например, французские «Миражи» и франко-британские «Ягуары». С ними тоже случаются аварийные ситуации и катастрофы.

Сейчас, как и в России, парк истребительной авиации Индии катастрофически стареет. По мнению экспертов, Индии необходимо иметь 39–40 истребительных эскадрилий. Сейчас их количество оценивается в 32–35, а в ближайшее время упадет до 29 или даже ниже. Чтобы заменить выбывающие самолеты, Индия с начала 2005 года проводит тендер на поставку 126 истребителей на сумму порядка 9 млрд. долларов.

В тендере участвуют американские самолеты F-16 и F-18, шведский «Грипен», европейский «Тайфун», французский «Рафаль» и российский МиГ-29М2 (МиГ-35). Любовь индийских ВВС к МиГам известна. Достаточно сказать, что по количеству МиГ-29 Индия на втором месте после России, имея около 450 этих машин. И даже, получив приглашение участвовать в создании истребителя 5-го поколения, они предпочли разработку корпорации «МиГ», а не рекомендованного им «Сухого».

В ближайшее время в Индии в городе Карапут будет налажено производство реактивных двигателей РД-33 для МИГ-29 различных модификаций. Первоначально речь идет о сборке 120 двигателей для замены выработавших ресурс, а также о ремонте. Но в дальнейшем предприятие выйдет на полный цикл производства, в том числе двигателей с отклоняемым вектором тяги, которыми оснащен МиГ-29М2 (МиГ-35), что значительно повышает шансы российского истребителя на победу в тендере.

Следует ожидать, что борьба за 9-миллиардный куш усилится. Конкуренты тоже не дремлют. Американцы высказывают намерение построить в Индии авиазавод. Европейский концерн EADS, производящий истребители «Тайфун», собирается вложить в авиапромышленность Индии 2 миллиарда евро. Шведский концерн SAAB, производящий «Грипены», сдает свои истребители в лизинг на срок до 10 лет.

Для достижения победы в тендере все они постараются опорочить МиГ в глазах потенциального покупателя. Так что вполне можно ожидать, что катастрофы МиГ-29 индийских ВВС еще вызовут серьезный резонанс в СМИ и на политической арене.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1116
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1532
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1151
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
956

Другие новости