0
1011
Газета Вооружения Интернет-версия

02.03.2007 00:00:00

В Эмиратах грезят «жигулями» экстра-класса

Тэги: димидюк, дмитриев, эмираты, автоваз


Экскурсоводы, сопровождающие российских туристов по Объединенным Арабским Эмиратам, непременно делятся казусными наблюдениями. Невольно обращая внимания на сплошь автомобили японского производства, заполонившие отменные, шестирядные в одном направлении дороги, они не без сарказма передают удивление арабских военных: «Почему же Россия, которая производит простые и надежные военно-транспортные средства, не имеет своей автомобильной промышленности? У нее бы получилось не хуже, чем у японцев. Мы эксплуатируем российские БМП, «КамАЗы» и точно это знаем». И получится – отвечает кто-то из россиян, ведь недавно за АвтоВАЗ взялся Рособоронэкспорт.

БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ

Утверждение не беспочвенное. Предприятия ОПК за предшествующие полтора десятка лет научились выживать и производить продукцию на уровне мировых стандартов. Организующее начало Рособоронэкспорта пригодится и в гражданской сфере.

«Ранее мы выживали за счет экспорта,– говорит президент ОАО «Курганмашзавод» Валерий Дородный. – Теперь пошел гособоронзаказ, его объем превышает общую сумму от продажи вооружений за рубеж. Это отрадно. Значит, мы выстояли. Благодаря тому, что только сюда, в Арабские Эмираты, поставили 800 боевых машин пехоты, технически обслуживали их, модернизировали, мы получили возможность дать нашему государству современную боевую технику. Мы работали, благодаря деньгам от экспорта. Правда, выжили не все, всего 500 предприятий из более, чем из 1,5 тысячи. Ситуация уникальная для мировой практики производства вооружений».

Те же настроения разделяет генеральный конструктор Зеленодольского конструкторского бюро Виктор Кашкин: «Экспорт выручает. За счет него мы ведем разработки, которые государство нам не поручало, но мы знали, что они будут востребованы. Только в конце прошлого года подписан контракт на поставку во Вьетнам двух фрегатов, оборудованных по последнему слову военной техники. Это чрезвычайно большой заказ. Готовы подобными кораблями оснащать отечественный ВМФ. Однако непонятно, почему государство не спешит создать благоприятные условия для тех, кто служит мотором для военно-промышленного сектора».

ОГОНЬ ПО СВОИМ

Весьма чувствительное препятствие для предприятий ОПК – налог на добавленную стоимость (НДС). Это почти пятая часть финансовых вложений – 18%. Заключаешь контракт – и тут же плати государству. По закону эти деньги вернутся предприятию после всех выплат по контракту. «Но корабль строится три-четыре года, а то и более, – подхватывает разговор заместитель начальника одного из отделов Рособоронэкспорта. – С одной стороны, инфляция на уровне 10% в год (за кредит, кроме всего прочего, надо платить проценты банку), с другой – отложенные платежи на год и более. Но самое неприятное то, что эти деньги «живыми» не вернутся, а могут быть использованы только как взаимозачеты. А это тоже растягивается на годы. Следовательно, из оборота предприятия выводятся существенные средства. Где они оседают – непонятно».

В январе 2006-го были устранены некоторые ранее существовавшие препоны финансового характера (НДС, например, брали еще и с аванса). Но этого недостаточно. Бремя НДС давит по-прежнему. Причем самая главная беда заключается в том, что упомянутые 18% плюс банковские накрутки повышают стоимость изделия. В результате оно становится почти на 20% дороже и, следовательно, столько же теряет в конкурентоспособности. И это в условиях, когда, по словам главы федеральной службы по ВТС Михаила Дмитриева, низкая цена и высокое качество вооружений – главные козыри российского оборонного экспорта.

Приходится делиться экспортной выручкой и с Министерством обороны. Ему выплачивается один процент от контракта за то, что его представители «принимают готовую продукцию».

Еще одна удавка – погашение долгов предприятий, образовавшихся в первой половине 1990-х годов. Пени по ним сняли, но собственно долги остались к обязательной компенсации. По закону они занимают третью позицию после выплат по судебным решениям и зарплаты персоналу и рабочим. Заморозить бы их до лучших времен, в один голос говорят руководители успешных оборонных предприятий. Иначе создается удобный плацдарм для рейдеров, лихоимств чиновников. Под воздействием этих факторов экспортная цена растет, сдерживается техническое и технологическое переоснащение предприятий. А тем временем конкуренты не дремлют.

НОВАЦИИ

Многие лидеры военно-промышленного бизнеса приветствуют указ президента РФ от 18 января о возложении на Рособоронэкспорт функций по организации выхода оборонных предприятий на иностранных заказчиков. Единый руководитель в сфере торговли оружием объективно должен способствовать отчасти и решению внутренних проблем. Сам Рособоронэкспорт, как отметил в беседе генерал-полковник Николай Димидюк, не дожидаясь 1 марта, когда указ вступит в силу, уже здесь на выставке в Абу-Даби взял на себя безраздельное управление. Эффект не заставил себя ждать. Исчезла былая конкуренция между российскими производителями даже на выставке. ОПК выступает единой командой. А это, в свою очередь, и материальная выгода для предприятия – демпинг на аналогичные вооружения искоренен.

Отношения оборонных предприятий с Рособоронэкспортом довольно прозрачны. При подготовке соглашения с иностранным заказчиком предприятие обозначает свою цену. Комиссионные Рособоронэкспорта приемлемые и колеблются в пределах 3–10% (чем крупней заказ, тем меньше комиссионные). Это оправданно, считают лидеры ОПК: надо искать зарубежных клиентов, организовывать выставки, проводить показательные стрельбы, принимать иностранных партнеров, да мало ли чего. И на все нужны деньги, причем немалые, если представлять товар лицом.

Наряду с этим Рособоронэкспорт ведет дела с иностранным заказчиком. С учетом налоговой базы другой стороны и различных специфических моментов сумма соглашения может увеличиться до 40%. Но это уже межнационально-профессиональная специфика, и на доходность отечественных предприятий не влияет. Рособоронэкспорт вместе с инозаказчиком свято блюдет коммерческую тайну.

На это ОПК не обижается, а имеет серьезные претензии к государству, которое не защищает их финансовые интересы. Ведь предприятия ОПК работают не столько на себя, сколько на обороноспособность страны, приводят решительный аргумент капитаны военно-промышленного сектора экономики РФ. Показатели внушительные. Поступление валюты от военного экспорта в прошлом, 2006 году, заявил Михаил Дмитриев на выставке в Абу-Даби, достигла отметки в 8 млрд. долларов. К тому же руководитель ФСВТС убежден: «Объемы в 8–9 млрд. долларов – это не предел».

Абу-Даби–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
341
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1364
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
2035
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1410

Другие новости