0
2348
Газета Вооружения Интернет-версия

25.07.2008 00:00:00

Многозначительная улыбка главкома российских ВВС

Тэги: фарнборо, выставка, raptor


фарнборо, выставка, raptor 15 лет назад принц Майкл Кентский (слева) впервые полетал на истребителе Су-27. С тех пор он неравнодушен к компании «Сухой» и всегда с удовольствием общается с ее гендиректором Михаилом Погосяном.

В Фарнборо, в 50 км на запад от Лондона, завершился 46-й юбилейный авиакосмический салон. Юбилейным он стал по той причине, что ровно 60 лет назад на территории местного аэродрома была организована первая выставка, где общественность Великобритании познакомили с авиационной индустрией страны. И с тех пор здесь проходят международные салоны, куда слетаются все самые-самые авиационные новинки и где считают для себя обязательным присутствовать все ведущие авиастроительные фирмы мира.

Правда, никаких особенных торжеств по поводу юбилея не было. Более того, в отличие от Ле Бурже, Жуковского, Дубая и других крупных авиасалонов, где экспозицию, как правило, открывают первые лица государства, никто из VIP-персон Великобритании Фарнборо-2008 не посетил.Тем не менее, по отзывам участников и гостей, праздник все же удался.

ШОУ В ВОЗДУХЕ И НА ЗЕМЛЕ

Безусловно, звездой салона вновь, как и все последние три года, с Ле Бурже-2005, стал огромный широкофюзеляжный пассажирский лайнер фирмы Airbus A-380, который ежедневно поднимался в воздух, поражая присутствовавших своим бесшумным и плавным полетом. Его заокеанский конкурент Dream liner B-787, не в пример Парижу, в Фарнборо блистательно отсутствовал. Он пока на публике в небе не показывался. Зато летал другой «немаленький» лайнер фирмы Boeing B-777-300ER. Его представила одна индийская авиакомпания.

Покрасовался над Фарнборо и европейский танкер А-310 концерна EADS, тот самый, что выиграл недавно отмененный Конгрессом США тендер на поставку в американские ВВС. Но, как оказалось, Northrop Grumman Пентагону гораздо ближе, чем европейская компания, и теперь EADS только и оставалось, как демонстрировать выдающиеся летные качества своего заправщика специалистам, присутствовавшим на авиасалоне. Поднимался в воздух, крутил «бочки» и даже делал «мертвую петлю» итальянский военно-транспортный самолет Alenia С-27J Spartan. Большой груз, к примеру – танки, он взять на борт не может – только легкие бронетранспортеры, но летает здорово. И, как утверждают специалисты, заказов на него уже размещено на Апеннинах больше сотни. Из многих стран, в том числе и из СНГ.

Поразили англичане. Не знаю, специально ли к Фарнборо, а может, для музея, что расположен на границах аэродрома, они вновь собрали свой «старенький» стратегический бомбардировщик Avro Vulcan B2, и он, грохоча турбинами, под аплодисменты присутствовавших тоже рассекал небо над аэродромом. Появились здесь и американский стратегический бомбардировщик В-1В Lancer, и ставший знаменитым еще до взлета истребитель пятого поколения F-22 Raptor. О нем рассказ впереди. А пока заметим, что «Хищник» специально прилетел в Англию из-за океана. Это был его первый демонстрационный полет перед европейской и приехавшей на салон с других континентов публикой. Так называемый дебют. Хотя, как ни странно, на выставочных площадках ни F-22, ни B-1B не было. Они находились где-то на военных базах США в Великобритании и прилетали в Фарнборо в указанное в программе полетов время только для того, чтобы продемонстрировать свои пилотажные качества.

Не было на Фарнборо и ни одного из российских самолетов. Ни истребителя с отклоняемым вектором тяги Миг-29ОВТ, который поражал публику своей воздушной акробатикой на прошлогоднем авиакосмическом салоне МАКС-2007, ни нового многофункционального истребителя Су-35, который за неделю до выставки в Великобритании был широко представлен российским и зарубежным журналистам и военным атташе государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, аккредитованным в Москве. На поле и в воздухе Летно-испытательного института имени Жуковского. Официальные лица нашей делегации говорили на пресс-конференциях, что Су-35 нет в Лондоне потому, что он проходит очень интенсивный процесс летных испытаний. И график этой работы нельзя нарушать. Правда, в разговоре с обозревателем «НВО» генеральный директор «Компании «Сухой» Михаил Погосян назвал и другую, на мой взгляд, более убедительную причину.

– Наш рынок, конечно же, не в Западной Европе, там он для нас закрыт. Здесь доминируют американская техника и «Еврофайтер». В ограниченных объемах – «Рафаль». Наш регион – Юго-Восточная Азия, Южная Америка, и, естественно, мы работаем на российские ВВС. А потому посчитали необходимым продемонстрировать свой самолет традиционным заказчикам, а не привозить его на авиационное шоу, где возможность заключения контракта весьма сомнительна. В основном Фарнборо и Ле Бурже – это выставки, где реально идет продвижение гражданской авиационной техники, хотя здесь показывается и уровень развития боевых машин.

– Мы считаем, – сказал мне Погосян, – что наш уровень развития авиационной техники хорошо известен специалистам, и сосредоточили свое внимание на ее испытании, а не на шоу. Демонстрация самолета здесь стоит два миллиона долларов. Это не очень большие деньги, если исходить из масштабов нашего бизнеса. Но и не такие маленькие, чтобы отвлекать их от более насущных задач.

RAPTOR АЛЕКСАНДРУ ЗЕЛИНУ ПОНРАВИЛСЯ. И НЕ ТОЛЬКО ЕМУ

F-22 должен был стать гвоздем салона. Он им и стал, даже несмотря на то, как уже упоминалось, что на земле его никто не видел. Американские самолеты в Фарнборо, в том числе и военно-транспортные С-17A и C-130H, истребители F-16 Fighting Falcon и F\A-18F Super Hornet, в отличие от того же салона в Ле Бурже или в Дубае, где к ним можно было свободно подойти, что называется, пощупать руками, здесь были вообще отгорожены от публики металлическими заборчиками. Но поднимались они в воздух исправно, чуть ли не каждый день.


Самолет 6-го поколения F-47 существует пока в виде макета.

Raptor оказался не таким, как все. Мало того, что его нельзя было увидеть на земле, он и в демонстрационных полетах для специалистов участвовал только в первый день. Полетал минут 15 и скрылся. «Звезду» должны были очень хотеть – старый испытанный и безотказный информационно-рекламный прием. И он сработал. Посмотреть на его полет из Москвы приехали начальник Генерального штаба Вооруженных сил России – первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Макаров, заместитель министра обороны по вооружениям генерал-полковник Владимир Поповкин, главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин. На смотровую площадку перед российским шале высыпали буквально все генеральные и главные конструкторы авиастроительных фирм и КБ. И F-22 их не подвел. Трудно утверждать, что показал все, на что способен, но летал очень красиво.

Организаторы салона выпустили к полету «Хищника» даже специальный буклет, где были нарисованы все его эволюции в воздухе. Стремительный взлет с разворотом на 360 градусов, спираль на свече, что-то вроде «кобры Пугачева», как мы привыкли называть этот прием воздушной акробатики, оборот вокруг крыла, плоский штопор и многие другие фигуры высшего пилотажа. Когда F-22 улетел на свою базу, я заметил, как главный конструктор Су-30МКИ, истребителя, построенного нами специально для индийских ВВС, Владимир Барковский перекрестился.

– С чего это? – спросил известного среди авиаторов специалиста.

– Здесь присутствуют наши партнеры из Дели, – ответил он, – думаю, они сумеют по достоинству сравнить то, что имеют, с тем, что видели.

Правда, почти тезка и однофамилец Барковского из «Сухого» (они отличаются только по отчеству) первый заместитель генерального директора РСК «МиГ» Владимир Барковский сказал, что ему понравился полет F-22, многие фигуры высшего пилотажа он выполнил на очень достойном уровне. Бывший начальник вооружений Российской армии и заместитель министра обороны, а сейчас советник Объединенной авиастроительной корпорации генерал-полковник Анатолий Ситнов заметил, что при всех своих достоинствах Raptor никак не сравнить ни с МиГ-29ОВТ, ни с Су-35, хотя у него уже тоже есть управляемый вектор тяги. Но он двигается только вверх-вниз, а у Су-35 еще и вправо-влево, у МиГ-29ОВТ – вообще по кругу, в любую сторону. И хотя у F-22 движки помощнее, чем у наших боевых самолетов, ему тягаться с ними по маневренности еще рановато. Тем не менее вопрос, конечно, не только в данной характеристике.

Многие военные специалисты и конструкторы боевой техники, с которыми мне довелось неофициально переговорить о боевых качествах «Хищника», ссылались на то, что все его возможности анализировать трудно. Реальные ТТХ американской машины в отличие от тех, что есть в рекламных проспектах, неизвестны. А оценивать мощь боевого оружия, если нет свидетельств их полевых испытаний, практически невозможно. Тем не менее наши конструкторы утверждали, что ракетное оружие отечественных истребителей требует обновления и более высоких тактико-технических характеристик, чем они есть сегодня. Особенно для российского истребителя пятого поколения, где бортовая РЛС уже умеет гораздо больше, чем те ракеты, которые она должна наводить.

Моя попытка получить комментарии у главкома ВВС, как говорят, успехом не увенчалась. Александр Зелин отказался что-либо говорить на диктофон и даже без диктофона. А Николай Макаров, заметив мое огорчение, сказал:

– Вы посмотрите на лицо главкома. Он улыбается. Это значит, что американцы его по-своему порадовали. Мы от их самолета пятого поколения ожидали большего.

Еще один комментарий дал обозревателю «НВО» заместитель министра обороны России по вооружениям Владимир Поповкин:

– Для того чтобы оценить возможности и способности F-22, туда надо посадить российского летчика. Я не очень большой специалист в авиации, но видно, что радиус поворота у «Рэптора» гораздо больше, чем у наших самолетов марки «Су» или «МиГ». Наши работают в квадрате 200 на 200, а F-22 разворачивается в радиусе полтора километра. Это о чем-то говорит.

– Что можно почерпнуть из выставки для российской оборонной промышленности, для Российской армии? – спросил автор этих строк у генерала.

– Из того, что я заметил, бросилось в глаза то, что теперь меньше всего демонстрируются боевые возможности авиатехники, а упор делается на показ технологических возможностей – авионики, электроники, радиолокации и другого. Все, что касается планеров, они идеальны – компьютерные программы подсказывают самый оптимальный вариант. А что касается начинки планера – тут самое интересное. И вот еще что меня поразило – какую машину вы ни возьмете, в ней заложена международная кооперация. Время изолированных решений, изолированного производства проходит┘

– И мы готовы пойти на международную кооперацию? Ведь для военных это всегда было – табу. Генералы утверждали, что в критический момент зарубежные комплектующие вдруг могут отказать.

– Есть вещи, которые нельзя импортировать, особенно в крайне чувствительных областях военного дела. Это действительно так. Но элементы авионики, элементы обнаружения и другие подобные вещи – тут надо идти на кооперацию, иначе мы будем долго отставать, терять в своей обороноспособности. И почему здесь не сотрудничать с тем же Тhales или Sagem, я не знаю?!

КУРС – НА СОТРУДНИЧЕСТВО

Техническое, военно-техническое, технологическое и экономическое сотрудничество российских оборонных предприятий с зарубежными фирмами было в центре внимания наших специалистов на Фарнборо-2008. И не только в разговорах и планах.

Объединенная авиастроительная корпорация, к примеру, подписала здесь, на салоне, контракт с европейским концерном EADS о переоборудовании 30 пассажирских лайнеров А320 и А321 в грузовые самолеты для одной из крупнейших лизинговых компаний AerCap из Нидерландов. Конвертация будет проходить на авиационных заводах в подмосковных Луховицах и в Дрездене (ФРГ). Это создаст возможность сохранить квалифицированные технические кадры, особенно для AEDS, которая из роста дороговизны авиакеросина и снижения спроса на некоторые пассажирские машины фирмы Airbus вынуждена серьезно сокращать свой персонал. Но это выгодно и ОАК – перед ней тоже стоит проблема – как не только удержать у себя высококвалифицированных рабочих, но и укрепить их ряды молодым пополнением.

Шел разговор на Фарнборо и о том, что ОАК готова сотрудничать с китайскими авиастроителями в ходе создания нового пассажирского среднемагистрального самолета МС-21. Этот лайнер, как и известный уже Sukhoi SuperJet, в работе над которым задействовано 30 зарубежных компаний, также будет разрабатываться при широчайшей международной кооперации. А Верхне-Салдинская компания «ВСМПО-Ависма» демонстрировала на выставке огромный набор своей продукции, которая используется при строительстве самых больших в мире авиалайнеров – Boeing-737, Boeing-787 и европейского широкофюзеляжного A-380. Шасси индийского Boeing-777, который присутствовал на выставке, сделаны, к примеру, из уральского титана. И, как рассказал «НВО» генеральный директор «Ростехнологий» Сергей Чемезов, все основные конструктивные элементы Dream Liner (фактически весь его каркас) тоже выполнены из металла и паковок, который выпускает российское предприятие.

«К концу этого года, – сказал Сергей Викторович, – на Урале будет создано совместное российско-американское предприятие, которое станет выпускать уже не заготовки для «Боинга», а готовую продукцию самого высокого качества. Она будет поставляться прямо в Сиэтл, на заводы корпорации».

На совместное предприятие уже завозится необходимое высокоточное современное оборудование. И титановая стружка, очень ценное по всем показателям сырье, которое раньше оставалась на японских и европейских заводах после обработки паковок и проката «ВСМПО-Ависма», будет теперь возвращаться на предприятие и пойдет в дальнейшую переработку (Подробнее об участии «ВСМПО-Ависма» в Фарнборо-2008 в отдельном материале. – В.Л.). Самому «Боингу» это тоже выгодно, поскольку всякие перевозки, работы в Японии и в Европе стоят гораздо дороже, чем в России.

По словам Сергея Чемезова, у «Ростехнологий» большие планы на сотрудничество с партнерами из итальянской Finmeccanica. «Финмеханика» – фактически наш двойник, – отметил гендиректор «Ростехнологий», – мы по одному образу и подобию начинали строительство наших корпораций. И если посмотреть на те компании, которые входят в «Финмеханику», они очень похожи на наши. И направление сотрудничества с ней у нас может быть самым разноплановым, в соответствии с теми предприятиями, которые туда входят». Это и вертолетное производство, это и производство оборудования, связанного с РЭБ (радиоэлектронной борьбой. – В.Л.), это и выпуск композитных материалов, электроники – весьма широкий спектр деятельности».

– Мы подписали соглашение о сотрудничестве с «Финмеханикой», – добавил Сергей Чемезов. – Я думаю, что это будет полезно и для них, и для нас.

Сотрудничество будет распространяться, как стало известно «НВО», и на гражданскую, и на военную продукцию, рассчитанную в основном для поставок на экспорт. В третьи страны. Хотя какие-то отдельные технологические решения вполне могут быть использованы и для собственного военного производства. Конечно, не для критических отраслей оборонки.


Старик "Вулкан" неплохо смотрелся в воздухе.
Фото автора

Не меньшее значение, чем создание новых производств и выпуск совместной продукции, имеет и модернизация боевой техники, которую наша страна ранее поставила на экспорт. Израиль, к примеру, активно работает на этом направлении, его активы растут с каждым годом. Он поставляет за рубеж свою аппаратуру и системы обеспечения боя на суммы, сравнимые с российским военным экспортом. Даже проводит модернизацию российской боевой техники. На последних тактических учениях в Казахстане, в которых принимали участие и российские десантники, работали артиллерийские орудия, усовершенствованные на израильских предприятиях. Отечественные оружейные фирмы в большинстве своем, к сожалению, не торопятся заниматься такой «мелочью», как модернизация.

БРЕНД «3+3»

Правда, Уральский оптико-механический завод среди таких «излишне стеснительных» предприятий не значится. На каждый салон, а мне доводилось встречаться с представителями УОМЗ на подобных мероприятиях уже лет 10 – не меньше, они привозят какую-либо новинку, способную значительно повысить боевую эффективность летательного аппарата. Будь то вертолет или истребитель. Вот и в Фарнборо уральцы демонстрируют сразу две уникальных оптико-электронных прицельных станции для самолетов марки «МиГ» и «Сухой».

Станция 13СМ1, опытный образец которой размещен на стенде УОМЗ, предназначена, например, для истребителя МиГ-35. Вторая – УО-35 – изготовлена для другого истребителя Су-35 и для любых других самолетов фирмы «Сухого», в том числе и для Су-30, которые будут проходить процесс модернизации. Включая и те машины, которые поставлены за рубеж.

Заместитель генерального директора УОМЗ Вениамин Элинсон рассказал мне, что предприятие провело авторское освидетельствование российских самолетов во всех странах, где они стоят на вооружении, а это около 40 государств, и более чем с 15 из них заключены контракты на модернизацию, которые успешно выполняются.

– У нас уже есть своеобразный бренд «3+3», – подчеркнул Элинсон, – мы обеспечиваем поставку любых запчастей, блоков, узлов в течение трех месяцев после получения заявки и подписания контракта, а ремонт любого самолета – в течение такого же срока после получения имущества на предприятие. Хотя в последнее время средний срок проведения ремонта составил уже 66 дней. Модернизация экспортной продукции – основной источник доходов предприятия. Государственный заказ настолько мал, что о нем и говорить не стоит.

Второе направление, где УОМЗ безусловный лидер, – это круглосуточные системы оптического наблюдения и ориентированно-стабилизированные системы. Они стоят на вертолетах Ми-35, которые поставляются в Венесуэлу. Это ОПР-24 – уникальная станция разработки и производства екатеринбуржцев. Она представлена на стенде предприятия в Фарнборо. В вертолетах Ми-8МТКО для армейской авиации также стоят уральские системы УС-31М. Они прекрасно себя проявили во время боевых действий на юге России. И сегодня заказчику предлагается уже модернизированный вариант УМ-31М3.

Следующее направление – системы оптического наблюдения. Тоже круглосуточные, но для использования в гражданских отраслях. Могут размещаться на судах и вертолетах МЧС, на пограничных пропускных пунктах и на пограничных рубежах, для контроля наркотрафика, газопроводов, линий электропередачи┘ Требования к ним очень жесткие, и на зарубежный рынок предприятие предлагает две системы – совершенно новую СОН-730, трехканальную, которая имеет ночной и дневной каналы, а также лазерный дальномер. Она может работать и на движущихся машинах, и стационарно.

– Сегодня весь мир переходит от радиолокации, – говорит Вениамин Элинсон, – к пассивным оптическим системам. Пусть они несколько проигрывают в расстоянии, но зато существенно выигрывают в обнаружении тех целей, которые трудно зафиксировать. И Фарнборо подтверждает: куда ни кинь – везде стоят современные оптические системы. Такие, которые делаем и мы.

И если «730-я» весит 25 килограммов и на нее уже есть четыре с половиной сотни заказов, то масса другой суперновой системы – четыре килограмма. Она имеет ночной и дневной каналы. Сейчас СОН-910 проходит испытания, в будущем году после их окончания пойдет в серию и будет представлена заказчикам. Система может применяться на беспилотных летательных аппаратах. За ней большое будущее, уверены на УОМЗ.

Несмотря на приличные экономические и технологические достижения, проблем достаточно много. УОМЗ – единственный разработчик и изготовитель оптико-электронных прицельных станций для отечественных истребителей, а система тендеров, которая существует в России, ни разу не позволила уральцам выиграть этот конкурс. На них, как правило, побеждают, рассказывает Элинсон, разные небольшие фирмы, где в штате числятся 3–10 человек. Тендер по обеспечению поддержки в эксплуатации самолетов Су-27, говорит заместитель гендиректора УОМЗ, в прошлом году выиграла, к примеру, одна фирма, тесно связанная с Минобороны. Они показали среднюю зарплату по предприятию шесть тысяч рублей, а мы 14. Можно ли поверить, что у них такие низкие ставки?

– Их спрашивают, – продолжает Вениамин Элинсон, – где вы возьмете запасные части? Они отвечают: со старых самолетов. После этого они и получают заказ. Но разве можно в таких условиях работать, обеспечивать безаварийную эксплуатацию истребителей?! Правда, те же фирмы потом прибегают к нам и просят, чтобы мы им помогли выполнить план. Это нелепость, которая пронизывает всю нашу оборонку.

«Мы негодуем, – говорит Элинсон, – когда без авторского надзора за рубежом модернизируют нашу технику, в том числе, как это делается и в Украине, на Львовском заводе, который работает на экспорт. Но в собственной стране происходит то же самое, и это никого не волнует».

* * *

Так получилось, что авиасалон Фарнборо-2008, как, впрочем, и любая другая оружейная выставка, выявил как достижения российской оборонки, так и ее проблемы. Но куда от них деться. Все, что развивается, не минует болезней роста. Хорошо бы побыстрее от них излечиваться.

Лондон–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1773
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
855
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4317
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3360

Другие новости