В индийском штате Харьяна 28 сентября разбился самолет ВВС Индии МиГ-29, совершавший обычный тренировочный полет. Летчик катапультировался и приземлился на парашюте. В соответствии со сложившейся повсеместно практикой полеты истребителей данного типа приостановлены до выяснения причин катастрофы.
В этом году ВВС Индии уже потеряли два МиГ-29 и два МиГ-21. В 2005 году разбились 8 индийских МиГов. Все это заставило некоторых экспертов говорить о возможной потере индийского авиационного сектора рынка вооружений.
Практически ежегодно в Индии ставится вопрос о качестве российских самолетов. С одной стороны, его поднимают в парламенте депутаты от оппозиционных партий, с другой – СМИ, а иногда даже главком ВВС Индии. В последний раз это было в апреле нынешнего года, когда газета «Дейли Ньюс анд Анализис Индия» сообщила о планирующемся сокращении парка истребительной авиации, в первую очередь за счет полного отказа от самолетов МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-21.
Основанием для этого, по мнению газеты, стало появление у потенциального противника – Пакистана – средств борьбы с данными машинами, а также появление более совершенного радиолокационного оборудования. В первую очередь речь идет о высотных разведчиках МиГ-25, которые Индия закупила у СССР в количестве 12 штук еще 25 лет назад – в 1981 году. На начало нынешнего года в строю оставалось всего 4 этих самолета, которые фактически выработали ресурс.
Что касается МиГ-21, то, по словам начальника штаба ВВС Индии маршала авиации Шашиндры Тьяги, опровергшего сообщения о поэтапном снятии с вооружения этих машин, они могут прослужить еще около 10 лет. Такой срок им дали российские специалисты, изучавшие самолеты перед модернизацией их в вариант МиГ-21-93. Стоит отметить, что маршал Тьяги в 2004 году после ряда катастроф МиГов заявлял, что они будут сниматься с вооружения.
МиГ-29 раньше не вызывали особых нареканий у индийских летчиков. Гораздо хуже они относились к МиГ-21, получившим прозвище «летающие гробы». С 1997 по 2001 год было потеряно 57 МиГ-21 различных модификаций, а всего с 1960-х годов – около 330 самолетов этого типа. Страшная статистика вызвала волну расследований и парламентских слушаний. Выяснилось, что примерно в половине случаев вина лежит на пилотах. Другими причинами оказались нехватка запасных частей, которые зачастую закупались не у производителя в России, а в Восточной Европе; ненадлежащий контроль за продлением ресурса; плохая предполетная подготовка. Кроме того, до 1984 года МиГ-21 выпускались по лицензии на авиазаводах индийской государственной корпорации HAL. Именно они и разбивались. В результате количество катастроф стало снижаться, а 125 самолетов МиГ-21 начали модернизировать в МиГ-21-93.
Военно-воздушные силы Индии по числу боевых самолетов четвертые в мире после США, России и Китая. 70% составляют МиГи различных типов и модификаций, всего более тысячи самолетов. Кроме того, есть самолеты, произведенные и в других странах. Например, французские «Миражи» и франко-британские «Ягуары». С ними тоже случаются аварийные ситуации и катастрофы.
Сейчас, как и в России, парк истребительной авиации Индии катастрофически стареет. По мнению экспертов, Индии необходимо иметь 39–40 истребительных эскадрилий. Сейчас их количество оценивается в 32–35, а в ближайшее время упадет до 29 или даже ниже. Чтобы заменить выбывающие самолеты, Индия с начала 2005 года проводит тендер на поставку 126 истребителей на сумму порядка 9 млрд. долларов.
В тендере участвуют американские самолеты F-16 и F-18, шведский «Грипен», европейский «Тайфун», французский «Рафаль» и российский МиГ-29М2 (МиГ-35). Любовь индийских ВВС к МиГам известна. Достаточно сказать, что по количеству МиГ-29 Индия на втором месте после России, имея около 450 этих машин. И даже, получив приглашение участвовать в создании истребителя 5-го поколения, они предпочли разработку корпорации «МиГ», а не рекомендованного им «Сухого».
В ближайшее время в Индии в городе Карапут будет налажено производство реактивных двигателей РД-33 для МИГ-29 различных модификаций. Первоначально речь идет о сборке 120 двигателей для замены выработавших ресурс, а также о ремонте. Но в дальнейшем предприятие выйдет на полный цикл производства, в том числе двигателей с отклоняемым вектором тяги, которыми оснащен МиГ-29М2 (МиГ-35), что значительно повышает шансы российского истребителя на победу в тендере.
Следует ожидать, что борьба за 9-миллиардный куш усилится. Конкуренты тоже не дремлют. Американцы высказывают намерение построить в Индии авиазавод. Европейский концерн EADS, производящий истребители «Тайфун», собирается вложить в авиапромышленность Индии 2 миллиарда евро. Шведский концерн SAAB, производящий «Грипены», сдает свои истребители в лизинг на срок до 10 лет.
Для достижения победы в тендере все они постараются опорочить МиГ в глазах потенциального покупателя. Так что вполне можно ожидать, что катастрофы МиГ-29 индийских ВВС еще вызовут серьезный резонанс в СМИ и на политической арене.