0
690
Газета Вооружения Интернет-версия

05.12.2008

Дели планирует ответный удар

Тэги: дели, ракета, испытание


дели, ракета, испытание Баллистическая ракета Sagarika.
Фото с сайта www.bharat-rakshak.com

Террористическая акция в Мумбаи, отмечают мировые СМИ, нанесла удар по отношениям между Дели и Исламабадом. А потому ведущие военные эксперты наверняка вновь и еще более внимательно проанализируют сообщение газеты Times of India о том, что проведено успешное испытание нового типа индийской баллистической ракеты. Shaurya – такое название присвоено этой ракете (можно перевести как «отвага» или «бесстрашие») – кардинально отличается от всех тактических, оперативно-тактических и стратегических БР, разрабатывавшихся в Индии ранее. Она предназначена для нанесения ответного удара по противнику, а потому будет эксплуатироваться в хорошо защищенных шахтных пусковых установках.

ВЗЯТ ОЧЕРЕДНОЙ РУБЕЖ

Shaurya была испытана 12 ноября на полигоне в Баласоре (штат Орисса). Согласно официальной информации индийского правительства, пуск баллистической ракеты класса «земля-земля», способной нести обычную боевую часть массой 1000 кг или же ядерную БЧ, состоялся в 11 часов 25 минут по местному времени. Ракета стартовала из транспортно-пускового контейнера, установленного в щель глубиной около 40 футов (примерно 12,1 м) и имитировавшую шахтную пусковую установку ракетного комплекса. Через 485 секунд полета Shaurya поразила учебную цель – стрельба велась на максимальное расстояние в назначенный район акватории Бенгальского залива (дальность полета БР составляет около 600 км).

«Успешное испытание новой, совершенной ракеты стало еще одним рубежом, взятым в ходе реализации ракетной программы нашего государства», – подчеркнул после удачного пуска министр обороны Индии А.К.Энтони.

Новая ракета, по мнению индийского военно-политического руководства, вскоре сможет расширить арсенал национальных вооруженных сил, в котором уже имеются баллистические ракеты Prithvi (несколько модификаций, дальность полета от 150 до 350 км), Agni I (700 км) и Agni II (более 2000 км). Впрочем, еще раньше в индийские ракетные войска поступит БР Agni III, способная преодолеть не менее 3500 км.

Однако все эти ракеты – мобильного базирования. В качестве пусковых установок используются колесные автомобили повышенной проходимости или специальные железнодорожные платформы (поезда). А подобное базирование, предоставляя ракетному комплексу возможность быстрого перемещения – исходя из конкретной обстановки на театре военных действий, в то же время не обеспечивает высокую степень защищенности от огневого воздействия со стороны противника и потому фактически не может использоваться в качестве эффективного средства ответного удара. Проще говоря, если противник сможет нанести удар первым, значительная часть таких мобильных пусковых установок баллистических ракет, вероятнее всего, будет уничтожена.

БР Shaurya, имеющая шахтный тип базирования, станет, таким образом, главным средством ответного удара вооруженных сил Индии.

ВПЕРЕДИ – ДВА ИЛИ ТРИ ГОДА

«Недавнее испытание является частью широкомасштабной исследовательской и проектной работы, проводимой специалистами Организации по оборонным исследованиям и разработкам Индии. Но данный ракетный комплекс потребует для полного доведения еще около двух или трех лет, после чего и может быть принят на вооружение», – подчеркнул в интервью газете Times of India высокопоставленный представитель Минобороны страны.

Здесь, однако, следует отметить следующее. Шахтные пусковые установки используются сегодня вооруженными силами Китая, России и США для межконтинентальных баллистических ракет, дальность пуска которых составляет многие тысячи километров. Индийская же ракета менее «дальнобойна» и может поражать цели, по расчетным данным, на дальностях не более 600 км. Но в этом случае ШПУ для нового ракетного комплекса придется располагать в непосредственной близости от государственной границы Индии, что, в свою очередь, существенно повысит вероятность их уничтожения противником. Например, с использованием разведывательно-диверсионных групп или высокоточного оружия малой дальности, но большой разрушительной силы. Кроме того, районы с ШПУ могут быть быстро захвачены передовыми группировками сухопутных войск противника или станут целями для воздушно-десантных операций. Впрочем, индийские ракетчики уже успели заверить свое руководство, что вскоре будут готовы приступить к созданию «шахтной» ракеты большей дальности.

Предполагается, что сама ракета будет перевозиться, храниться в арсенале и находиться на стартовой позиции в специальном транспортно-пусковом контейнере (ТПК), выполненном из композитных материалов. Причем на протяжении всего срока службы ракета не будет требовать специального технического обслуживания. Старт ракеты из ТПК – минометного типа, то есть выполняется при помощи установленного в нижней части ТПК порохового аккумулятора давления. Твердотопливный двигатель первой ступени ракеты включается только по достижении безопасной высоты.

Сведения о баллистической ракете Shaurya достаточно скупы, но определенные выводы все же можно сделать. Новая БР – двухступенчатая, твердотопливная, имеет длину около 10 м, обладает возможностями по выполнению ограниченного маневра на конечном участке траектории полета (для противодействия системам противоракетной обороны противника) и создана, как утверждается в некоторых источниках, на базе БР Sagarika.

Анализируя приведенное в индийских СМИ изображение стартующей ракеты (принимая, что это именно Sagarika), можно отметить следующие детали. Крыло Х-образной формы у новой БР имеет малую площадь и смещено ближе к хвостовой части. Там же находятся и аэродинамические рули. Таким образом, в значительной степени индийская баллистическая ракета походит на российский ракетный комплекс «Точка-У». Хотя, с другой стороны, ее цилиндрический корпус имеет большое удлинение и постоянный по всей длине диаметр, а также отстреливаемый защитный колпак в носовой части. Все это больше напоминает российско-индийскую крылатую ракету «БраМос».

ПОДВОДНЫЙ РАКЕТНО-ЯДЕРНЫЙ

Баллистическая ракета Sagarika (в переводе с хинди – «океанская») является по одной версии «оморяченной» модификацией БР Prithvi III, а по другой – дальнейшим развитием этого семейства баллистических ракет. Предназначена Sagarika для вооружения атомной подводной лодки типа ATV (Advanced Technology Vessel), проектирование которой было выполнено индийскими специалистами при активной помощи ряда зарубежных стран. Программа создания ракетного комплекса для подводной лодки получила в Индии условное обозначение «Проект К-15» (Project K-15).

Работы над БР Sagarika ведутся скорее всего с 1991 года. Впервые на официальном уровне о данном проекте было заявлено в 2005 году – выступая на пресс-конференции в период проведения международной выставки «АэроИндия-2005», тогдашний министр обороны республики Пранаб Мукхерджи особо подчеркнул важность разработки этой ракетной системы. Однако во время той же выставки глава Организации по оборонным исследованиям и разработкам (DRDO) и научный советник министра обороны Х.Натараджан опроверг информацию о существовании в его ведомстве ракетной программы с таким названием и высказал предположение, что «министр оговорился». Тем не менее позже пресс-служба DRDO обнародовала в индийской прессе фотографию, на которой была изображена мобильная пусковая установка – перед большим ангаром с надписью Sagarika.

В отличие от своей предшественницы, данная ракета – двухступенчатая: в качестве первой ступени используется твердотопливный, а на второй ступени – жидкостной двигатель. Ряд источников, правда, утверждает, что первоначальное намерение использовать жидкостный двигатель позже сменилось в пользу твердотопливного двигателя. Вполне вероятно также, что ракета имеет маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель.

Отличительной особенностью «морской» БР от предыдущих представителей семейства Prithvi является отсутствие достаточно большого крыла Х-образной формы в средней части ракеты. Таким образом, если ракета и управляема на конечном участке траектории – то только за счет аэродинамических или газодинамических рулей.

По информации индийских специализированных СМИ, испытания данной БР идут уже несколько лет – первые два летных испытания успешно прошли 23 января и 19 марта 2004 года. А 27 октября 2004 года на испытательном полигоне Чандипур был произведен пуск БР Sagarika из подводного положения – со специально построенного подводного испытательного стенда.

Корпус ракеты изготавливается из стального сплава. Длина БР – 8,56 м, максимальный диаметр – 1,0 м, стартовый вес – около 5600 кг. Максимальное КВО – не более 25 м. Благодаря новому двигателю и высокоэнергетическому топливу Sagarika, как утверждается, имеет дальность стрельбы от 350 до 600–700 км (в зависимости от массы боевой части) и может нести полезную нагрузку от 500 до 1000 кг. Объявлено о планах увеличить дальность стрельбы до 1300–2500 км. Соответствующая техническая помощь, как указывается, запрошена у Израиля и России. Данная ракета также хранится в транспортно-пусковом контейнере, из которого выстреливается при помощи порохового аккумулятора давления.

Утверждается, что первым носителем БР морского базирования Sagarika станет индийская атомная подводная лодка собственной постройки типа ATV. В настоящее время одна субмарина уже находится на стапеле судоверфи в городе Вишакхапатнам (порт и военно-морская база ВМС Индии). В процессе проектирования данной АПЛ индийские специалисты широко использовали опыт, полученный в ходе эксплуатации атомной подводной лодки Chakra, взятой в лизинг у ВМФ СССР на три года (1988–1991) многоцелевой атомной подводной лодки проекта 670. Схожесть советской АПЛ проекта 670 и индийской АПЛ типа ATV становится ясной, если внимательно рассмотреть приведенную здесь иллюстрацию. Предположительно, АПЛ типа ATV будет нести 12 баллистических ракет Sagarika.

Считается, что активные проектные работы по ATV были начаты в 1991 году, сразу после возвращения взятой у Советского Союза в лизинг субмарины ее прежнему владельцу. Хотя предварительная проработка по данной теме началась в Индии еще в 1983 году. Тогда же и было принято решение запросить у Москвы возможность лизинга атомной подводной лодки с целью более подробного ознакомления на практике с данным классом боевых кораблей. Сам же индийский атомоход ATV был заложен на стапеле в 1998 году.

Первоначально предполагалось, что головная подводная лодка выйдет на ходовые испытания уже в начале 2009 года. Однако график строительства был фактически сорван, что заставило передвинуть сроки на неопределенное время и начать с Россией переговоры о лизинге АПЛ проекта 971 – с тем чтобы индийские моряки получили практический опыт эксплуатации атомной подводной лодки. Это позволит военно-морским силам страны к тому моменту, как со стапеля сойдет первая индийская АПЛ, иметь уже не менее двух опытных экипажей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Грузовики и автобусы на любой вкус

Грузовики и автобусы на любой вкус

Виталий Барсуков

Группа ГАЗ представила широкий спектр новинок и серийных моделей на международной выставке коммерческих автомобилей в Германии

0
820
Звезда и тернии на пути таланта

Звезда и тернии на пути таланта

Александр Песляк

Выдающийся конструктор Сергей Крюков – один из тех, кто прокладывал дорогу в космос и создавал ракетный щит страны

0
2478
Найдут ли "Буревестник" на дне Баренцева моря

Найдут ли "Буревестник" на дне Баренцева моря

Владимир Щербаков

Разведка США считает, что все пуски ракеты с атомным двигателем завершились провалом

0
3174
Рождение специалиста

Рождение специалиста

Александр Песляк

К 100-летию выдающегося конструктора Сергея Сергеевича Крюкова

0
3195

Другие новости

Загрузка...
24smi.org