Сегодня в российских войсках насчитывается только 20% техники, которую можно назвать современной. В то же время в армиях НАТО – ее более 70%. С таким отставанием наши государственные структуры пытаются бороться путем увеличения финансирования государственного оборонного заказа, а также с помощью ряда директивных документов («Государственная программа вооружения на период до 2015 года», «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002–2006 годы» и других). Одновременно «увеличиваются» закупки вооружения и военной техники (ВВТ).
Пропагандируется тезис о поступлении в войска не отдельных экземпляров, а комплектов ВВТ на батальон, дивизион, эскадрилью. Согласно этому тезису, в 2006 году Российская армия должна была получить 6 межконтинентальных баллистических ракет, 6 космических аппаратов и 12 ракет-носителей, 31 танк Т-90, то есть батальонный комплект, 125 бронетранспортеров (4 батальонных комплекта), 9 самолетов, в том числе стратегический бомбардировщик Ту-160 и 8 новых вертолетов.
Наивно полагать, что такое «комплектование» способно в обозримо приемлемые сроки перевооружить нашу армию. В списке образцов ВВТ, поступающих в 2006 году в войска, не представлены вооружения, например, основанные на новых физических принципах. Иными словами, похоже, что перевооружение Российской армии ориентировано на вчерашний день. Нельзя пройти мимо количественного состава образцов, поступающих в войска в течение года (темпы перевооружения), которые в данном случае представляют имитацию процесса перевооружения.
Другими словами, российский налогоплательщик сегодня не уверен в том, что его рубль идет на укрепление обороноспособности страны. Нашим военачальникам пора использовать при решении задач по переоснащению армии современными и новыми образцами понятие «темпы перевооружения», которые должны соответствовать реальным угрозам государству.
ТЕМПЫ ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ
Чтобы оценить планируемые темпы перевооружения обратимся к документу «Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации» (М., Агентство «Военинформ» МО РФ, 2003 г.), согласно которому к 2010 году предусматривается повышение обеспечения армии современным вооружением до 35%. Интерпретация такого прогноза означает, что если закупки Минобороны начнут осуществляться с 2007 года, то к 2010 году дополнительно к имеющемуся в войсках современному оружию (20%) будет добавлено еще 15%. Другими словами, темп перевооружения должен составлять 5% в год. Следует отметить, что при существующих темпах производства и вывода из боевого состава стратегических ракет с давно истекшими гарантийными сроками состав наземной и морской группировки может резко сократиться (НВО № 33, 2006 г.). Такое положение ставит под сомнение возможность нанесения ответного ядерного удара.
Одновременно предполагается доведение к 2015 году в войсках современного оружия до 45%. В этом периоде годовой темп перевооружения будет составлять только 2%. Вместе с тем 80% старых, изготовленных еще в советское время вооружений, несмотря на ремонт и модернизацию, к 2013 году может по многим причинам почти полностью выйти из строя. Поэтому войска в это время будут только на 45% укомплектованы современным оружием в отсутствие старых образцов. Это означает, что возможна нехватка вооружений.
Важно отметить, что планируемая динамика оснащения нашей армии новыми ВВТ не соответствует динамике выхода из строя заменяемого вооружения. Вместе с тем возможна нехватка вооружений в период с 2013 по 2015 годы, когда почти полностью выйдет из строя старая техника из-за физического и морального износа. Оснащенность армии только на 45% современным оружием в отсутствие старых образцов не позволит в случае войны осуществить даже мобилизационное развертывание. Таким образом, на обороноспособность нашего государства до 2015 года будут угрожающе влиять процессы нарастающего морального и физического износа старого вооружения. Такая ситуация ставит наши ВС в невыгодные условия по наличию современных ВВТ. Другими словами, наши темпы перевооружения не обеспечивают паритета со странами НАТО по оснащенности современными вооружениями до 2015 г.
И, наконец, к 2025 году предусматривается полное оснащение армии современным вооружением. При этом темпы перевооружения в период 2015–2025 годов должны составлять 5,5% в год. Разумеется, страны НАТО не будут стоять на месте в плане создания новейших вооружений до 2025 года. Уже сегодня они создали обычные средства поражения, которым Россия вряд ли может противостоять. ВВС и ВМС США имеют в своем распоряжении достаточно большой арсенал различных дальнобойных высокоточных боеприпасов, серийное производство которых исчисляется тысячами штук.
Необходимо пожелать разработчикам Государственной программы вооружения (ГПВ) и технического переоснащения предприятий ОПК исходя из действительности, обрести способность определять адекватные темпы перевооружения армии и оборонных предприятий. К сожалению, сегодня такой подход не наблюдается.
Шахматисты хорошо знают, что неэффективный ход (называемый «потерей темпа») ведет к проигрышу. В плане оснащения Российской армии современным оружием наблюдается стратегическая потеря темпа с возможными отрицательными последствиями.
НУЖНЫ ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ТЕМПЫ
В последние годы за рубежом уделяется большое внимание созданию новейших технологий поражения, в том числе микроволнового СВЧ-оружия, с помощью которого вооруженные силы США планируют решать следующие задачи:
– подавление систем ПВО и ПРО;
– вывод из строя космических аппаратов;
– дезорганизация боевого управления и связи;
– защита своих объектов от высокоточного оружия.
Эти работы США активно ведут с 1991 года с ежегодным финансированием в объеме 100 млн. долларов. Хочется верить, что в ГПВ-2015 созданию микроволнового оружия уделяется должное внимание. Сколько можно российскому налогоплательщику рассказывать об автомате Калашникова, танке Т-90 и т.д.?
Очевидно, что большая часть современного российского оружия (ПВО, ПРО, космические и авиационные средства), являясь потенциальными объектами поражения СВЧ-оружием, может быстро перейти в разряд образцов вчерашнего дня. В настоящее время во многих комплексах вооружения используются радиолокационные станции (РЛС) с фазированными антенными решетками (ФАР), которые невозможно защитить от воздействия СВЧ-излучения. При этом ФАР осуществляют электронное сканирование луча РЛС. Объектами поражения СВЧ-оружием могут быть РЛС:
– зенитных ракетных систем «Антей-2500», С-400 «Триумф», семейства С-300, «Бук-М1-2»;
– самолетов Су-25, Су-35, Су-37, Су-30МКИ, МиГ-29, МиГ-31;
– комплекса разведки и контроля стрельбы «Зоопарк-1»;
– корабельной системы «Позитив-МЭ1» и др.
Имеющиеся результаты функционирования российских экспериментальных образцов (НВО № 39, 2001 г.) микроволнового оружия свидетельствуют о резком снижении эффективности радиоэлектронных средств, в которых слабое звено – интегральные схемы, микроэлектроника. Поражающим воздействием при этом являются радиоизлучения на рабочих частотах объекта поражения, но в 1000 раз большей мощности излучения за время, измеряемое наносекундами. Эффективность поражения радиоэлектронных устройств при этом может изменяться от ухудшения функционирования системы до вывода из строя. Так, например, после воздействия СВЧ-оружия у МиГ-31 останется боеспособной только 23-мм пушечная установка.
Микроволновое оружие более эффективно, чем существующие системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Действие системы РЭБ ограничивается подавлением только в момент работы системы противника при условии заблаговременного определения ее параметров излучения. При выключенной системе РЭБ противник возвращается к прежнему режиму работы. Микроволновое оружие в отличие от системы РЭБ воздействует на объект поражения и выводит его из строя в независимости от его включенного или выключенного состояния.
Обнаружение неисправностей в системе фазированной антенной решетки (ФАР) после воздействия микроволнового оружия потребует создания специальной тестирующей аппаратуры, что усложнит технологию обслуживания. Одновременно ремонт и восстановление ФАР в боевых условиях вряд ли возможен после поражения СВЧ-оружием. Таким образом, с появлением микроволнового оружия современные системы с РЛС, имеющие ФАР, становятся малоэффективными.
Этот сюжет демонстрирует, что нужны весьма высокие темпы новых разработок вооружений.
ГПВ-2015 ОБРЕЧЕНА
Первая российская Государственная программа вооружений на 1996–2005 годы (ГПВ-2005) была провалена уже через год после утверждения. Одной из причин провала является кризисное состояние промышленности. Поэтому уже вторая Государственная программа вооружений на 2001–2010 годы (ГПВ-2010) сопровождалась несколькими Федеральными целевыми программами (ФЦП), главными из которых являлись: «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002–2006 годы»; «Национальная технологическая база на 2002–2006 годы» и др.
По поводу первой из этих программ специалисты отмечали, что она носит поверхностный характер, далекий от системного анализа реальной действительности. Другая ФЦП «Национальная технологическая база на 2002–2006 годы» предполагала направить в течение 5 лет финансовые средства, удельный показатель которых составляет несколько сот долларов на одно рабочее место. Между тем считается минимальным финансовым уровнем для обеспечения необходимой производительности труда – 10 тыс. долларов на одно рабочее место.
Сегодня правительство РФ должно признаться, что оно не способно организовать выполнение работ по ГПВ-2010 в запланированном объеме из-за продолжающейся деградации промышленности ОПК. По этой причине развитию ОПК решили придать государственный статус, что было реализовано созданием Федеральной государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса до 2010 года (ФГП-2010), которая главным образом ориентирована на обеспечение выполнения появившейся новой, третьей по счету Государственной программы вооружений на 2007–2015 годы. (ГПВ-2015).
ОПК уже давно прекратил выполнять свою основную функцию – обеспечивать Вооруженные силы современным оружием, а правительство обнаружило это только в 2005 году, когда действовала ГПВ-2010 и разрабатывалась ГПВ-2015. Вместе с тем в потоке этих ФЦП, ФГП, ГПВ не трудно обнаружить мину, заложенную под ГПВ-2015. Так, ФГП-2010 со сроком окончания в 2010 году должна обеспечить техническое перевооружение и развитие производственных мощностей организаций ОПК для реализации ГПВ-2015.
Но для этого по срокам жизни ФГП-2010 осталось всего 4 года, за которые невозможно, например, вывести из кризиса боеприпасную отрасль, крайне неблагополучное состояние которой 2 ноября на заседании Военно-промышленной комиссии отметил вице-премьер Сергей Иванов. Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, при которой невозможно на должном уровне обеспечить Российскую армию боеприпасами (от артснарядов до высокоточных дальнобойных крылатых ракет в обычном снаряжении) вплоть до 2015 года.
Отрасль боеприпасов и спецхимии начиная с 1970-х годов была самой отстающей по научному и производственно-технологическому потенциалу среди 9 оборонных министерств. Еще в те годы наметились серьезные отставания по технологии производства и эффективности боеприпасов. Поэтому кризис, переживаемый отраслью, имеет глубокий и затяжной характер. К настоящему времени боеприпасная отрасль находится в закризисном состоянии. Здесь уже никакая припарка мертвому не поможет.
Требуется разработка новых средств поражения, технологий производства, которое должно быть оснащено новым оборудованием, рецептур взрывчатых веществ и порохов, технологий снаряжения, материалов, измерительных комплексов и методик полигонных испытаний, методик утилизации боеприпасов. По существу требуется воссоздать отрасль совершенно на новом уровне, на что понадобятся годы. И, наконец, после того как отрасль заработает, нужны годы для создания неприкосновенного запаса боеприпасов. Вряд ли эти задачи удастся решить за оставшееся время с помощью ФГП-2010 и ГПВ-2015.
ИНФОРМАЦИЯ
К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Как было установлено выше, при реализации ГПВ-2015 будет иметь место темп перевооружения 2% в год, что никак не соответствует рекомендациям специалистов. Они считают, что для армии с соотношением современных и старых вооружений, составляющим 70% к 30%, темп перевооружения должен составлять не менее 5% в год. Но уже сегодня можно отметить, что независимо от выполнения ГПВ-2015 Российская армия не будет обеспечена боеприпасами, а неприкосновенный запас на случай войны не будет восстановлен.
Следует напомнить, что проект ГПВ-2015 был обсужден еще 28 марта 2006 года на заседании коллегии Министерства обороны. Но с тех пор дальнейшее ее продвижение по утверждению не наблюдается.
В наше время все важные государственные проблемы решаются с помощью доктрин, концепций, федеральных целевых программ, государственных программ вооружения, имеющих сроки исполнения, которые гарантируют их авторам долгую безбедную жизнь и безнаказанность за безответственные решения.
Известно, что головным исполнителем при разработке ГПВ являлся 46 ЦНИИ МО, который находится в подчинении начальника вооружения ВС. Помимо разработки ГПВ институт проводит исследования по обоснованию системы вооружения, военно-технической политики, планов развития всех видов ВВТ, а также по разработке программы реформирования и развития ОПК. У российского налогоплательщика возникает недоумение – разработана масса государственных программ и других документов, но ощутимых результатов не видно. Пора разрабатывать реальные программы, а главное – обеспечивать их выполнение.