0
1024
Газета Вооружения Интернет-версия

08.12.2006 00:00:00

На чужого дядю

Тэги: нато, италия, вмс


В эти дни офицеры главного штаба ВМС Италии изучают 50 томов технической документации, полученной из Санкт-Петербурга. На них – эмблема научно-производственного объединения, известного проектировщика подводного флота. На бумагах вычерчен и рассчитан проект новейшего подводного корабля водоизмещением в одну тысячу тонн, предельно оснащенного автоматикой, в результате чего экипаж ПЛ – всего 16 человек.

«Это – первый крупный совместный проект по созданию вооружений, где контрагентом является одна из стран НАТО», – говорит технический менеджер Андрей Ефимов. Клиентом-заказчиком разработки выступили итальянские военные моряки. Они предложили концепцию (то есть тактико-технические характеристики) подлодки. Субмарина должна решать широкий круг боевых задач. А именно: уничтожать надводные и подводные корабли, осуществлять постановку мин и вести разведку. Кроме того, ПЛ будет способна высаживать и принимать на борт десант.

Проектировочные работы предполагается закончить в следующем, 2007 году. Их идея зародилась в рамках комиссии по военно-техническому сотрудничеству РФ–Италия. Активное участие сразу же принял Рособоронэкспорт. Такой заказ в профессиональном отношении лестен для российской стороны, поскольку итальянские конструкторы считаются в мире одними из лучших в строительстве боевых кораблей любых классов. У них за плечами – богатые технические традиции и высокопрофессиональная школа. Кроме того, присутствует нехитрый расчет: российские идеи, вооружение и оборудование хотя и занимают передовые позиции, однако их стоимость значительно ниже, чем у аналогичных фирм в других странах.

По итальянской терминологии проект носит наименование «концептуальный», что соответствует российскому – «эскизное проектирование». По плану завершения его второго этапа и были представлены соответствующие документы в Рим.

Подлодка оказалась довольно «зубастой». У нее шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Они способны использовать новейшую итальянскую торпеду «Блек шарк» или ракету российского комплекса «Club-S». Что позволяет уничтожать не только надводные цели, но также и наземные объекты. Это приоритетная задача для проектировщиков современных субмарин. Здесь Россия в лидерах. Ракеты, подобные «Club», имеются только у США.

Девиз проекта – высокая боевая эффективность и простота эксплуатации. Ближайший его конкурент – немецкая ПЛ типа «212» – в полтора раза больше по водоизмещению и к тому же не имеет такого оружия, как «Сlub». Вдобавок у российского «детища» экипаж меньше почти вдвое. Экономический эффект от эксплуатации, согласно предварительной оценке, дает выигрыш в 30%.

Разработчики проекта уделили внимание не только боевой эффективности сбмарины, но и вопросам ее обитаемости. «Комфортность новой подлодки обеспечивается с учетом стандартоа НАТО, – говорит технический менеджер Андрей Ефимов. – Всего три шестиместные каюты, для командира – отдельная. Теперь койки и койками назвать нельзя. Это постели удобные, значительно удлиненные. То есть – как в хорошем, дорогостоящем купе железнодорожного вагона. Под водой это важно».

«Ничто человеческое нам не чуждо, – подчеркивает Андрей Ефимов. – Специальный дизайн разработан даже для гальюна: он просторный и удобный.

Эффективная система кондиционирования – очень больной вопрос для всех подлодок. Но справились и с этой задачей.

Впервые в отечественной практике разработан совершенный дизайн для подводного корабля вообще. Теперь нет никаких рогулек, крючков, рычажков, которые можно было бы задеть одеждой, споткнуться и так далее. Совершенным получился командный пост – радует глаз, функционально удобный. Пришлось привлечь профессиональных дизайнеров – в России это впервые. Удобное размещение пультов, операторских кресел, их рациональное освещение – это и многое другое оказалось не столь просто сделать, много вариантов пришлось перепробовать. Наконец, был готов макет. Итальянцы дали ему высокую оценку, сравнив с компактным автомобилем – маленьким снаружи и весьма объемным внутри. Итальянцы, мировые мастера дизайна – от одежды, всяческих аксессуаров до законодателей моды в мировом автостроении, градостроительстве, архитектуре с похвалой отозвались о работе российских конструкторов».

Через несколько месяцев российская сторона планирует полностью сдать проект новой подлодки итальянским ВМС. На следующем этапе – строительства – рассчитывает, что тоже потребуется ее участие. Уже решено, что сталь для корпуса будет приобретена на одном из предприятий РФ. Совершенно неожиданный факт: на три четверти радиоэлектронное оборудование предполагается скомпоновать из российских составляющих. Итальянцы же оснастят подлодку своими дизель-генераторами, системами управления движением и электрооборудованием.

Конструкторы кораблей из Санкт-Петербурга хотели бы надеяться, что их работа над проектом будущей итальянской подлодки принесет практическую пользу не только ВМС Североатлантического альянса, но и отечественному Военно-морскому флоту.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1124
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
574
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3165
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2507

Другие новости