В разгаре восьмой Международный авиационно-космический салон в подмосковном городе Жуковском. Как и раньше, основным направлением экспозиции нынешнего МАКСа стала демонстрация достижений и возможностей авиационной промышленности. «Космическое присутствие» не стало таким же объемным, но по сравнению с предыдущими салонами оно не так чтобы значительно, но возросло. По-видимому, это связано с тем, что, несмотря на окаянные для российской космонавтики 1990-е годы, Россия продолжает оставаться серьезной космической державой.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – ИЗВОЗ
Еще до открытия МАКС-2007 было очевидным, что российская космическая отрасль прежде всего постарается обратить внимание на перспективы своей деятельности и коммерческие проекты. В целом салон демонстрирует, что российские ракетно-космические фирмы все-таки пытаются, и зачастую не без успеха, удерживать на высоком уровне имеющиеся производственные и научно-технические заделы и предлагают новые высокотехнологичные проекты и разработки.
Правда, запуски ракет демонстрировавшегося на МАКСе перспективного космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» ГКНПЦ им. М.В.Хруничева по планам должны были начаться еще в прошлом веке. Сейчас обещают, что первая легкая «Ангара-1.1» взлетит из Плесецка в первом квартале 2011 года. Командующий Космическими войсками России генерал-полковник Владимир Поповкин заявил: «В настоящее время все работы по КРК – опытно-конструкторские и капитальное строительство – скоординированы и позволяют уверенно говорить, что летные испытания начнутся в установленные сроки».
Уникальность «Ангары» в ее конструкции, в основе которой – универсальный ракетный модуль. Из них, как из кубиков, можно собирать ракету нужной грузоподъемности. Каждый модуль имеет один мощный двигатель. Напомним, у королевской «семерки» и центральный блок, и каждая из боковушек имели по четыре двигателя. Особенно важно, что «Ангара» даст возможность России запускать тяжелые ракеты со своей территории (из Плесецка). Это называется независимым доступом в космос. Максимальная стартовая масса тяжелой «Ангары» составит 773 тонны. Полезная нагрузка, выводимая на низкую высотой 200 км орбиту, – до 24,5 тонны.
Когда «Ангара» только проектировалась, считалось, что ее использование позволит предложить клиентам более выгодные условия по запускам, чем американцы, разрабатывавшие в то время «Атлас-5», или европейцы со своим «Арианом-5». Сегодня эти ракеты летают и с ними вполне достойно конкурирует РН «Протон». «Ангару» же только через 4 года начнут испытывать, что, несмотря на все уверения, далеко не факт. Ко времени завершения испытаний и у НАСА, и у ЕКА появятся свои новые ракеты-носители, не уступающие «Ангаре», и возможности космического «извоза» для России могут существенно сократиться.
Гвоздем космической экспозиции предыдущего МАКС-2005, несомненно, был полноразмерный макет перспективного российского многоразового пилотируемого корабля «Клипер», представленный РКК «Энергия». На МАКС-2007 корпорация не представлена. Возможно, из-за напряженной обстановки на фирме в последние месяцы. Как известно, Николай Севастьянов, уже бывший президент РКК, был отправлен в отставку за три недели до открытия салона. Официальная причина – разногласия с руководством Роскосмоса по планам в области пилотируемой космонавтики.
Напомним, что широко разрекламированный в свое время конкурс на создание в России перспективной пилотируемой транспортной системы, в котором должен был участвовать и «Клипер», так и не состоялся. С подачи европейцев провозглашена программа очередной модернизации корабля «Союз», который не только продолжит доставку сменных экипажей на Международную космическую станцию, но и должен стать чуть ли не базовым для перспективной лунной программы. Тогда остается непонятным, как будет обеспечиваться дальнейшее функционирование МКС. Ведь американцев она уже практически не интересует. Все, что им было нужно для подготовки своих будущих лунных и межпланетных полетов, они от МКС получили и могут даже не выполнить свое обещание обеспечить рейсами «шаттлов» для завершения строительства станции.
Роль России в МКС, по сути, свелась к коммерческому извозу. За период с 2000 по 2006 год на борту станции были проведены исследования: медицинские и биологические – 104 эксперимента, биотехнология – 59, техника – 44, образовательные программы – 29, технология – 27, геофизика – 9, исследования природных ресурсов и экологический мониторинг – 6. По всем этим направлениям велись работы и на «Салютах», и на «Мире». Словом, приоритеты нисколько не изменились. Несмотря на подготовленную учеными достаточно обширную программу в интересах фундаментальной науки, за шесть с половиной лет эксплуатации МКС в пилотируемом режиме имела место только одна попытка начать ее реализацию.
ПОВТОРЕНИЕ 30-ЛЕТНЕГО ПУТИ
В конце прошлого года на МКС был доставлен первый и пока единственный научный прибор БТН-М1 (бортовой телескоп нейтронов высоких энергий), который подключен к бортовым системам станции, обслуживается ими и работает в автоматическом режиме. Если все остальные исследования и эксперименты – технологические, биомедицинские и прочие – функционируют без какой-либо связи с «бортом» и выполняются космонавтами, то БТН-М1 – это по сути первая научная составляющая МКС. Прибор был разработан и изготовлен в ИКИ РАН по заказу РКК «Энергия» в рамках программы «МКС-Наука» Федерального космического агентства.
Аналогичный по методологии исследований – методами ядерной спектроскопии – российский нейтронный детектор ХЕНД установлен на американском космическом аппарате MARS Odyssey и уже более пяти лет успешно функционирует на околомарсианской орбите. Синхронные наблюдения с околоземной и околомарсианской орбит обеспечивают проведение сравнительного анализа нейтронного альбедо (величина, характеризующая способность отражать поток электромагнитного излучения или частиц), возникающего под действием космических лучей в верхней атмосфере Земли и на поверхности Марса в условиях спокойного Солнца и во время мощных солнечных вспышек, а также исследовать направленность нейтронного излучения от активного Солнца. Кроме того, ХЕНД и БТН-М1 должны вести непрерывный мониторинг космических гамма-всплесков с целью определения координат их источников на небесной сфере.
Наконец, совместные измерения одновременно двумя приборами из двух точек межпланетного пространства позволяют экспериментально оценить нейтронную компоненту радиационного фона космического аппарата в полете по трассе Земля–Марс–Земля, знания о которой очень важны для планирования будущих марсианских экспедиций. Однако полноценная работа прибора сейчас не может быть обеспечена, поскольку он управляется бортовой системой полезной нагрузки (БСПН), которая постоянно дает сбои. Но БСПН должна управлять и всеми будущими научными приборами российского сегмента станции. Если, конечно, она когда-то будет доставлена на МКС.
По мнению космонавта Георгия Гречко, летавшего еще на одномодульных «Салютах» – четвертом, шестом и седьмом, – их КПД составлял всего несколько процентов (как у паровоза). На многомодульных станциях ситуация еще хуже: сотни приборов (одни для наблюдений Земли, другие – Солнца, звезд, атмосферы), и каждый должен быть ориентирован по-своему. А как можно проводить на пилотируемом космическом аппарате технологические эксперименты, если само присутствие человека дает сильнейшие помехи. Как вспоминает тот же Гречко, когда кто-то из космонавтов выполнял физические упражнения, его коллег по экспедиции просто выбрасывало из кресел. Если на Земле всегда призывали к автоматизации, а затем и роботизации, то в космонавтике почему-то упорно воспевается ручной труд.
В настоящее время в Центре Хруничева изготавливается для МКС многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ). Он должен стать третьим модулем в составе российского сегмента станции и создается, как декларируется, в первую очередь с целью развития научно-исследовательских возможностей российского сегмента МКС. Запуск планируется осуществить в 2009 году, что вряд ли выполнимо. Но даже если это и случится, модуль нужно будет «начинить» научной аппаратурой, а самое главное – увеличить экипаж, чтобы было кому проводить исследования или хотя бы контролировать работу приборов. При нынешней численности космонавтов они с трудом успевают исправлять многочисленные неисправности, где уж тут думать об исследованиях. Кроме того, уже достаточно скоро изношенность ранее запущенных составляющих МКС – модулей «Заря», «Звезды», стыковочного узла «Пирс» и других – превысит аналогичный показатель станции «Мир», когда было принято решение о ее затоплении.
В принципе, уже в то время было очевидным, что МКС станет своеобразным вторым «Миром», только увеличенным в размерах и модернизированным. Безусловно, для всех партнеров по проекту международная станция должна была стать новым шагом в освоении космического пространства. За исключением России. Для нее в общем-то это повторение пути, по которому она шла свыше тридцати лет. И все эти годы расходы на пилотируемую космонавтику составляли большую часть космического бюджета.
БОЛЬНОЕ МЕСТО – СРОКИ
Только в Советском Союзе, а затем и в России стало возможным такое гипертрофированное развитие пилотируемой космонавтики. Американцы обошлись одной пилотируемой станцией «Скейлэб». У нас же их было восемь, не считая сегодняшней МКС, а соотношение затрат на полеты космонавтов и «автоматический» космос примерно такое же, как в уровнях жизни наиболее богатых и бедных россиян. Отсюда и проблемы со сроками реализации проектов исследований в интересах фундаментальной науки.
По программе солнечных исследований в этом году должна была начаться реализация проекта «Коронас-Фотон», одна из задач которого – исследования корреляции солнечной активности с процессами в верхней атмосфере Земли. И в который раз запуск спутника отложен. Теперь он состоится лишь в 2008 году.
Основным разработчиком космической техники научного назначения уже не одно десятилетие считается НПО им. С.М.Лавочкина. В его активе практически все лунные и автоматические межпланетные станции, спутники «Прогноз» и другие космические аппараты, создание и запуск которых стали заметными вехами в истории советской, российской, да и мировой космонавтики. Экспозиция объединения на МАКС-2007 отражала наиболее важные перспективные и в своем роде уникальные разработки фирмы. Это макеты космических аппаратов для астрофизических, планетных и лунных исследований – «Спектр-Радиоастрон», «Фобос-Грунт», «Луна-Глоб»; универсальные космические платформы «Навигатор» и «Карат»; макет геостационарного спутника «Электро-Л»; из средств выведения – разгонный блок «Фрегат».
Астрофизическую обсерваторию «Спектр-Радиоастрон» намечено вывести на орбиту в конце следующего года, хотя в соответствии с ФКП 2006–2015 годов старт планировался на 2006–2007 годы. Перманентный сдвиг сроков реализации проектов – больное место российской космической программы. А поскольку в большинстве отечественных исследований участвуют зарубежные ученые и специалисты, это приводит к значительным и политическим, и финансовым потерям.
Еще в 1990-х годах в НПО была создана универсальная космическая платформа «Спектр», которая должна была стать базовой для всех трех перспективных астрофизических проектов, с выведением обсерваторий в космос тяжелым носителем «Протон». Массогабаритные и энергетические возможности платформы позволили разместить на ней большие комплексы научной аппаратуры и привлечь к участию в работах ученых многих стран. Однако резкое сокращение финансирования в 1990-х годах привело к тому, что проекты превратились в вялотекущий долгострой. В конечном итоге приняли решение отказаться от тяжелой платформы «Спектр» и использовать более легкую «Навигатор» (она представлена в экспозиции МАКС-2007) и выводить обсерваторию в космос с помощью ракеты-носителя среднего класса «Союз». Было потеряно не только время, пришлось сократить и бортовой исследовательский комплекс, что неизбежно скажется на объеме и качестве получаемой информации.
Основная сегодняшняя цель проекта «Спектр-Радиоастрон» («Спектр» остался как реликт от первоначального названия) – создание наземно-космической системы, состоящей из орбитального инструмента с раскрывающейся в космос 12-метровой параболической антенной и наземной сети крупнейших радиотелескопов мира. По своей разрешающей способности такая система – ее называют радиоинтерферометром – будет эквивалентна гигантскому радиотелескопу с диаметром антенны, равным расстоянию между наземными и космическими инструментами. При высоте орбиты «Радиоастрона» в 350 тыс. км она составит стотысячные доли угловой секунды. Основная цель радиоинтерферометра в том, чтобы детально рассмотреть компактные радиоисточники во Вселенной – квазары, активные ядра галактик и т.п.
Обсерватория «Спектр-УФТ» по планам должна отправиться в полет в 2010 году. Российский телескоп будет способен «видеть» космические тела с излучением в 20 раз более слабым, чем наблюдаемые самым мощным на сегодняшний день американским телескопом «Хаббл». Причем последний работает на околоземной орбите, из-за чего теряется до 50% наблюдательного времени. «Спектр-УФТ» планируется вывести на очень вытянутую орбиту с апогеем не менее 300 тыс. км. Это позволит минимизировать мешающее наблюдениям влияние Земли и Луны. Как следствие – российский телескоп позволит получить, при сравнимом с хаббловскими наблюдениями качестве, спектры для объектов в 20 раз более слабых, чем доступные американскому инструменту.
Проект «Спектр-Рентген-Гамма» в окончательном виде преобразовался в российско-европейскую программу «Спектр-PГ/eROSШTA/Lobster» с запуском обсерватории в 2011 году. Рассматривается возможность ее вывода на идеальную по условиям минимальной фоновой радиации экваториальную орбиту высотой 580–600 км, то есть ниже радиационных поясов Земли. Это может быть обеспечено при запуске с космодрома Куру во Французской Гвиане ракетой-носителем «Союз-2».
Из трех обсерваторий на МАКС-2007, как уже упоминалось, демонстрировался только «Радиоастрон». С натяжкой, но можно говорить, что в конце 2008 года, а не в 2007-м, как планировалось, в крайнем случае, в начале 2009-го, он окажется в космосе. Что же касается выполнения сроков запусков СРГ и УФТ, то, как говорится, поживем – увидим.
«Фобос-Грунт» – единственный планетный проект, включенный в ФКП 2006–2015 годов и на него возлагаются большие надежды. Хотя бы уже потому, что Россия «пропустила» далеко вперед к Марсу и США, и Европу и надо наверстывать упущенное.
Первоначально старт «Фобоса-Грунта» намечался еще на 2005 год. Но тогда подвело финансирование. Хотя в «железе» аппарат уже был готов. Планируемое сегодня время запуска – осень 2009 года – наиболее благоприятное астрономическое «окно»: Марс и Земля будут на максимально близком расстоянии. Вот почему, по заявлениям представителей НПО им. Лавочкина, – сегодня все направлено на то, чтобы старт обязательно состоялся в этот срок. Сама по себе задача доставки грунта марсианского спутника на Землю – наиболее сложная из всех, которые до сих пор решались в отечественных планетных исследованиях. Поэтому особое внимание было уделено созданию основы аппарата – космической платформы. Она универсальная и будет использоваться во всех последующих миссиях – и на Марс, и на Венеру, и на Юпитер.
Интересно отметить, что в состав научного комплекса «Фобос-Грунт» теперь входит китайская автоматическая станция весом 100–120 кг, предназначенная для исследований Марса с орбиты его искусственного спутника. Ее запустят одновременно с основным аппаратом российской РН «Союз-2-1Б».
Кроме того, в настоящее время обсуждается возможность состыковки отечественной программы «Фобос-Грунт» и европейской – «Экзомарс», которая предусматривает десантирование на поверхность планеты тяжелого марсохода с буровой установкой на борту. Основная задача европейского проекта – поиск следов жизни, возможно когда-то существовавшей на Марсе. В этих экспериментах, очевидно, примут участие и российские ученые. Российская станция, которая будет десантирована на марсианский спутник Фобос, могла бы послужить ретранслятором для передачи информации с европейского аппарата на Землю. В этом случае у европейцев отпадет надобность в марсианском орбитальном аппарате для ретрансляции информации, а Россия могла бы сэкономить на создании наземного комплекса приема данных со своей станции на Фобосе. Проблема, однако, в согласовании проектов по срокам реализации: «Фобос-Грунт» – 2009 год, «Экзомарс» – 2011-й. Российская станция должна гарантированно дождаться доставки европейского марсохода на марсианскую поверхность. Однако дабы не рисковать, может появиться соблазн перенести запуск «Фобос-Грунта» на 2011 год. Но по баллистическим параметрам это менее благоприятное «окно» для полета к Марсу. Значит или нужно будет использовать более тяжелый и, соответственно, более дорогой носитель «Зенит», или снимать часть полезной нагрузки со станции. Но какую? Китайский аппарат?
Разрабатываемый НПО им. Лавочкина российский космический комплекс «Электро» (международное обозначение GOMS – геостационарный оперативный методологический спутник) был представлен в экспозиции МАКС-2007 – не в металле (хотя испытания КА уже в стадии завершения), а в виде стенда-плаката с видом на Землю с геостационара.
Комплекс должен стать составной частью международной системы геостационарных метеоспутников, действующих под эгидой Всемирной метеорологической организации (WMO). Сегодня на геостационарной орбите работает международная сеть спутников, образованная космическими аппаратами США (GOES), Европы (Meteosat) и Японии (GMS’). Кроме того, на этой же орбите летают метеоспутники Индии (Insat, Metsat) и Китая (EY-2). Входил в международную систему и российский «Электро № 1», но он функционировал только до 1998 года. Так что нового российского спутника там заждались.
Основное назначение комплекса «Электро» – обеспечение заинтересованных служб оперативной информацией для прогноза погоды, гелиогеофизической обстановки в околоземном космическом пространстве, состоянии ионосферы и магнитного поля Земли, контроля чрезвычайных ситуаций и экологии окружающей среды. Кроме того, на «Электро-Л» возлагается задача ретрансляции и обмена метеоданными, а также сбора данных с автономных метеоплатформ и приема сигналов от аварийных буев системы КОСПАС/SARSAT.
Срок активного существования «Электро-Л» должен составить не менее 10 лет, что считается для сегодняшней отечественной космической техники большим достижением. Даже у опекаемых правительством и лично президентом навигационных спутников «ГЛОНАСС» он сегодня меньше.
Проект «Электро-Л» начал разрабатываться в НПО Лавочкина 6 лет назад. В качестве служебного модуля космического аппарата использована все та же базовая платформа «Навигатор». Запустить спутник должны были в 2006 году. Затем назывался 2007-й...
Такая же ситуация и с другим метеоспутником «Метро-3М» и малым КА «Конопус-Вулкан» (выявление техногенных катастроф и предвестников землетрясений), представленных на стенде НПП «ВНИИЭМ им. А.Г.Иосифьяна». До начала 1990-х годов в Советском Союзе было построено и запущено 32 метеорологических спутника. А сегодня Россия вынуждена пользоваться дорогостоящей информацией, получаемой с зарубежных космических аппаратов.
А НАДО ЛИ ФОРСИРОВАТЬ?
Экспозиция ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф.Решетова», конечно, не могла обойтись без темы ГЛОНАСС. Были показаны макеты и первенца системы, когда-то называвшегося «Ураганом», и его усовершенствованные варианты «ГЛОНАСС-М» и «ГЛОНАСС-К».
Первый модернизированный «ГЛОНАСС-М» был запущен в 2003 году. Эксплуатация этих аппаратов рассчитана на период 2003–2015 годы. Всего планируется вывести на орбиту 16 таких спутников. Для гражданских пользователей они обеспечат значительное улучшение точности меcтоопределения.
На 2009–2010 годы намечено начало запусков спутников «ГЛОНАСС-К». Они разрабатываются на базе новой негерметичной платформы «Экспресс-1000» и будут иметь еще один (третий) гражданский канал. В качестве дополнительной нагрузки на «ГЛОНАСС-К» планируется установить аппаратуру системы поиска и спасения КОСПАС/SARSAT.
Предполагается, что перспективная навигационная система будет строиться на аппаратах «ГЛОНАСС-КМ». В настоящее время вырабатываются требования к ним. К летным испытаниям нового аппарата планируется приступить в 2015 году.
Напомним, что в общей сложности с октября 1982 года и по настоящее время было запущено 90 космических аппаратов семейства «Ураган». Из них шесть выведены на нерасчетные орбиты и по назначению не эксплуатировались. Кроме того, в первых семи пусках на ракетах-носителях устанавливалось по одному массогабаритному макету: не хватало электроники, чтобы изготовить штатный аппарат. В итоге треть грузоподъемности носителя расходовалась впустую. Только непонятно, куда торопились. В сентябре 1993 года система была принята на вооружение в составе 18 аппаратов. В декабре 1995-го, после 27-го запуска очередной тройки «Ураганов», она достигла штатной конфигурации из 24 КА. По оценкам, выполненным в 1997 году, на развертывание «ГЛОНАСС» на тот период было потрачено 2,5 млрд. долл., а практически она не использовалась.
В 2005-м и особенно 2006 году на разных уровнях были приняты многочисленные решения, направленные на ускорение работ по ГЛОНАСС. Сегодня в ее составе 12 действующих аппаратов. До конца года планируется запустить еще шесть. Считается, что орбитальная группировка из 18 аппаратов обеспечит возможность непрерывного оказания навигационных услуг на территории России, а в 2009 году, когда ее развернут в составе 24 аппаратов, – в глобальном масштабе. При этом скромно умалчивается, что фактически ни одного дня с 1995 года, когда ГЛОНАСС в первый раз достигла штатной численности, она не работала в полном составе: часть спутников регулярно выводилась на плановое и внеплановое обслуживание. Этого не избежать и в воссозданной системе, а наличие в ней резервных аппаратов не предусмотрено.
Однако главная проблема в другом. Как пояснил командующий Космическими войсками России генерал-полковник Владимир Поповкин, к концу 2009 года может быть развернута только орбитальная составляющая ГЛОНАСС, чего, однако, нельзя сказать о наземном сегменте и выпуске необходимого количества пользовательских терминалов. По заявлению министра транспорта РФ Игоря Левитина, сегодня лишь около 1200 летательных аппаратов российских авиакомпаний из 5 тыс. оснащены навигационной приемной аппаратурой. При этом 92% ее замкнуто на американскую GPS и лишь 8% – на ГЛОНАСС.
Ситуация до боли напоминает сложившуюся в системе КОСПАС/SARSAT. Эта система была создана по инициативе и при активном участии еще Советского Союза. Ее космический сегмент развернут в полном составе в 1995 году, а оснащение потребителей аппаратурой пользователя пустили на самотек. В настоящее время в мире используется приблизительно 700 тыс. аварийных радиобуев. В России счет количества воздушных судов, оснащенных ими, идет на десятки и лишь в последние годы – на сотни. Как и раньше, где-то в тайге или тундре падает самолет и его не могут найти месяцами.
Так, может быть, правильнее было бы не форсировать события с наращиванием орбитальной группировки ГЛОНАСС, а сначала развернуть ее наземную составляющую, усовершенствовать «борт» и наладить серийный выпуск навигационных приемников?
СВЯЗЬ И ДВИГАТЕЛИ
Кроме ГЛОНАСС в экспозиции решетневцев демонстрировалась и традиционная их продукция – спутники связи. В их числе последние разработки – «Экспресс АТ1» на базе платформы «Экспресс-2000» и совсем новый аппарат «Экспресс-АМ33», а также космический аппарат ретрансляции информации «Луч-5А» и малый космический аппарат для электронной почты «Гонец-М».
Интересно отметить, что в Ле Бурже было подписано соглашение, по которому НПО ПМ и европейская Thales Alenia Space будут создавать новые перспективные платформы для спутников связи. На первом этапе предполагается на базе «Экспресс-2000» и платформы Space bus 4000 сделать некую совместную модель, которая вберет в себя лучшие элементы обеих платформ, и может быть предложена как российскому, так и зарубежному заказчику.
Запускаемые сегодня в интересах российских потребителей спутники «Экспресс-АМ2» имеют 27–30 транспондеров («стволов»). Они относятся к классу средних спутников связи. В этом секторе рынка российские производители занимают достаточно твердые позиции. На западном же рынке наиболее популярны тяжелые коммуникационные спутники массой до 5–6 тонн и числом стволов 55–70. Соответственно, для них требуется значительно больше электроэнергии – до 10–15 кВт. Пока в России нет платформы, чтобы обеспечивать такое энергопотребление. И вот она-то и будет создаваться совместно с Thales Alenia Space. При этом солнечные панели на платформе будут российскими, остальной конструктив – смешанный.
ОАО «НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко» и ОАО «КБХА» как и на всех предыдущих салонах демонстрировали ракетные двигатели, которые, по понятным причинам, интересовали почти исключительно специалистов. Рядовых посетителей салона они не могли поразить даже своими размерами, поскольку были представлены в масштабах 1:5. Полноразмерные РД показало только ФГУП «НИИ машиностроения». Но это были небольшие двигатели малой тяги и их агрегаты.
ФГУП «ГРЦ им. академика В.П.Макеева» показало конверсионные варианты баллистических ракет подводных лодок – РН «Волна», «Штиль» и «Россиянка», которые, к сожалению, пока не нашли широкого применения в космических проектах.
Бытует мнение, что выставки – это бизнес и МАКС в этом отношении не исключение. Трудно сказать, насколько подобное утверждение можно соотнести с показом достижений отечественной ракетно-космической отрасли. За исключением разве что содействия дальнейшему продвижению ее услуг на мировой рынок.
Изначально МАКС – это демонстрация передового статуса России в космическом сообществе. Если хотите – гордости за нашу ракетно-космическую технику. И важно, чтобы она подкреплялась реальными стартами в заданные сроки, полетами не только космонавтов, но и космических аппаратов, которые дают знания об окружающем мире. Деятельность в космосе нельзя рассматривать как серию конъюнктурных скачков, каждый из которых потребует массы усилий, но принесет мало пользы. К сожалению, пока этого не удается избежать.
Иллюстрация из книги «Оружие России»