0
4875
Газета Вооружения Интернет-версия

05.09.2008 00:00:00

Страсти по суббоеприпасам

Олег Владыкин

Об авторе: Олег Юрьевич Владыкин - журналист.

Тэги: кассетные боеприпасы, оружие, угроза


кассетные боеприпасы, оружие, угроза Авиационная кассета РБК-500У.
Фото из архива автора

В течение всей текущей недели в Женеве работала международная конференция по «негуманному» оружию. Как и на предыдущих подобных форумах, эксперты разных стран вновь обсуждали проблему использования кассетных боеприпасов. Дискуссия длится уже два года. А в конце мая 2008-го на конференции в Дублине представители более 100 государств согласовали текст дополнительного протокола к Конвенции о негуманном оружии, который, как ожидается, должен вроде бы запретить изготовление, использование, транспортировку и хранение кассетных боеприпасов. Однако присоединяться к новым предлагаемым ограничениям не собираются обладатели крупнейших арсеналов и основные производители кассетных авиабомб и артиллерийских снарядов, такие как США, Россия, Израиль, Пакистан, Индия и Китай.

Главное противоречие, которое изначально делает документ практически неработающим, заключается в отсутствии общепризнанного международного определения: что же считать кассетным оружием? Под широкие толкования этого понятия вполне попадают, например, и боевые самолеты с десятками, а иногда с сотнями бомб на борту, и системы залпового огня┘ А попытки представителей ряда стран Запада сформулировать определение на основе каких-то конкретных параметров оружия оборачиваются большим подвохом для арсеналов России.

ЧУЖИЕ СТАНДАРТЫ

Показательно, что за несколько дней до начала нынешней конференции Тбилиси через своего представителя в Женеве обвинил российских военных в применении кассетных боеприпасов и других видов оружия неизбирательного действия против гражданского населения Грузии. Каких-либо убедительных подтверждений этого не предъявлялось. Но точно указывался тип боеприпаса – авиационная кассета РБК-250. Ведь грузинские военные прекрасно знают, что она входит в состав штатного вооружения российских штурмовиков Су-25 и боевых вертолетов Ми-24, имеющихся, кстати, и в грузинской армии. Между тем Генштаб ВС РФ официально заявил, что Россия вообще не применяла кассетные боеприпасы во время операции по «принуждению Грузии к миру».

И тут, казалось бы, случилось невероятное: в первый же день работы Конференции по негуманному оружию Тбилиси признался международной правозащитной организации Human Rights Watch, что это его войска применяли кассетные боеприпасы в зоне конфликта с Южной Осетией. Неужто агрессор решил, наконец, покаяться?! Увы, грузинское военное ведомство стало настаивать, что стреляли исключительно по колоннам российской бронетехники, выдвигавшейся из Рокского туннеля, никогда – по мирным жителям, и, самое главное, использовали израильские кассеты M85.

– Им сейчас важно показать, что ни в коем случае не применяли старые боеприпасы нашего производства, сохранившиеся в Грузии с советских времен, – объяснил «НВО» генеральный директор ГНПП «Базальт» Владимир Кореньков, принимавший участие во многих дебатах на Конференции по негуманному оружию в составе российской делегации. – Тем самым грузины, даже оскандалившись в пух и прах, продолжают подыгрывать США, которые и не требуют вовсе полностью запретить кассетное оружие, а хотели бы ввести для него некий международный стандарт. Разумеется, он должен основываться на их требованиях к тому, как подобные боеприпасы должны применяться, как функционировать, по каким технологиям изготавливаться. Что это будет означать для России? Нам пытаются навязать чужие стандарты технической политики по боеприпасам. Если они станут обязательными, то произведенные у нас кассеты, прежде чем направлять в арсеналы, в войска или выставляться на продажу, придется сертифицировать под контролем западных партнеров. Любое несоответствие их стандартам приведет к запрету практического использования нашей продукции. В первую очередь это будет относиться к запасам старых изделий, которые в принципе нельзя уже переделать, модернизировать. Значит, нам предложат в одностороннем порядке полностью разоружиться в этом классе вооружений. А для последних разработок, что мы делали по собственным уникальным технологиям, не совпадающим с американскими, придется закупать зарубежные комплектующие. Абсурд!

ЧЕТЫРЕ БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ

Ну а в чем же все-таки заключаются предлагаемые стандарты?

– Прежде всего хотят ввести некие уровни надежности использования кассетных боеприпасов, – говорит Владимир Кореньков. – Но они сплошь декларативные, ничем не обоснованные┘ Большинство суждений о повышенной опасности кассетного оружия базируется на анализе практики применения устаревших образцов 30–50-летней давности, скажем, печально известных шариковых бомб во Вьетнаме. И так называемые гуманитарные озабоченности по поводу кассетных боеприпасов чаще всего не учитывают современные конструкции, боевое назначение, порядок использования и вообще идеологию развития такого класса вооружений.

Люди, желающие гиперболизировать проблему, выдвигают ряд тезисов.

Первый тезис. Поражающие элементы кассетных боеприпасов рассеиваются на слишком больших дистанциях.

Но радиус поражения (опасности) отдельного суббоеприпаса, выпущенного из кассеты, значительно (в несколько раз) меньше моноблочного. Поэтому зона поражения всех кассетных боеприпасов практически совпадает с зоной накрытия, а зона опасности эквивалентного по суммарной массе моноблочного боеприпаса из-за крупных фрагментов превосходит размер зоны рассеивания в 3–5 раз и достигает радиуса 1000–1500 метров. Так что применение кассетных боеприпасов, по сравнению с моноблочными, снижает опасность для объектов вне зоны накрытия.

Второй тезис. Уничтожать неразорвавшиеся суббоеприпасы намного опаснее, чем обычные бомбы.

Так ведь они, как правило, находятся на поверхности. Тогда как моноблочные боеприпасы характерных размеров, как правило, заглубляются под поверхность на 1–10 метров. Что легче обнаружить? Да и уничтожить неразорвавшийся суббоеприпас можно на месте в силу его небольшой единичной мощности. Для крупных моноблочных бомб это маловероятно. Впрочем, если вывозить к специальному месту уничтожения и те, и другие, то опасность при транспортировке гораздо ниже конечно же у элементов кассетного оружия. У моноблочных боеприпасов она достаточно высока из-за роста вероятности повреждений в их конструкции по мере увеличения их размера. Таким образом, устранение последствий нештатной работы кассетных боеприпасов в целом менее опасно.

Третий тезис. Число суббоеприпасов слишком велико.

Однако высокая эффективность кассетных боеприпасов (см. первый тезис) в результате снижает потребность в их количестве в десятки раз.

Четвертый тезис. Кассетное оружие наименее селективно.

Принцип применения кассетного оружия – понижение могущества единичного элемента до уровня минимально необходимого для поражения цели. Реализуется, конечно, при условии прямого попадания субэлемента в цель. А моноблочный боеприпас всегда проектируется с возможностью поражать цель на максимально возможном промахе, создавая при подрыве излишние повреждения вокруг цели.

НЕ ВИНИТЕ ОРУЖИЕ

Словом, современные образцы кассетных боеприпасов по своим качествам вплотную приблизились к высокоточному оружию.

Справедливость этого вывода полностью подтверждают выпускаемые «Базальтом» самоприцеливающиеся боевые элементы (СПБЭ-Д), которыми снаряжается авиационная кассета РБК-500У. Они хотя и были приняты на вооружение 20 лет назад, но прошли свой путь усовершенствования. Предназначены сугубо для поражения танков. Над зоной предполагаемого сосредоточения бронетехники из кассеты рассеиваются 15 суббоеприпасов. Начиная с высоты примерно 500 м, они по улитке Паскаля сканируют зону примерно 0,5 на 0,5 км. Спускаются на парашютах. Как только инфракрасный двухспектральный датчик суббоеприпаса обнаруживает цель, то она идентифицируется по специальному алгоритму. Происходит команда на подрыв боевой части – как правило, на высоте 100 м над землей. И в сторону земли моментально выстреливается кусок металла, со скоростью 3 км/сек (как метеорит) летит 1 кг меди – ударное ядро. Оно буквально прошивает верхнюю броню танка, которую не в состоянии защитить никакая динамическая защита.

Может РБК-500У снаряжаться и для решения других боевых задач. Бетонобойные фугасные элементы БЕТАБ-М, рассеиваясь из одной кассеты, способны сделать 10 основательных пробоин во взлетно-посадочной полосе аэродрома. Элементы проникают под железобетон и, взорвавшись там, выбрасывается на поверхность только бетонное покрытие. Никаких осколков боеприпаса не разлетается, только камни разбрасываются на пару десятков метров с незначительной скоростью. Это – не убойные осколки.

Между прочим, в случае промаха по цели элементов РБК-500У любого назначения практически не остается на местности «опасных пережитков войны», которые обычно вызывают наибольшую тревогу общественности. Все суббоеприпасы оснащены системой самоликвидации.

– Ее наличие – одно из главных требований большинства участников Конференции по негуманному оружию, – сообщил гендиректор «Базальта» – основного производителя кассетных боеприпасов в России. – И она у нас есть, отлично срабатывает. Наши разработки кассетного оружия являются достаточными с точки зрения гуманитарных озабоченностей. Поэтому и утверждаем, что мы против какого-то обязывающего документа, который заставил бы отдавать свои арсеналы под контроль, скажем, стран НАТО. Это позиция российской стороны. В то же время мы рассматриваем разные варианты по выработке документа, который будет отражать наилучшую практику применения изделий – так, как предписано, и там, где положено. Иными словами, не надо сваливать на боеприпасы ошибки в управлении оружием и в принятии решений людьми.

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1995
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1271
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
940
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1240

Другие новости