0
1910
Газета Вооружения Интернет-версия

12.12.2008 00:00:00

Схватка за небо Индии

Тэги: вооружения, индия, россия, авиация


вооружения, индия, россия, авиация РЛС с АФАР «Жук-АЭ» на истребителе МиГ-35.
Фото из архива автора

Приближается решающая стадия тендера на поставку ВВС Индии 126 новых истребителей по программе MMRCA (Medium MultiRole Combat Aircraft – средний многофункциональный боевой самолет). Участников – самолеты МиГ-35, F-16, F/A-18, Rafale, Typhoon и Gripen – ожидают испытания в различных природно-климатических зонах Индии, по результатам которых, а также после анализа коммерческих предложений индийская сторона выберет победителя. Он и получит контракт на сумму, равную, согласно оценкам экспертов, 7–10 млрд. долл.

ОРУЖИЕ – ТОВАР ПОЛИТИЧЕСКИЙ

Другого такого разового экспортного заказа нет и в ближайшее время не предвидится. Масла в огонь подливает мировой экономический кризис. Для некоторых участников тендера его проигрыш будет означать сворачивание производства. Например, Lockheed-Martin вряд ли сможет сохранить сборочные линии F-16 без индийского заказа. Под вопросом и дальнейшее производство французского Rafale, к которому не проявил серьезного интереса мировой рынок.

Исключительное значение имеет тендер и для России. Президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на заседании Комиссии по вопросам ВТС, отметил, что «военный экспорт укрепляет нашу репутацию как одной из ведущих промышленных держав мира». Глава государства подчеркнул, что продажа оружия – «важный канал поступления денежных средств в бюджет», а значение ВТС особенно растет в период финансового кризиса.

Безусловно, борьба за индийский рынок будет непростой. Российский ОПК испытывает трудности, связанные с экономической ситуацией в мире и в стране. Участие в тендере требует существенных расходов, а получить доступ к кредитам и инвестициям становится все труднее.

Однако следует учитывать, что борьба идет не только за деньги. США полны решимости выдавить Россию из Южной Азии и сделать Индию своим главным союзником в регионе. Недаром так активизировалась американская дипломатия после недавнего теракта в Мумбаи.

Тем не менее Россия, при условии объединения всех политических, экономических, интеллектуальных ресурсов, имеет хорошие шансы на победу в индийском тендере. «Рособоронэкспорт» и РСК «МиГ», представляющие Россию в индийском тендере, обладают прочными позициями с точки зрения основных критериев оценки конкурирующих предложений.

Оружие – товар политический. На стороне России – длительная позитивная история военно-технического сотрудничества с Дели, начавшаяся ровно 45 лет назад с поставки в Индию самых современных по тем временам истребителей МиГ-21.

Москва, в отличие от Запада, не использовала ВТС для оказания на Дели давления и не вводила политически мотивированных эмбарго на поставку оружия. У наших стран нет противоречий ни по одному из существенных военно-политических вопросов. Общность интересов и намерение развивать политическое, экономическое, военное и военно-техническое сотрудничество были подтверждены в ходе декабрьского визита в Дели Дмитрия Медведева.

Благодаря многолетнему сотрудничеству, в Индии знают и умеют использовать российское оружие, в том числе истребители «МиГ» и «Су». Президент ОАК Алексей Федоров отмечает, что если победителем тендера станет МиГ-35, «индийской стороне потребуется потратить гораздо меньше средств на подготовку инфраструктуры по обслуживанию этого самолета и поддержанию его в эксплуатации».

ЗНАКОМЫЙ СИЛУЭТ – ИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

С технической точки зрения российские предложения вполне конкурентоспособны. По словам Алексея Федорова, МиГ-35 «не уступает, а по некоторым характеристикам превосходит остальных участников индийского конкурса».

От предшественника – широко распространенного в мире истребителя МиГ-29 – новый самолет позаимствовал совершенную аэродинамическую концепцию. Ее потенциал демонстрирует экспериментальный истребитель МиГ-29М ОВТ. Благодаря эксклюзивной технологии управления вектором тяги самолет обрел сверхманевренность, которой не могут похвастаться другие участникам тендера. Заказчик может выбрать – устанавливать двигатели с управляемым вектором тяги на самолет или нет.

При всем внешнем сходстве с МиГ-29 МиГ-35 внутри создан фактически заново. На самолете используются крупные силовые сварные конструкции, что позволило повысить прочность машины. Значительно увеличена доля применения композиционных материалов. Все системы МиГ-35 управляются электроникой.

По сравнению с МиГ-29 более чем вдвое возросла боевая нагрузка и примерно на 50% – запас топлива во внутренних баках. Если МиГ-29 представлял собой классический легкий истребитель, то МиГ-35 перешел в категорию самолетов среднего класса.

Самолет обрел новое качество – сниженную радиолокационную заметность.

В составе МиГ-35 на экспорт впервые предлагается высокоточное оружие, создаваемое для российских самолетов нового поколения.

ОТ ПОСТАВОК – К ПАРТНЕРСТВУ

В ходе тендера России предстоит разыграть еще один свой крупный козырь, связанный с развитием научно-промышленной кооперации наших стран. Передача технологий и содействие развитию национальной промышленности всегда отличала российско-индийские отношения.

Индия получила лицензии на производство МиГ-21 и МиГ-27. В настоящее время корпорация HAL освоила серийный выпуск гораздо более сложного самолета – Су-30МКИ. На МиГ-21-93, Су-30МКИ, МиГ-29К установлены системы и приборы, которые изготавливаются в Индии.

Во всех текущих проектах индийская сторона принимает участие с самых ранних стадий, внеся существенный вклад в определение облика самолетов.

Есть первые примеры совместной разработки новых типов вооружения, таких, как крылатая ракета «Брамос». Москва и Дели близки к подписанию контракта о совместной работе над истребителем нового поколения.

Как заявил Дмитрий Медведев в ходе декабрьского визита в Дели, «мы рассчитываем, что вместе с нашими индийскими коллегами мы сможем предложить и новые формы кооперации: это могут быть и обмен технологиями, и создание совместных производств, и иные формы сотрудничества, которые будут выгодны обеим сторонам».

Применительно к тендеру по программе MMRCA, индийскую сторону особо интересует такая новинка, как активная фазированная антенная решетка (АФАР) для бортового радиолокатора. Россия, добившаяся успеха в этой области готова делиться технологиями.

«ГЛАЗА» ИСТРЕБИТЕЛЯ

РЛС традиционной конструкции имеют один приемопередатчик, связанный с антенной, которая передает зондирующий сигнал и принимает отраженный от цели луч. В РЛС с АФАР приемопередатчиков тысячи. Регулируя с помощью компьютера каждый из них, можно управлять лучом локатора гораздо быстрее и эффективнее, чем это было возможно раньше.

АФАР позволяет увеличить дальность обнаружения целей, параллельно работать в режимах «воздух–воздух» и «воздух–поверхность», распознавать и классифицировать групповые и одиночные объекты, одновременно атаковать несколько целей высокоточными средствами поражения, а также обеспечивать связь и радиоэлектронное противодействие.

Минобороны Индии не хочет только оснастить закупаемые самолеты радаром с АФАР, но требует передать технологию ее производства индийским предприятиям.

США освоили серийный выпуск локаторов с АФАР, однако уклоняются от обязательств по передаче технологий. Европейские производители проявляют несколько большую гибкость в этом вопросе, однако им пока нечего предложить. Их локаторам с АФАР еще предстоит выйти на этап летных испытаний.

Первый в России радар с АФАР «Жук-АЭ» разработан специально для МиГ-35 корпорацией «Фазотрон-НИИР», которая исторически специализируется на создании РЛС для «МиГов».

В начале декабря были объявлены результаты очередного этапа наземных и летных испытаний нового «Жука».

Согласно заявлению корпорации «Фазотрон-НИИР», «радар устойчиво функционирует в различных режимах, обеспечивая обнаружение и сопровождение воздушных и наземных целей. Летные и наземные испытания показали правильность концепции и основных технических решений, а также работоспособность и эффективность подсистем РЛС».

Летчик-испытатель РСК «МиГ» Михаил Беляев, который вместе с Николаем Диордицей пилотировал МиГ-35 в ходе испытаний, заявил: «Уже в первых полетах радар показал очень хорошие результаты. Мы уверены в его большом потенциале».

Как отмечает заместитель генерального директора, главный конструктор корпорации «Фазотрон-НИИР» Юрий Гуськов, на демонстрационном образце «Жук-АЭ», установленном на МиГ-35, обеспечивается дальность обнаружения цели типа истребитель около 130–140 км. По мере наращивания возможностей локатора, и, в частности, увеличения числа приемо-передающих модулей (ППМ), планируется достичь дальности 250–280 км. Это превышает возможности существующих локаторов тяжелых истребителей.

В настоящее время «Фазотрон-НИИР» вместе с создателями ППМ – ОАО «Микран» и НИИ полупроводниковых приборов из Томска – отрабатывает технологии крупносерийного производства РЛС с АФАР. Главная задача – повысить надежность и снизить стоимость ППМ.

Как заявляет генеральный директор «Фазотрона» Вячеслав Тищенко, «корпорация обеспечит демонстрацию возможностей МиГ-35 в Индии в будущем году. Мы также подтверждаем, что готовы передать индийским партнерам все ключевые технологии АФАР».

Создание МиГ-35, разработка для него локатора с АФАР, новых оптико-электронных систем, передового авиационного оружия – это не только способ победить в индийском тендере при всей важности его для нашего оружейного экспорта.

После того как Россия поделится с Индией технологиями, у нас их не станет меньше. Все, что сегодня делается в интересах победы в тендере, будет защищать и нашу страну.

Справка «НВО»

Читатели английского журнала Flight – одного из самых авторитетных авиационных изданий в мире – считают, что МиГ-35 опережает конкурентов в борьбе за заказ Индии. Издание провело опрос: «Какой самолет победит в индийском истребительном соревновании?» Голоса распределились следующим образом: МиГ-35 – 32%, Rafale – 20%, F/A-18 – 18%, Typhoon – 13%, Gripen – 9%, F-16 – 8%.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Утопить ненависть в море любви

Утопить ненависть в море любви

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Константин Кедров – настоящий поэт еще и потому, что поэзия для него прежде всего игра и головоломка

0
1247
И розовый бантик

И розовый бантик

Вячеслав Харченко

Истории про бокалы для шампанского

0
619
Как волшебство уживалось с пуританством

Как волшебство уживалось с пуританством

Гедеон Янг

Про далекое эхо Средневековья

0
560
Когтистые лапы с плавниками

Когтистые лапы с плавниками

Анна Аликевич

Научный каталог мифологических существ

0
158

Другие новости