0
1441
Газета Вооружения Интернет-версия

13.07.2007 00:00:00

Опасны не противоракеты, а радар

Сергей Херхеров

Об авторе: Сергей Кетонович Херхеров - полковник.

Тэги: про, ракеты, польша, сша


Несмотря на все предложения российской стороны, появление у границ РФ американского стратегического оружия (а именно к такому классу оружия необходимо относить элементы ПРО, планируемые к развертыванию в Польше и Чехии), судя по всему, неизбежно. Что же намерен разместить Пентагон на территориях стран, некогда являвшихся союзниками СССР по Варшавскому договору?

ПЕРЕХВАТЧИК И РАДАР

Вначале следует напомнить, что до 1996 года программа создания NMD (National Missile Defense) – национальной ПРО – имела в Соединенных Штатах статус «разработки технологии». Но в 1996 году статус изменился, и она стала именоваться «программой готовности к развертыванию системы оружия». А 23 июля 1999 года тогдашний президент США Билл Клинтон подписал законопроект 106-38, в соответствии с которым развертывание элементов ПРО начнется, «как только это станет технически осуществимым». Начался следующий этап тестирования отдельных элементов системы – испытательные пуски противоракет с перехватом целей-IFT (Integrated Flight Test).

В составе комплекса ПРО будет использоваться противоракета GBI (Ground Based Interceptor). Она состоит из двух твердотопливных ступеней и ступени перехвата EKV (Exzoatmospheric Kill Vehicle – заатмосферный перехватчик), который должен обнаруживать головную часть баллистической ракеты и уничтожать ее при прямом соударении.

Нужно отметить, что создание подобных аппаратов-перехватчиков, относящихся к так называемому кинетическому оружию, имеет 30-летнюю историю. Наибольшую известность получили испытательные пуски в рамках программы ERIS в 1983–1984 годах. В начале 2002 года из открытых источников стало известно о границах перехвата по высоте разрабатываемой в США системы ПРО. Оптимальные нижняя и верхняя границы перехвата головных частей МБР по результатам первых семи (IFT-1 – IFT-7) экспериментальных пусков противоракет GBI составили 100 миль (160 км) и 150 миль (240 км) соответственно.

Однако в марте 2002 года программа ракеты-перехватчика была пересмотрена. Замена в качестве субподрядчика корпорации «Боинг» на компанию «Локхид-Мартин» привела к полной замене двигателей первой и второй ступеней ракеты. В первом варианте на них устанавливались твердотопливные двигатели SR19-AJ-1 и «Геркулес М57» (вторая и третья ступени МБР «Минитмен-2» LGM-30F). Ракета получила условное техническое наименование NLGM-30F. В таком виде она проходила испытания с 24 июня 1997 года по 3 декабря 2001 года (1–7-й пуски). Но уже с 15 марта 2002 года (8-й пуск) на первую и вторую ступени ракеты поставили новые двигатели, которые ранее использовались на гражданской РН «Орбус-1А». В результате резко возросли границы перехвата: по высоте – до 1100 миль (1770 км), по дальности – до 3300 миль (5300 км). Любопытно, что верхняя граница перехвата значительно превышает все мыслимые и немыслимые динамические возможности МБР (верхняя точка траектории никогда не превышает 1320 км).

Важнейший элемент системы – многофункциональная РЛС XBR (X-Band Radar), в задачи которой входят обнаружение и сопровождение целей, наведение противоракет, а также оценка результатов стрельбы. Это работающая в 3-см диапазоне импульсная РЛС с поворотной приемопередающей активной ФАР, которая имеет форму сложного многоугольника диаметром 12 м и модульную конструкцию. До 90% ее аппаратуры аналогично аппаратуре ФАР РЛС, используемой в комплексе ПРО THAAD.

На полигоне Кваджалейн построен прототип XBR-P с дальностью обнаружения 2000 км. Она размещена под радиопрозрачным защитным куполом диаметром около 24 м, который установлен на цилиндрическом основании диаметром 20 м и высотой 6,5 м. XBR-P имеет 16 896 приемопередающих модулей площадью 123 кв. м, с эффективной апертурой 105 кв. м. Сектор обзора в режиме поиска целей составляет: по азимуту – от 53 до 110 град., по углу места – плюс-минус 20 град. от нормали к полотну ФАР. Для просмотра пространства за пределами этого сектора ФАР может разворачиваться: по азимуту – на плюс-минус 178 град., а по углу места – от 0 до 90 град. Средняя мощность – 480 кВт, импульсная 80 МВт.

НЕСЛУЧАЙНЫЙ ВЫБОР

Развертывание отдельных элементов опытно-боевой системы ПРО идет полным ходом – уже 14 пусковых установок противоракет GBI-10 несут боевое дежурство в Форт-Гризли (Аляска), четыре – на авиабазе Ванденберг (Калифорния). Еще 10 ПУ планируется развернуть в Польше в составе европейского комплекса ПРО.

Крайне удачно с точки зрения обзора российского воздушного пространства выбрано место расположения радиолокационного поста – район местечка Инце близ Брдынского леса в 100 км от Праги. РЛС FBX-T (Forward X-Bandradar-Transportable) – мобильная версия прототипа XBR-P.

Кстати, вопреки сложившемуся мнению не все полетные траектории МБР прокладываются через Северный полюс. В советские времена туда направлялось приблизительно лишь 50% межконтинентальных ракет. Между дивизиями РВСН существовало строгое распределение целей. К примеру, все 1054 шахтные пусковые установки МБР и 106 КП стратегического авиационного командования США были под прицелом 5-й дивизий тяжелых ракет SS-18 31-й Оренбургской ракетной армии. Как раз траектории их полетов и прокладывались через Северный полюс.

Около 40% советских МБР должны были лететь вдоль 50-й параллели через Северную Европу и Северную Атлантику к целям на Восточном побережье США – административным центрам страны и военно-морским базам 2-го и 7-го флотов. Эта задача была возложена на четыре ракетные дивизии (РД), размещенные в европейской части СССР, – в общей сложности 300 МБР SS-19 с дальностью полета 7500–7800 км.

Таким образом, РЛС FBX-T позволит не только обнаруживать все ракеты, стартовавшие с баз на европейской части России через 60–75 сек. после выхода из ШПУ или пенала мобильной ПУ вне зависимости от направления полета (ранее эту функцию выполняла спутниковая система раннего предупреждения о ракетном нападении DSP-2), но и построить математическую модель, очень близкую к реальной полетной программе МБР. Попросту говоря, американцы будут иметь информацию о том, куда и зачем летят российские ракеты, еще на начальном этапе их полета, получив при этом эффективные инструменты по принятию контрмер. А это, необходимо отметить, ключевой элемент организованной ПРО уже над территорией США.

Хотя, безусловно, противоракеты, размещенные в Польше, абсолютно бесполезны в данном случае, т.к. их головки самонаведения не обладают возможностью селекции целей на пересекающихся курсах и не позволяют выполнить перехват в таких условиях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1824
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4419
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2413
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2758

Другие новости