0
2470
Газета Вооружения Интернет-версия

28.03.2008 00:00:00

Околоземные козыри Москвы

Тэги: сша, наса, шаттл


На минувшей неделе космический челнок «Индевор» доставил на МКС изготовленный в Японии отсек. Это означает, что на околоземной орбите наконец соединились все компоненты, сделанные участниками проекта: США, Россией, Европой, Канадой и Японией.

СТАРАЯ ТРОЙКА

Радость НАСА, однако, омрачается приближением того момента, когда американские космические аппараты многоразового использования будут поставлены на прикол. В 2010 году все три имеющихся у США челнока будут списаны с «летной работы». Шаттлы должны заменить корабли «Орион», но первый вступит в строй лишь в 2015 году. По словам главы НАСА Майкла Гриффина, такое положение дел вызывает у него «великое сожаление и огромную тревогу». «Почти все эти пять лет, – отметил он, – мы будем зависеть от России, и для США ужасно оказаться в такой ситуации».

После этого заявления Гриффина, опубликованного в Washington Post, член палаты представителей американского Конгресса Дейв Уэлдон разразился пресс-релизом, в котором потребовал не списывать шаттлы еще несколько лет, чтобы не попадать в зависимость от Москвы. Ведь тот, кто владеет космосом, тот может гарантировать не только безопасность своей стране, но и обеспечить себе военное превосходство.

Тему подхватили практически все ведущие заокеанские СМИ. И взволнованность их комментариев понятна: после запланированного прекращения полетов шаттлов в 2010 году представители США несколько лет будут летать на российских кораблях. Эта ситуация дает России возможность перехватить стратегическое преимущество в космосе и получить еще один козырь в геополитической игре с США.

Конечно, и через два года Америка полностью не утратит статус одной из ведущих космических держав. У нее останутся сегмент на МКС, в который Соединенные Штаты уже вложили более сотни миллиардов долларов, самая большая, в четыре раза превышающая российскую, группировка спутников, мощные ракеты, космодромы и, главное, – опыт деятельности в околоземном пространстве, исследования планет Солнечной системы и Вселенной. Однако впервые за полвека США потеряют возможность отправить человека в космос.

Флот американских космических кораблей насчитывает сегодня три шаттла – «Индевор», «Атлантис» и «Дискавери». Первый из них сейчас находится на орбите. Он привез на МКС очередные модули – часть японской лаборатории «Кибо» и канадского робота-манипулятора «Декстр». Текущий полет для «Индевора» должен стать одним из последних, ведь всем трем кораблям в сумме остается совершить 11 полетов, прежде чем они «уйдут на пенсию».

О списании американских космических челноков в 2010 году заявил еще несколько лет назад директор НАСА Майкл Гриффин, но только сейчас в США заговорили о поспешности такого шага. Отсутствие космических кораблей сделает невозможным независимый пилотируемый доступ Америки в околоземное пространство, а это уронит ее имидж и может представлять угрозу национальной безопасности страны, заявляют противники идеи прекращения полетов шаттлов. Конгрессмен Дейв Уэлдон потребовал не списывать их еще несколько лет, чтобы американская космическая программа не стала зависимой от политических отношений с Россией.

Однако защитники другого решения отмечают, что, во-первых, челноки не смогли оправдать возлагавшихся на них надежд (грузопоток на орбиты оказался меньше планируемого, безопасность полетов не отвечает необходимым требованиям, а стоимость обслуживания многоразового космического корабля постоянно растет). Во-вторых, американский сегмент МКС планируется достроить к 2010 году, после чего необходимость в дорогостоящих рейсах шаттлов практически отпадет. В-третьих, США требуется очередной технологический рывок, который может обеспечить только амбициозный проект, такой, как, например, возвращение на Луну. Для него требуются новая ракета и новый пилотируемый корабль, поскольку шаттл не годится для экспедиций на ближайшую соседку нашей планеты. Содержание же флота космических челноков при параллельной разработке нового корабля правительство США посчитало слишком обременительным для федерального бюджета.

«ПРЕДАТЕЛЬСТВО АМЕРИКАНСКИХ ИНТЕРЕСОВ»

Гибель «Колумбии» в 2003 году утвердила большинство скептиков в необходимости прекращении полетов шаттлов и разработке нового корабля. Однако даже возможности Соединенных Штатов не позволяют создать перспективную космическую технику за пару лет. НАСА признает, что новые ракета («Арес-1») и корабль («Орион») могут появиться только в 2015 году, если не позже. Таким образом, США остаются без пилотируемого доступа в космос на пять лет. Этот факт очень обеспокоил американский истеблишмент.

Выход был найден, но он вызвал еще большие споры. С 2010 года США будут отправлять астронавтов на Международную космическую станцию на российских кораблях «Союз», а доставлять свои грузы на МКС – на «Прогрессах», заявило НАСА. Таким образом, Россия на несколько лет превратится в монополиста пилотируемых полетов.

«Это настоящее предательство американских интересов. Впервые со времен (первого советского. – В.М.) спутника у США не будет значительного превосходства в космосе. Я шокирован тем, что мы допустили появление столь серьезной угрозы нашей национальной безопасности», – заявил на днях газете Washington Post председатель комитета Сената, курирующего деятельность НАСА, Билл Нельсон.

«Если бы у России не было таких возможностей, то наша ситуация была бы еще хуже»,– ответила сенатору заместитель руководителя НАСА Шана Дейл в The New York Times.

Представители Роскосмоса довольны ситуацией. Наполненный опасениями и негодованием материал Washington Post на днях был опубликован на интернет-сайте Российского космического агентства, впервые разместившего статью из американской газеты на своем электронном ресурсе.

Контрактом между НАСА и Роскосмосом предусмотрена поставка в США в 2009–2011 годах шести пилотируемых и трех грузовых кораблей. Некоторые из них уже заложены на стапелях корпорации «Энергия». Также предполагается постройка дополнительного стыковочного модуля. Он позволит увеличить с трех до четырех количество пирсов, способных принимать российские корабли.

Общая стоимость контракта составляет свыше 700 млн. долларов. По мнению специалистов, России эта сделка прибыли не принесет, так как ее сумма практически равна себестоимости кораблей, а учитывая падение курса доллара – и того меньше. В свою очередь, для США контракт очень выгоден: ведь запуск одного шаттла, в зависимости от его загруженности, обходится в 500–700 млн. долларов. Однако, как рассказал информированный источник в ракетно-космической отрасли, даже выделенные американцами деньги на постройку российских кораблей, в полной мере так и не дошли до РКК, и «Энергии» пришлось брать крупные кредиты, чтобы выполнить международные обязательства. Средства потерялись по дороге между НАСА и Роскомосом, уточнил собеседник.

Всего бюджетом НАСА на покупку транспортных услуг для поддержки американского сегмента МКС на период с 2009 по 2013 год предусмотрено выделение 2,6 млрд. долларов. Время постройки российского корабля занимает около трех лет, поэтому Конгрессу США летом предстоит дать очередное разрешение на закупку у России космических кораблей для полетов после 2011 года. В ином случае Америка останется не только без собственных, но и без российских аппаратов.

Москве же, по мнению экспертов, необходимо обратить на возникшую ситуацию пристальное внимание и по возможности максимально использовать ее в своих интересах. В политическом отношении вопрос о полетах американских астронавтов на российских кораблях можно использовать в качестве козырной карты в переговорах с Вашингтоном по международным проблемам. С экономической точки зрения полученные от США деньги необходимо инвестировать в разработку новой российской космической техники, чтобы в будущем РФ не оказалась в положении Соединенных Штатов, потеряв независимый пилотируемый доступ в космос.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
494
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
315
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2237
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1741

Другие новости