0
1231
Газета Вооружения Интернет-версия

04.07.2008

Работа на государство – дело не очень прибыльное

Российским компаниям, занятым в ОПК, пора перестать думать о «больших деньгах».

Тэги: впк, армия, вооружения, промышленность


впк, армия, вооружения, промышленность Производство оружия для своей страны – не только бизнес.
Фото Виктора Литовкина

В последнее время российские Вооруженные силы все чаще сталкиваются с проблемой повышения цен на различные, особенно высокотехнологичные, образцы вооружения, военной и специальной техники. Основная причина – рост стоимости комплектующих, металлов, топлива и энергоресурсов, а для экспортных проектов – еще и постоянно дешевеющий американский доллар, к которому ранее привязывались многолетние соглашения о разработке и поставках ВВСТ.

РОСТ ПО ВСЕМ ПАРАМЕТРАМ

Естественно, что против падающего курса иностранной валюты ничего нам сделать нельзя – не поддерживать же, в самом деле, чужую экономику. Здесь лишь вызывает удивление требование, выдвигаемое руководителями ряда отечественных предприятий к правительству РФ, каким-либо образом предоставить компенсацию тем компаниям российского ОПК, которые пострадали в результате ослабления доллара.

Основание – рентабельность заключенных несколько лет назад контрактов, стоимость которых определена в деньгах Соединенных Штатов, при укреплении рубля и соответственно росте цен на комплектующие и металлы, упала до минимального уровня, а иногда – даже почти до нуля.

В этой связи возникает вопрос: а если бы доллар вырос, а рубль упал? Ответ прост – тогда предприятия получили бы дополнительную прибыль, а заказавшие их вооружение и военную технику страны, наоборот, оказались бы в проигрыше. Бизнес на то и бизнес, что в нем всегда присутствует элемент риска.

Но еще более странным выглядит отношение ряда «капитанов» нашего ОПК к поставкам продукции военного и двойного назначения в рамках российского гособоронзаказа. Речь – о попытках одностороннего повышения отпускных цен на вооружение, военную и специальную технику, предназначенные для армии и флота России, причем зачастую – достаточно существенные, на десятки процентов. Хотя тендеры на разработку и отгрузку данных образцов выигрывались с меньшими ценами, на основе которых и создавалась затем программа закупок Минобороны РФ продукции военного и двойного назначения, а также подписывались контракты с конкретными предприятиями. Итог – нехватка средств на приобретение того количества ВВСТ, которые заложены в планы военного строительства России.

Частично такое повышение стоимости обусловливается, как уже говорилось, ростом цен на комплектующие, металлы и энергоресурсы. Так, например, по данным руководителей ряда двигателестроительных заводов, испытывающих сегодня очень серьезные трудности с исполнением контрактов («НВО» писало об этом в номере от 23 мая с.г.), металлургические компании-монополисты за последние два-три года существенно подняли отпускные цены на различные виды металлов, приведя их «в соответствие» с мировыми показателями. Однако, как отмечает генеральный директор одного из московских предприятий, металлургические компании при этом получают электроэнергию не по мировым и даже не по среднероссийским, а по┘ льготным ценам. То есть фактически субсидируются правительством, но не желают применять льготные цены на свою продукцию хотя бы по контрактам, заключенным в рамках гособоронзаказа.

Военные предлагают изыскивать различные методы и способы борьбы со всем этим «злом». Однако, как представляется, более логично обратиться к опыту наиболее технически развитых стран мира, имеющих многочисленные и оснащенные современными ВВСТ вооруженные силы и выделяющих значительные суммы на нужды обороны. Наибольший интерес в этом отношении представляют, естественно, Соединенные Штаты. Тем более что даже наше правительство постоянно берет это государство в качестве образца применительно к различным областям промышленности и экономики.

ДЕЛО ХЛОПОТНОЕ, НО┘ ПАТРИОТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЕ

Для примера рассмотрим деятельность такой крупной американской многопрофильной корпорации, как «Дженерал Дайнэмикс», занимающейся разработкой и выпуском изделий военного и двойного назначения для всех видов вооруженных сил. По итогам 2007 финансового года она реализовала продукции и услуг на общую сумму 27,24 млрд. долл., получив операционную прибыль в размере 3 млрд. 113 млн. долл. и чистую прибыль после уплаты налогов – 2 млрд. 72 млн. долл. (5,08 долл. на акцию, выплаченные дивиденды составили 1,16 долл. на акцию).

По заявлению высшего руководства корпорации, главной целью ее деятельности является предоставление своим акционерам максимальной прибыли. Это, как утверждается, достигается за счет проведения политики, основными принципами которой признаны «тщательное и полное исполнение положений разработанных бизнес-программ, органичное развитие всех подразделений корпорации, постоянное увеличение маржи, эффективное управление потоком наличных средств и высокая финансовая дисциплина сотрудников всех уровней». Причем в результате агрессивной политики расширения бизнеса численность сотрудников корпорации в последнее десятилетие постоянно растет и на конец первого квартала 2008 года достигла 84 тыс. человек, что пока немыслимо для компаний российского оборонно-промышленного комплекса.

Согласно итогам анализа, проведенного экспертами американского военно-промышленного еженедельника «Дифенс Ньюс» и опубликованного в номере от 15 августа 2007 года, корпорация «Дженерал Дайнэмикс» заняла четвертое место в списке 100 крупнейших военных подрядчиков мира – ее совокупный экспорт продукции военного назначения составил 11 млрд. 472 млн. 32 тыс. 565 долл. При этом главным получателем продукции и услуг корпорации является правительство Соединенных Штатов (особенно – силовые ведомства): например, в 2007 финансовом году из общих продаж военных и гражданских продукции и услуг доля государственных ведомств США составила 18 млрд. 757 млн. долл. (69%, а по итогам 2005 и 2006 финансовых годов – 68%).

Как же ведет бизнес со своим правительством один из ведущих игроков американского военно-промышленного комплекса? Бескомпромиссно, с главной целью получить прибыль во что бы то ни стало? Оказывается – нет.

Корпорация заключает с госструктурами три типа контрактов на разработку и поставку продукции военного и двойного назначения: fixed-price («фиксированная цена») – 53% всех подрядов, cost-reimbursement contract («контракт с возмещением затрат») – 40% подрядов и time-and-materials contract («контракт с оплатой стоимости затрат рабочего времени и материалов») – около 7% подрядов.

Подавляющее большинство контрактов на поставку американским военным вооружения, военной и специальной техники заключается по первой схеме – то есть по фиксированной цене. Такая схема применяется в подавляющем большинстве случаев к контрактам на партии серийных ВВСТ и предусматривает получение у корпорации заказанной продукции по строго фиксированным ценам и с заранее определенной премией. Эти цены никто не вправе корректировать даже при изменении фактической величины затрат компании-подрядчика на производство.

По оценке менеджмента корпорации, такие контракты имеют достаточно хорошую маржу, а также предполагают высокие премии за своевременное или досрочное исполнение заказа. Кроме того, государственные контракты весьма важны для «Дженерал Дайнэмикс» по причинам политико-патриотического характера и имеют высокую степень надежности. Рисковая часть контракта данного типа заключается в том, что компания-подрядчик полностью и безоговорочно берет на себя все вероятные риски, связанные с неожиданным ростом цен на комплектующие, материалы или же увеличением расходов на оплату труда, энергозатрат и пр.

Фактически российские компании заключают с Минобороны РФ схожие контракты (может быть, лишь с меньшей премией), но американские топ-менеджеры не жалуются «на судьбу» и не нарушают достигнутых договоренностей при неспрогнозированном росте цен на комплектующие или материалы, в то время как их российские коллеги поступают совершенно иначе. При этом руководители американских военно-промышленных корпораций подчеркивают, что возможность повышения цен на комплектующие субподрядчиков, материалы и энергоресурсы является одним из наиболее существенных и чувствительных для главных подрядчиков рисков, с которыми приходится считаться в интересах дальнейшего сотрудничества с правительством США.

К тому же отдельный риск заключается в том, что субподрядчики просто не смогут вовремя и с требуемым качеством осуществить поставку материалов и комплектующих. Поэтому, например, в «Дженерал Дайнэмикс» необходимость эффективного управления процессом взаимодействия с поставщиками является одним из приоритетов корпоративной стратегии. В результате был найден и весьма эффективный выход из проблемных ситуаций – корпорация заключает с поставщиками долгосрочные многолетние контракты, в которых четко расписаны сроки поставок и цены на комплектующие и материалы на каждом из временных отрезков. Итог – компания максимально ограждена от рисков, вызванных колебаниями национальной валюты, а также от изменения в худшую сторону мировых цен на металлы и пр. Почему таким образом нельзя решить указанную в начале материала проблему в России – не совсем понятно.

Еще более поучительным для отечественных разработчиков и производителей ВВСТ является тот факт, что второе место по значимости и объему в бизнесе корпорации «Дженерал Дайнэмикс» занимают договоры, заключенные с правительством США по второй схеме – то есть «контракты с возмещением затрат» (cost-reimbursement contract). По условиям таких соглашений подрядчик получает минимальное вознаграждение и/или премию – в зависимости от его способности выполнить заказ в срок и соблюсти все пункты тактико-технического задания (требования), а также обеспечить стоимость серийного образца в рамках, установленных при подписании контракта. Кроме того, фактические затраты подрядчика, что особенно важно, компенсируются только в пределах заранее установленных в договоре размеров или в пределах установленных государственных нормативов.

По данной схеме корпорация, так же как и другие компании американского военно-промышленного комплекса, осуществляет в интересах Пентагона, разведывательных и правоохранительных служб научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, создает новые образцы ВВСТ (в том числе и выполняет сборку прототипов) и программного обеспечения, а также проводит «разработку под ключ» перспективных технологий. Основную же прибыль подрядчик в подобных случаях получает уже на стадии серийного выпуска новых образцов ВВСТ, принятых на вооружение в Соединенных Штатах. По аналогичной схеме проводятся и работы по ремонту, модернизации и техническому обслуживанию ВВСТ.

Американские промышленники считают «контракты с возмещением затрат» наименее рискованными и более предпочтительными для тех, кто занят в области обороны. Причем, что интересно, заказчик не только не возмещает все расходы подрядчика (это делается только в отношении заранее определенных видов расходов), но и может даже в инициативном порядке пересчитать в сторону понижения совокупный лист затрат, предложенный подрядчиком для оплаты. Подобное решение принимается заинтересованными ведомствами на основе аналитического отчета, который по каждому контракту готовится соответствующей структурой правительства США. Причем здесь существуют официально утвержденные правила составления сметы расходов, нарушение которых может привести к применению против подрядчика административной, гражданской процессуальной или даже уголовной ответственности. Без скидки на предыдущие заслуги.

И, наконец, третий, наименее распространенный тип контрактов, заключаемых корпорацией с правительством США. Это – «контракт с оплатой стоимости затрат рабочего времени и материалов» (time-and-materials contract), по которым заказчик компенсирует компании только стоимость рабочего времени по заранее установленной почасовой оплате труда и расходы на приобретение материалов. Данная схема также применяется в отношении НИОКР, создания прототипов вооружений и техники, а также при проведении работ по обслуживанию, ремонту и модернизации ВВСТ.

Основной риск в этой схеме заключается в том, что фактическая стоимость трудового или рабочего часа может в ходе выполнения подряда оказаться выше, причем существенно, чем те размеры, которые были оговорены при подписании контрактных документов. К тому же американские компании, в частности приведенная в качестве примера корпорация «Дженерал Дайнэмикс», выставляют сметы по стоимости затраченных при выполнении подряда материалов и ресурсов без какой-либо наценки, что, естественно, не приносит компании-подрядчику никакой маржи. Или же она совсем невелика.

КТО ВСЕГДА В ВЫГОДЕ

Как видим, во всех трех видах контрактов, которые американская корпорация «Дженерал Дайнэмикс» заключает с правительством США в сфере разработки, поставки и ремонта вооружения, военной и специальной техники, практически всегда в наиболее выгодном положении оказывается как раз государство. Компания же, подряжающаяся на работы по таким контрактам, всегда подвергается определенным рискам, получает денежные средства в оплату выполненных работ с перерывами (в рамках правительственного финансового года, длящегося с октября по сентябрь следующего года), а маржа в двух из трех типов контрактов – весьма незначительна.

При этом руководство компаний военно-промышленного комплекса Соединенных Штатов не только не жалуется на «тяжелую жизнь и плохую прибыль», но и всеми силами старается «отхватить» именно государственные подряды. Вновь обратимся к примеру «Дженерал Дайнэмикс» – при объеме продаж продукции военного и гражданского назначения за прошлый год в 19 млрд. 125 млн. долл. фактические трудозатраты и производственные расходы составили 16 млрд. 829 млн. долл. Таким образом, операционная прибыль по данной позиции составила всего 2 млрд. 296 млн. долл., а чистая прибыль и того меньше (за прошлый год из операционной прибыли на различные налоги и уплаты ушло около 31,7%). То есть прибыль – далеко не заоблачная.

И это при том, наконец, что любой контракт, подписываемый с правительством США, содержит пункт о возможности его частичного или полного расторжения по инициативе заказчика по причинам, не требующим от него объяснений. После чего подрядчик получает только возмещение в пределах затраченных к тому времени людских и, частично, материальных ресурсов, а также пропорциональной части недополученной прибыли. Контракт также может быть разорван в случае каких-либо негативных действий со стороны подрядчика или малейшего несоблюдения условий контракта. Правительство оплачивает только ту часть работы, которую оно к тому времени приняло. Речи о прибыли здесь нет и вовсе.

ТОГДА В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО?

А в том, что работа на государство, во-первых, подтверждает патриотизм этих компаний и их менеджмента; во-вторых, такие подряды отличаются наиболее высокой надежностью, а в-третьих, позволяет компании получать поддержку американского правительства для получения контрактов на экспорт ее продукции – причем не обязательно военного или двойного назначения. Кроме того, в этом случае можно рассчитывать на определенные субсидии со стороны правительства и помощь, в том числе и прямую финансовую, в случае возникновения тяжелой экономической ситуации в стране в целом и военно-промышленном комплексе в частности.

Как представляется, правительству РФ можно было бы рассмотреть зарубежный опыт в области сотрудничества государства и национального оборонно-промышленного комплекса, а наиболее передовые идеи и методы позаимствовать. С другой стороны, российским компаниям, занятым по государственной программе вооружений, пора перестать постоянно думать о том, как заработать на этом «большие деньги». Гособоронзаказ – это не средство для сколачивания состояния. Это программа, направленная на обеспечение жизненно важных интересов родины, а не отдельных групп власть предержащих. Здесь надо руководствоваться правилом не спрашивать, что страна может сделать для тебя, а думать – что ты должен сделать для нее. Иначе грош цена всем нацпроектам и заявлениям о намерении вернуть России статус великой державы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Суд отказался помещать под арест австрийского полковника, подозреваемого в шпионаже в пользу Москвы

Суд отказался помещать под арест австрийского полковника, подозреваемого в шпионаже в пользу Москвы

0
596
Меркель призвала граждан континента взять судьбу в собственные руки

Меркель призвала граждан континента взять судьбу в собственные руки

Фемида Селимова

Немецкий канцлер предложила создать общеевропейскую армию

0
1026
Меркель объявила армейский призыв

Меркель объявила армейский призыв

Андрей Рискин

Путину пришлась по душе инициатива создания европейской армии

0
864
Европейскую безопасность решили умножить на два

Европейскую безопасность решили умножить на два

Игорь Субботин

Общая армия стран ЕС не станет альтернативой НАТО

0
866

Другие новости

Загрузка...
24smi.org