Прошедшая в середине ноября в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) десятая аэрокосмическая выставка дала еще одну возможность продемонстрировать высокий экспортный потенциал российского оружия, в том числе средств и систем ПВО. Новейшие образцы военной техники отечественных производителей демонстрировались в объединенной экспозиции ФГУП «Рособоронэкспорт».
Примечательно, что крупнейший разработчик и изготовитель современных средств противовоздушной обороны Концерн ПВО «Алмаз–Антей» впервые на этой выставке представил боевую машину 9А331МК из состава зенитно-ракетной системы малой дальности семейства «ТОР» с размещением аппаратуры на колесном шасси.
Зенитные ракетные системы семейства «ТОР» («Тор», «Тор-М1») и до этого были широко известны и весьма популярны среди иностранных государств как одни из лучших в мире. А с учетом разветвленной сети современных автомобильных дорог новая боевая машина (из состава ЗРС «ТорМ2Э») на колесной базе вызвала к себе повышенный интерес.
Любой читающий эту статью вправе задать вопрос, а не является ли информация о ЗРС «Тор-М1», как о лучшей в мире в своем классе, очередной рекламной акцией без особых на то оснований? Со всей ответственностью заявляю, что в рассказе о ЗРС «Тор-M1» это совсем не пиар. Машина заслуживает этих слов. Объясню, почему.
Уже на стадии разработки и создания опытных образцов ЗРС «Тор-М1» были заложены все самые современные научно-технические идеи как в плане построения радиолокационных устройств (станция обнаружения целей, станция наведения с фазированной антенной решеткой (ФАР), систем обработки информации, так и разработки адаптивных к внешним условиям алгоритмов боевого функционирования. Кроме того, достигнутые в ЗРС «Тор-М1» высокие тактико-технические характеристики (ТТХ) обеспечили с середины 1990-х годов интенсивную продажу этой системы таким странам, как КНР, Греция, Кипр.
В этих государствах ЗРС «Тор-М1» была поставлена на боевое дежурство. Именно в ходе непосредственной эксплуатации она показала свою высокую эффективность и надежность. Работоспособность системы в условиях помех была проверена в ходе различного рода учений по специальным программам как путем облетов боевыми самолетами, оснащенными самой современной аппаратурой постановки помех, так и пусками ракет по современным целям. В ходе таких учений проверялась работоспособность как одной боевой машины (дуэльная ситуация), так и в составе батареи.
По результатам учений и испытаний была проведена своевременная разработка новых специальных алгоритмов функционирования боевой машины «Тор-М1» в условиях помех самоприкрытия, действующих с нескольких направлений. Кроме того, в боевые машины введен режим взаимного обмена информацией об обнаруженных целях, что существенно позволяет повысить устойчивость системы при работе в условиях активных и пассивных помех.
Оперативная реализация этих алгоритмов и режимов в боевых средствах системы позволяет повысить ее эффективность в различного вида помехах и тем самым обеспечить превосходство ЗРС «Тор-М1» над зарубежными аналогами.
Другим примером, подтверждающим превосходство системы над ее зарубежными аналогами, являются результаты сравнительных испытаний на полигоне в одной из арабских стран ЗРС «Тор-М1» и одного из основных типов западных комплексов ПВО малой дальности – ЗРК «Кроталь», состоящим на вооружении ряда стран мира. Анализ результатов этих испытаний показывает убедительное превосходство ЗРС «Тор-М1».
Особо хочется отметить, что в целом по результатам учебно-боевых стрельб, исследовательских учений, специальных стрельб по многочисленным мишеням – аналогам основных типов целей противника ЗРС «Тор-М1» способна эффективно поражать:
– противорадиолокационные ракеты типа «Харм»;
– планирующие авиационные бомбы типа «Уоллай»;
– авиационные управляемые ракеты типа «Мейверик»;
– вертолеты огневой поддержки типа «Апач»;
– самолеты тактической авиации типа F-15, F-16, А-10;
– крылатые ракеты типа «АЛКМ».
Благодаря усилиям Концерна ПВО «Алмаз–Антей», Научно-исследовательского электромеханического института (г. Москва) и Ижевского электромеханического завода «Купол» продолжаются работы по наращиванию боевых возможностей ЗРС «Тор-М1» в рамках работ по созданию ЗРС «Тор-М2Э».
Актуальность создания ЗРС «Тор-М2Э» прежде всего обусловлена необходимостью существенного наращивания боевых возможностей данного класса комплексов в условиях массированного применения средств высокоточного оружия и созданием комплекса на высокопроходимой колесной базе.
Следует отметить, что одним из основных условий при создании ЗРС «Тор-М2Э» является сохранение базовых конструктивно – технических решений предыдущей системы в интересах минимизации затрат на разработку, серийное производство и эксплуатацию.
Существенное наращивание боевых возможностей ЗРС «Тор-М2Э» достигается путем:
– глубокой модернизации РЛС обнаружения;
– введения в РЛС наведения новой ФАР с расширенным сектором электронного сканирования;
– введения новой аппаратуры обработки сигналов;
– введения второго канала захвата ракеты;
– введения новой всесуточной оптико-электронной системы сопровождения цели;
– введения новой быстродействующей вычислительной системы и ряда других технических решений.
Реализация в ходе разработки ЗРС «Тор-М2Э» предлагаемых новых направлений обеспечивает его тактико-технические характеристики, значительно превышающие «Тор-М1».
Так, например, повышение канальности и уменьшение времени реакции позволит практически в два раза увеличить огневую производительность боевой машины и, соответственно, боевую эффективность отражения ударов средств воздушного нападения. Кроме этого, в 4 раза расширяется сектор одновременного обстрела целей, что повышает боевые возможности боевой машины по отражению одновременных ударов, разнесенных по фронту. Расширены также возможности по совместной работе боевых машин ЗРК в группировках, в том числе под управлением не только специализированных пунктов управления типа «Ранжир», но и других КП, например КП ЗРС С-300ПМУ2 и КП ЗРС «Триумф».
Помимо работ по совершенствованию ЗРС «Тор» с 2007 года на нашем предприятии ведется глубокая модернизация зенитного ракетного комплекса «Оса-АКМ» в следующих направлениях:
– модернизации радиолокаторов обнаружения и наведения;
– установки всесуточной электронно-оптической системы;
-установки аппаратуры для организации телекодовой связи между БМ и КП;
– замены элементной базы на современную;
– замены аналогового счетно-решающего прибора на цифровую ЭВМ;
– замены индикаторных устройств, построенных на электронно-лучевых трубках, на современные рабочие места с использованием ЖК мониторов.
Следует отметить, что реализация данных направлений модернизации позволит повысить эффективность ЗРК в части:
– уменьшения времени реакции;
– повышения степени автоматизации процесса боевой работы;
– обеспечение взаимодействия с КП (ПУ) из состава подсистемы управления ПВО ЕСУ ТЗ;
– повышение ресурса и эксплуатационной надежности комплекса за счет внедрения перспективной элементной базы;
– повышение помехозащищенности в условиях уводящих помех по дальности, скорости и угловым координатам.
Рассмотренные в данной статье возможные направления совершенствования зенитного ракетного вооружения малой дальности типа «Тор» и «Оса» показывают наличие на сегодняшний день на предприятиях концерна ПВО «Алмаз–Антей» высокого научно-технического потенциала, позволяющего им и впредь занимать лидирующие позиции на мировом рынке вооружения ПВО в этом классе комплексов.
ЗРК «Тор-М1» выходит на боевую позицию. Фото предоставлено ИЭМЗ «Купол» |
Борис Петрович Нестеров. Фото предоставлено ИЭМЗ «Купол» |
ЗРК «Тор-М2Э» в походном положении. Фото предоставлено ИЭМЗ «Купол» |
Антенный комплекс и ракета ЗРК «Тор-М2Э». Фото предоставлено ИЭМЗ «Купол» |