«Россия способна в самом недалеком будущем создать оружие, способное преодолевать любые системы ПРО. Это ракеты, которые летят не по понятной траектории, как все баллистические ракеты, а по непредсказуемой траектории», – заявил на пресс-конференции 24 апреля начальник Генерального штаба РФ генерал армии Юрий Балуевский. И напомнил, что первое испытание головных боевых блоков с новыми свойствами прошло еще в феврале 2005 года.
ПОД ОБТЕКАТЕЛЕМ «ТОПОЛЯ»
Зарубежные и отечественные эксперты могут только предполагать, каким неведомым супероружием грозит Россия в ответ на американскую систему ПРО. Еще раньше о нем полунамеками говорил в 1990-е годы министр обороны Игорь Сергеев. Выходец из РВСН, он стремился постоянно увеличивать расходы на «ядерный щит», прежде всего на закупку стратегических ракетных комплексов «Тополь-М». Тогда он и проговорился как-то раз, что для «Тополя» создана особая, так называемая планирующая боеголовка. Никаких подробностей ни маршал, ни другие военачальники не раскрывали, но с гордостью было сказано, что уже на подлете к цели боеголовка способна самостоятельно изменить траекторию. Сделать это она может по заранее введенной программе или перенацелена уже над территорией противника.
Договор ОСВ-1 накладывал жесткие ограничения на количество ядерных боеголовок, размещаемых на одном носителе – баллистической межконтинентальной ракете. В результате мобильный ракетный комплекс «Тополь», созданный под кассетную боевую часть из трех боеголовок, оказался «недогружен». Под обтекателем образовался пустой объем, заполненный лишь на треть. Это позволило втрое увеличить массу и объем единственного оставшегося боевого блока. Его стало возможно снабдить собственной системой управления, дополнительными маневровыми двигателями и другими техническим элементами, качественно изменяющими параметры боеголовки.
До этого боевая часть могла лететь лишь по одной единственной траектории, подобно камню. При своевременном обнаружении радарами ее путь легко можно было рассчитать, а потом сбить противоракетой, наведенной по встречному курсу. В том случае, если боеголовка неожиданно меняет курс, ракета-перехватчик с нею уже не встретится и не собьет.
По отрывочным сведениям, просочившимся в печать, можно понять, что в головной части «Тополя» находится несколько маневровых реактивных двигателей и прямоточный реактивный ускоритель. В результате боеголовка, затормозившая при вхождении в атмосферу, снова увеличивает скорость до гиперзвуковой и совершает зигзагообразные маневры. Предсказать ее полет становится просто невозможно. Следовательно, и поразить ее средствами противоракетной обороны тоже нельзя, поскольку их нельзя точно навести.
Вот как об этом однажды сказал Юрий Балуевский, комментируя испытания боеголовки: «Это гиперзвуковой летательный аппарат. Полет нового летательного аппарата производился по «неклассической схеме». Он способен летать не только по баллистической траектории с гиперзвуковой скоростью, но и в атмосфере, произвольно изменяя траекторию полета. Это позволяет ему преодолевать любые перспективные системы противоракетной обороны».
Назвав боеголовку «летательным аппаратом», начальник российского Генштаба дал понять, что она как минимум имеет собственную двигательную установку. Более того, не исключено, что это не просто боевой блок баллистической ракеты с двигателем, а самостоятельный летательный аппарата, доставляемый с помощью межконтинентальной ракеты на территорию противника. Скорее всего это крылатая ракета, потому что только она может летать в атмосфере с гиперзвуковой скоростью.
ТРУДНОСТИ ПОЛЕТА
Эксперты Пентагона и НАТО не раз заявляли: кто первым сумеет создать гиперзвуковые межконтинентальные ракеты, тот станет править миром. Но они подразумевали ракеты, летящие в атмосфере, однако с межконтинентальной дальностью 10 тыс. километров. Такая ракета, летящая достаточно низко над землей, будет слишком поздно обнаружена радарами, а перехватить ее просто не успеют. Главная проблема, которую не могут преодолеть конструкторы, – это как раз увеличение скорости при высокой дальности. Пока все крылатые ракеты США летают на дозвуковой скорости в 250 м/сек. Это самый экономичный режим, потому что с увеличением скорости резко возрастает расход топлива и соответственно уменьшается дальность. Максимальная дальность, которую пока достигли крылатые ракеты, – 5000 км.
Однако Россия сумела преодолеть звуковой барьер, и российский флот вооружен сверхзвуковой противокорабельной ракетой «Москит». А проблему дальности, видимо, решили, разместив крылатую ракету под обтекателем «Тополя». Когда крылатая ракета доставлена непосредственно к точке падения и уже имеет достаточно высокую скорость, топлива на маневры ей требуется немного – лишь на маневры и ускорение.
А ускорение необходимо, поскольку она будет тормозиться при входе в плотные слои атмосферы. В этот момент боеголовка разогревается так, что ее окутывает облако испаряющейся с поверхности плазмы. И она испытывает невероятные перегрузки. Чтобы в таких условиях уберечь от разрушения механику и электронику крылатой ракеты, ее скорость надо максимально снизить. Способы такого щадящего торможения были разработаны еще в 1980-е годы.
Во-первых, боевой блок разворачивается торцом по оси полета – максимально широкой своей частью. А во-вторых, используется эффект рикошета. От плотных слоев атмосферы боеголовка отскакивает подобно плоскому камню от поверхности воды. Она слегка «подныривает» в воздушные слои и снова выскакивает в космос, но уже с гораздо меньшей скоростью. Несколько таких «нырков» и скорость становится некритической для боеголовки. При этом противнику каждый раз приходится заново пересчитывать траекторию.
Примечательно, что если раньше испытания новых боеголовок проводились исключительно на внутреннем полигоне «Капустин Яр», то «маневрирующую боеголовку» запускали с «Байконура» на камчатский полигон «Кура», который тщательно «просвечивается» средствами радиоразведки США. Заокеанскому партнеру дали возможность убедиться, что боеголовка, способная маневрировать, а главное – попадать в цель на гиперзвуке, реально существует. Хотя бы как экспериментальный прототип.
Правда, это не остановило программу создания ПРО США. Слишком большие деньги стоят на кону. Десятки, а в перспективе сотни миллиардов долларов, брошенные на создание ПРО, могут серьезно оживить американскую экономику и обеспечить технологический прорыв во многих областях.
Американцы вообще очень спокойно относятся к российскому асимметричному ответу в виде «непредсказуемых» боеголовок. На всех уровнях делают заявления, что ПРО США не направлена против России и способна перехватывать лишь ракеты КНДР и Ирана. Ну, может, еще Китая. А поскольку есть риск, что эти страны украдут технологии создания межконтинентальных ракет в России, лишь поэтому возможности ПРО подгоняются под «русский стандарт».
Генерал Балуевский, после того как президент РФ впервые порадовал сограждан сообщением о супероружии, сообщил, что на боевое дежурство новые боеголовки начнут ставить с 2010 года. Как раз когда начнется полномасштабное развертывание американской системы ПРО. Тем временем Россия настаивает на принятии международного договора о запрещении размещения в космосе любого оружия. Поскольку на асимметричную российскую боеголовку американцы ответят асимметричными боевыми спутниками, которые способны перехватывать боевые блоки еще в дальнем космосе, пока те не начали маневрировать.