0
1354
Газета Вооружения Интернет-версия

13.04.2007 00:00:00

Подводные лодки и «Тополя» остались без поддержки из космоса

Тэги: глонасс, gps, подводные лодки


Сроки полного ввода в эксплуатацию Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) – 2009–2011 годы. Это признали генеральные конструкторы и руководители подразделений Роскосмоса, принимавшие участие в заседании внутрифракционной группы «Единой России» в Государственной Думе РФ 10 апреля. Это идет вразрез с утверждениями первого заместителя председателя правительства России Сергей Иванова, что до конца 2007 года спутниковая навигационная система ГЛОНАСС начнет действовать.

«До конца этого года в составе орбитальной группировки будет как минимум 18 действующих спутников ГЛОНАСС, – заявил в Москве 9 апреля на открытии Международного форума по спутниковой навигации глава Роскосмоса Анатолий Перминов. – Мы планируем осуществить в 2007 году запуск шести модернизированных космических аппаратов».

Начальник штаба Космических войск генерал-лейтенант Александр Квасников сообщил, что в перспективе запуски модернизированных навигационных спутников будут осуществляться с космодрома Плесецк ракетой-носителем «Союз-2».

В 2006 году успешно проведены испытания принципиально новой системы управления орбитальной группировкой – беззапросной системы управления. По словам генерала Квасникова, использование ГЛОНАСС позволяет на порядок увеличить точность измерений траекторий движения ракет. Вместо сети наземных измерительных комплексов можно будет ограничиться установкой на ракету небольшого измерительного блока спутниковой навигации. В перспективе эта технология позволит отказаться от дорогостоящей наземной инфраструктуры.

Заместитель главы Роскосмоса Юрий Носенко сообщил, что в 2007 году по программе ГЛОНАСС планируется выделить 9,88 млрд. рублей. Планируется привлечь внебюджетные средства на разработку и производство наземной аппаратуры для потребителей спутниковой информации.

Бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения РФ, генерал-полковник в отставке Виктор Иванович Есин считает, что приход ГЛОНАСС в гражданский сектор вполне закономерен. «Система спутникового позиционирования изначально создавалась под эгидой Главкосмоса СССР, а мы, военные, были всего лишь пользователями, точно так же, как и военные в США, – сказал он. – Только в Соединенных Штатах прагматично решили открыть свою GPS на коммерческой основе для гражданских пользователей всего мира».

Сделано это было еще в 1993 году. Как раз в этом году в полном объеме заработала российская ГЛОНАСС. К 1995 году ее численность достигала 26 космических аппаратов. Но надолго ее не хватило. Главной проблемой стали короткоживущие спутники.

Как пояснил генерал Есин, срок их активного существования ограничивался 9–12 месяцами. Поддерживать действующей орбитальную группировку, требующую полного обновления в течение года, оказалось невозможно.

«Мобильные ракетные комплексы «Тополь» ориентировались именно на ГЛОНАСС, – пояснил Виктор Есин. – Однако, когда первые «Тополя» ставили на вооружение, от спутниковой системы пришлось отказаться в связи с ее недееспособностью. А переходить на американскую GPS, как это было сделано на некоторых самолетах военной авиации, РВСН не могли. Известно, что в момент обострения международной обстановки США могут отключать сигналы со спутника над рядом территорий».

СПУТНИК НЕДОСТУПЕН

По сообщениям из Роскосмоса, с полудня 3 апреля число действующих спутников навигационной системы ГЛОНАСС выросло на 5 и достигло 12. Космические аппараты были запущены заранее, но введены в строй только на прошлой неделе (утром вторника). В результате навигационной информацией теперь обеспечены 66% территории России. До конца года на орбиты доставят еще 6 аппаратов и доведут покрытие до 100%.

Однако запустить аппараты в космос мало, надо их еще включить в работу. Например, 25 декабря 2006 года были запущены 3 спутника «Ураган-М», и один из них до сих пор числится «на этапе ввода в эксплуатацию». Остальные, вновь введенные в число действующих 3 апреля, с конца марта временно находились в категории «перерыв в действии».

Из 19 космических аппаратов орбитальной группировки ГЛОНАСС сегодня действует 12, еще один с декабря готовится вступить в строй, 3 выведены на списание («вывод из системы») – отработали от 45 до 65 месяцев, 3 считаются на техобслуживании, хотя отработали по столько же. Примечательно, что еще три дня назад на «этапе вывода из системы» находился всего один спутник.

За разъяснениями обозреватель «НВО» обратился к ведущему сотруднику ЦНИИмаш Роскосмоса Виктору Крамаренко, занимающемуся проблемами ГЛОНАСС. «Я так понимаю, – сказал эксперт, – что хотят придержать на орбитах неработающие спутники, а к концу года отрапортовать, что система работает полностью – все 18 спутников. Именно столько, по заявлению главы Роскосмоса Анатолия Перминова, необходимо, чтобы спутниковая система определения координат покрывала всю территорию России. Но эта цифра – лукавая».

Виктор Крамаренко пояснил, что Россия – не равнина. На многих территориях надгоризонтный спутник не виден, соответственно и определить ничего нельзя. При 18 спутниках ГЛОНАСС обеспечит только работу экипажей самолетов в небе и кораблей в открытом море, а для большинства других пользователей он будет недоступен по 2 часа в сутки и больше. Поэтому США держат на орбитах в данный момент 29 спутников навигационной системы GPS, все – работающие, и собираются в будущем довести их число до 48. Наши космические аппараты постоянно выводятся на техобслуживание и имеют срок службы в 3–4 раза меньше, чем у американцев.

«Надо раз и навсегда прекратить разговоры про 18 спутников, – сказал ведущий специалист ЦНИИмаш. – Нельзя ставить рубежи в столь важном деле, от которого во многом зависит будущее страны. Потому что по достижении этого рубежа Минфин запросто прекратит финансирование проекта, как законченного. А это крайне опасно и неправильно. Не надо забывать, что ГЛОНАСС создавался как система боевого обеспечения. Надо ее развивать и поддерживать, не надеяться на американскую GPS».

Сейчас самый «долгоиграющий» космический аппарат ГЛОНАСС работает 56 с половиной месяцев. Те, что «отпахали» на орбитах свыше 60 месяцев, уже пошли на списание. Выведено «временно на техобслуживание» и большинство спутников, отработавших свыше 40 недель. Вывод напрашивается сам – четверть орбитальной группировки ежегодно требует замены. И необходимо постоянно иметь 2–3 резервных космических аппарата. Еще одна беда – долгий ввод в эксплуатацию. Были случаи, когда аппараты только через 8 месяцев после старта начинали работать в группировке.

Срок службы американских сателлитов – свыше 170 месяцев. Ввод в эксплуатацию – месяц-полтора. На техобслуживание они вовсе не уходят. Система надежна, проверена, а потому не боится конкуренции.

GPS ПРАВИТ МИРОМ

Спутниковая система определения координат может применяться буквально всюду. На всех видах транспорта, при сопровождении грузов, в картографии и строительстве, в мобильной связи и энергетике, для мониторинга лавинной опасности и для охранно-поисковых служб, в городской ЖКХ и для отслеживания миграции диких животных. Без нее уже становится невозможным дальнейшее развитие экономики.

Поэтому президент России потребовал, чтобы система ГЛОНАСС была доступна не только для субъектов экономики, но и для простых граждан. Он отметил, что только в этом случае система будет экономически выгодна и окупаема.

По данным Министерства торговли США, 5% GPS-приемников используются для решения прикладных задач в авиации, 2% – на морском транспорте, 2% – в вооруженных силах. Остальные 90% задействованы для позиционирования и управления наземным транспортом, личным автотранспортом, находят широкое применение в производстве, в геодезии, в быту (вплоть до контроля передвижения детей и домашних животных). Ежегодно Минобороны США, под эгидой которого функционирует GPS, вносит в государственную казну миллиарды долларов.

Сейчас рынок навигационного сервиса в России безраздельно принадлежит американской GPS. По данным министра транспорта Игоря Левитина, на сегодня только 1200 российских летательных аппаратов из 5 тысяч оснащены навигационной аппаратурой, при этом 92% вертолетов и самолетов замкнуты на систему GPS и лишь 8% – на систему ГЛОНАСС.

Пока Минобороны РФ сделало лишь первый шаг навстречу гражданскому потребителю – сняло запрет на электронные карты высокого разрешения и ограничение в 30 м на точность спутникового определения координат на территории России. Правда, купить такую карту весьма проблематично, зато картами и космическими снимками высокого разрешения бойко торгуют зарубежные дилеры.

Но получить точность позиционирования ГЛОНАСС не хуже, чем у американцев, можно будет получить только в 2009–2011 годах. Как отметил на встрече в Госдуме РФ глава управления автоматических комплексов и систем управления Роскосмоса Анатолий Шилов, «задача повышения точности является одной из важнейших для продвижения российской системы на международный рынок. Точность ГЛОНАСС необходимо повысить примерно в 10 раз.

Сегодня в России ГЛОНАСС-приемник можно купить за 1–3 тыс. долларов. При массовом производстве, единогласно прогнозируют многие специалисты, цену можно будет снизить до 200–600 долларов. За те же суммы GPS-приемники сейчас продаются в мире. Но их производство исчисляется миллионами. Так, по данным тайваньского исследовательского центра Industrial Economics & Knowledge Center, в 2005 году объем продаж устройств GPS достиг 101,3 млн. штук. Сейчас мировой рынок навигационной аппаратуры оценивается в 15–30 млрд. долларов в год и растет ежегодно на 25–30%.

Самая большая проблема производства – отсутствие современной элементной базы. Поэтому российский носимый двухдиапазонный (GPS/ГЛОНАСС) приемник М-103, как насмешливо написала «Нью-Йорк таймс», – это «сравнительно громоздкая коробка, похожая на портативную рацию времен корейской войны. Весит она около фунта и продается за тысячу долларов, причем дисплей надо покупать отдельно». К приемнику прилагается антенная опора с мотовилом, на которое намотано несколько метров антенного провода. Чтобы определить свое местоположение, необходимо воткнуть опору в землю и размотать антенну. В городских условиях подобная система, мягко говоря, неудобна. И не конкурентоспособна.

Мировые производители навигационной аппаратуры к ГЛОНАСС относятся весьма лояльно, ведь это дополнительные возможности сбыта. Один из главных производителей навигационных приемников, тайваньская фирма Falcon Aerospace Corporation, уже предлагает целый ряд портативных приборов GPS/ГЛОНАСС-навигации разного назначения, специально разработанных для российского потребителя. На американском рынке тоже достаточно двухдиапазонных приемников различных компаний. Электронные модули GPS/ГЛОНАСС широко производятся с 1996 года, когда обе системы спутниковой навигации были признаны составными компонентами Всемирной радионавигационной системы и обязательными для оснащения морских судов и других средств транспорта. «Нью-Йорк таймс» цитирует Джавада Ашджаи, президента Javad Navigation Systems, специализирующейся на выпуске двухдиапазонных приемников: «Если у вас есть GPS, ваши нужды удовлетворяются на 90%, – отметил он. – А недостающие 10% гарантируют успех российской системы».

Сейчас идет речь об установке навигационного модуля в большинство моделей мобильных телефонов. Сейчас уже есть образцы, показывающие координаты в GPS. Если добавится еще и ГЛОНАСС, то при массовом производстве, а продажи мобильников исчисляются миллиардами штук, ГЛОНАСС станет прибыльным.

Не наши фирмы, так китайцы в два счета наводнят страну спутниковыми координаторами.

РОБКИЕ ШАГИ

Чтобы потребитель поверил в ГЛОНАСС, необходим хорошо просчитанный государственный подход. Пока этого не наблюдается. Спутниковая группировка поручена вице-премьеру Сергею Иванову, ею же занимаются Космические войска и Роскосмос. При этом никто не отвечает конкретно за результаты деятельности и наземные компоненты ГЛОНАСС. В 2001 году была принята Федеральная целевая программа по ГЛОНАСС. В ней имелась масса заявлений о намерениях и набор из 170 нескоординированных НИОКР, частично дублируемых разными ведомствами. Произошло обычное распыление денежных средств, материальных и людских ресурсов. При этом развитию технологий для коммерческого использования вообще никакого внимания не уделили. И единой концепции развития наземного компонента до сих пор не существует. Значит, никто им всерьез заниматься не будет.

ЦНИИ машиностроения предлагал развернуть на территории России региональные дифференциальные навигационно-геодезических системы для обеспечения широкого круга пользователей и коммерческого использования ГЛОНАСС. Но это предложение не приняли.

ГЛОНАСС просто обязана стать по-настоящему глобальной системой и действовать на территории всей Земли. Иначе даже российские корабли и самолеты международных линий так и останутся клиентами американской GPS. И российский Военно-морской флот рискует остаться прибрежным. А ведь главным клиентом ГЛОНАСС изначально считались стратегические атомные подводные лодки, которым необходимо точно знать свое местоположение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
837
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1410
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1032
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
538

Другие новости