0
7430
Газета Вооружения Интернет-версия

23.03.2007 00:00:00

Забытое детище «Арсенала»

Алексей Спиридонов

Об авторе: Алексей Геннадиевич Спиридонов - инженер.

Тэги: тюрин, арсенал, подлодка


Авторы некоторых материалов «НВО» упорно доказывают: разработчики ракетных комплексов (РК) для РВСН принципиально не способны создать РК для Военно-морского флота. Основной аргумент – «сухопутчики» не имеют опыта конструирования баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ).

Это, однако, вызывает большие сомнения, поскольку есть исторический пример, опровергающий данное утверждение. Речь идет о комплексе Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 (РСМ-45, западное обозначение SS-N-17) – «детище» ленинградского КБ «Арсенал».

ПОТРУДИЛИСЬ И ПОДЕЛИЛИСЬ

Напомню, что завод «Арсенал» ведет свою историю с основанных Петром Великим в 1711 году Пушечных литейных мастерских. Почти вся трехвековая деятельность «Арсенала» связана с развитием отечественной артиллерии: от первых орудий петровской эпохи до современных корабельных автоматизированных артиллерийских систем, ракетных комплексов и автоматических космических аппаратов.

В конце 1950-х годов в КБ «Арсенал» были начаты работы по проектированию первых боевых ракетных комплексов (БРК) стратегического назначения с твердотопливными баллистическими ракетами. В соответствии с правительственным постановлением от 9 сентября 1958 года бюро приступило к разработке РК Д-6 с твердотопливной ракетой, предназначенного для оснащения перспективных ракетоносцев.

Однако создание двигателя на смесевом топливе требовало решения ряда сложных научных, технических и технологических задач, которые на рубеже 1950–1960-х годов оказались еще «не по плечу» советскому ракетостроению. Возник и ряд чисто организационных трудностей. В результате в соответствии с постановлением от 4 апреля 1961 года работы по программе Д-6 были прекращены. С 1961 года создавался ПБРК (подвижный боевой ракетный комплекс) с твердотопливной ракетой РТ-15 средней дальности.

Тем же правительственным постановлением СКБ-385, получившее в 1966 году открытое название Конструкторского бюро машиностроения (КБМ, в настоящее время – ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева»), поручалось приступить к работам по новому твердотопливному «лодочному» комплексу Д-7 с ракетой РТ-15М (4К-22), ориентированному на новую подводную лодку проекта 667А. При этом всю техническую документацию, подготовленную «арсенальцами» по программе Д-6, передали СКБ-385.

Предполагалось, что ракета РТ-15М будет иметь стартовую массу порядка 50 т (более чем в три раза превышающую массу американской БРПЛ UGM-27A «Поларис-А1») и дальность полета 2400 км. Работы по комплексу Д-7 были доведены до стадии бросковых испытаний, но в 1962 году, когда заказчик выдвинул требование увеличения боекомплекта ракетоносцев (и, следовательно, уменьшения габаритов ракет), интерес к программе стал постепенно угасать, а в 1964 году ее вовсе прекратили из-за невозможности разработчиков уложиться в рамки новых требований.

НОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Накопленный к 1970 году опыт создания твердотопливных ракет позволил КБ «Арсенал» под руководством главного конструктора П.А.Тюрина выйти с предложением о разработке БР для модернизированной атомной субмарины проекта 667А. Инициатива ленинградцев получила поддержку, и в начале 1970-х годов, параллельно с работами КБМ над модернизированной жидкостной ракетой Р-27У, «Арсенал» получил задание на разработку комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31. Новая БРПЛ со стартовой массой 26 840 кг имела дальность 4200 км (круговое вероятное отклонение порядка 1400 м). Первоначально ее предполагалось оснастить как моноблочной, так и разделяющейся головной частью (ГЧ), однако в дальнейшем от последнего варианта отказались, ограничившись моноблочной ГЧ мощностью 500 Кт.

Проекту подводной лодки под комплекс Д-11 присвоили индекс «667АМ» (шифр «Навага-M»). Он разрабатывался в Ленинградском проектно-монтажном бюро «Рубин» (ЛПМБ «Рубин») под руководством главного конструктора О.Я.Марголина. Из-за возросшей массы ракеты на подводных лодках 667-го проекта оказалось возможным разместить только 12 БР нового типа.

Внешне модернизированный корабль отличался от ПЛАРБ проекта 667А кормовой надстройкой, имеющей несколько меньшую длину и большую высоту. Возросло и полное водоизмещение подводной лодки.

Старт ракеты производился посредством порохового аккумулятора с глубины до 50 м без предварительного заполнения шахты водой (что повышало скрытность боевого применения, так как шумы, возникавшие при поступлении воды в кольцевой зазор, демаскировали корабль во время предстартовой подготовки). Пуск был возможен при волнении моря до 8 баллов. Весь боекомплект выстреливался в течение одной минуты единым залпом. Время предстартовой подготовки составляло 3,5 минуты.

Для переоборудования по проекту 667АМ выделили подводную лодку К-140 – второй корабль проекта 667А. Субмарина была построена на Северном машиностроительном предприятии и введена в состав Северного флота 30 декабря 1967 года. Работы по модернизации атомохода начались на судоремонтном заводе «Звездочка» в Северодвинске в 1973 году.

Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 26 декабря 1976 года из акватории Белого моря. Во время испытаний лодки были проведены две стрельбы на максимальную дальность (более 4000 км). Для этого субмарине пришлось идти к северной оконечности Новой Земли и оттуда с параллели 77╠ северной широты стрелять по боевому полю «Кура» на Камчатке.

ТЕМ И ОГРАНИЧИЛИСЬ

В заключении командующего Северным флотом, датированным 14 сентября 1979 года, комплексу Д-11 давалась следующая характеристика: «Испытания в целом показали хорошие эксплуатационные качества, высокую скорострельность при малом времени подготовки, безопасность использования и простоту обслуживания, принятие комплекса... позволит расширить боевые возможности ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр.667А, продолжить ознакомление опыта эксплуатации твердотопливных баллистических ракет с целью его использования при дальнейшем проектировании перспективных ракетных комплексов».

Собственно, «накоплением опыта» все и ограничилось: модернизированная лодка К-140 осталось единственной в своем роде. В 1978 году на вооружение флота поступил модернизированный комплекс Д-9Д с усовершенствованной жидкостной БРПЛ Р-29Д, обладающей дальностью полета до 9100 км, а также повышенной точностью (КВО порядка 1000 м). Комплекс Д-11 в 1979 году был принят в опытную эксплуатацию, продолжавшуюся в течение 10 лет. На Западе лодка проекта 667АМ получила обозначение Yankee II.

Промышленность выпустила в общей сложности 36 серийных ракет Р-31, 20 из которых были израсходованы в процессе испытаний и практических стрельб. В середине 1990 года вышел приказ Минобороны об утилизации всех ракет этого типа (как находящихся на борту лодки, так и на складах) методом отстрела. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 года, все они прошли успешно, лишний раз продемонстрировав высокую надежность отечественного оружия. А 17 декабря 1990 года К-140 отправилась в Северодвинск для разделки на металл...

Что касается современных реалий, то при нынешнем проблемном состоянии российского ОПК не нужно делить конструкторские коллективы на «свои и чужие». Необходимо объединить накопленный опыт и знания всех разработчиков БРПЛ и создать оружие, достойное России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Михаил Сергеев

Зеленая повестка перестанет доминировать в США

0
559
КПРФ готова платить за сохранение памятников Ленину

КПРФ готова платить за сохранение памятников Ленину

Дарья Гармоненко

По указанию Зюганова партия откладывает всякую оппозиционную активность на потом

0
434
Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Иван Родин

Запрет анонимных фондов в соцсетях, видимо, затронет и сборы денег на СВО

0
423
Фицо обвинил украинские власти в атаке на экономику ЕС

Фицо обвинил украинские власти в атаке на экономику ЕС

Наталья Приходко

Брюссель не потребует от Киева возобновления транзита российского газа для Словакии

0
494

Другие новости