Боевой вертолет Ми-28Н.
Фото из книги "Оружие России"
Традиционно в конце каждого года принято подводить некие итоги. В «НВО» решили выбрать наиболее интересные, на наш взгляд, события в области разработки, производства и поставки вооружений, военной и специальной техники, произошедшие по всему миру. Сразу оговоримся: данный обзор не претендует на истину в последней инстанции и, естественно, обладает некоторой степенью субъективности.
ВОЕННЫЙ КОСМОС
Начнем с той сферы, которая в среднесрочной перспективе обещает стать одной из основных в области вооруженного противоборства между развитыми странами мира. В этой связи можно с большой долей уверенности сказать, что самое значимое событие в области военного космоса произошло у дальневосточных границ Российской Федерации: в феврале ракетой-перехватчиком SM-3, запущенной с американского крейсера «Лейк Эри» типа «Тикондерога», был уничтожен «вышедший из-под контроля» американский же спутник-шпион USA-193. Причем стартовое окно составляло всего лишь 10 секунд, что говорит о высокой выучке личного состава как военно-морских сил Соединенных Штатов, так и подразделений других видов ВС США, принимавших участие в данной операции.
Данный пуск не только стал своеобразным «ответом» на аналогичную операцию, проведенную в начале 2007 года военными Китайской Народной Республики, но и на практике подтвердил факт наличия у Соединенных Штатов исправного и вполне боеспособного противоспутникового оружия, которое в случае необходимости может быть достаточно быстро введено в действие.
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ
Одной из важнейших новостей мирового значения в области военно-морских вооружений стало решение командования ВМС США отложить на неопределенное время строительство перспективных эсминцев типа «Цумвальт», кроме первых трех. Причины – очень значительный рост расходов по программе (например, только постройка головных двух кораблей обойдется в 3,2 млрд. долл., а последующей серии – по 2,2 млрд. долл. за ЭМ), а также сомнения в соответствии корабля и его вооружения задачам, которые будут стоять перед американским флотом в среднесрочной перспективе. Взамен было предложено построить дополнительно 8–11 эсминцев типа «Арли Берк».
А ведь первоначально речь шла о контракте на 32 «корабля будущего», каждый из которых должен был иметь перспективную 155-мм артиллерийскую систему с новым боеприпасом большой дальности LRLAP; новейший многофункциональный радиолокационный комплекс; новые установки вертикального пуска типа Mk57, расположенные по периметру эсминца; интегрированную систему обнаружения подводных целей и борьбы с ними; принципиально новую систему обеспечения корабля энергией; системы автоматизации (в интересах снижения численности экипажа), а также новую автоматическую систему пожаротушения и пр.
Но тем временем американский флот понес очередную потерю – правда, не трагическую: 21 ноября прошла официальная церемония прощания с атомной подводной лодкой специального назначения NR-1. Поступившая на «временную службу» в военно-морские силы США в 1969 году (таким образом, корабль фактически не числился в списках ВМС), эта исследовательская субмарина принимала участие в десятках специальных операций флота и ЦРУ, использовалась для проведения подводных экспедиций чрезвычайной важности (например, поиск и подъем останков истребителя F-14, вооруженного УР «Феникс» и скатившегося в море с палубы авианосца «Джон Ф. Кеннеди» в 1976 году или фрагментов взорвавшегося космического корабля «Челленджер» в 1986-м), а также изучения рельефа морского дна и в качестве рабочего средства подводных археологов (так, в 1995 году субмарина принимала участие в одной из экспедиций известного исследователя глубин доктора Роберта Балларда, а в 2002 году именно NR-1 обследовала обнаруженные останки одних из первых американских кораблей – «Монитор» и «Акрон»). Да и последним заданием субмарины стал поиск именно исторического артефакта – затонувшего некогда корабля «Бонн-омм Ричард», флагманского корабля Джона Пола Джонса.
Максимальная рабочая глубина погружения у подлодки достигала 724 м, а непрерывность нахождения субмарины в подводном положении – не менее 30 суток. Отличительной особенностью корабля был манипулятор, способный поднимать груз массой до 113 кг. Подводное водоизмещение – 406,4 тонны, максимальная длина – 45,72 метра, главная энергоустановка – ядерная (один реактор), экипаж – семь человек команды и двое прикомандированных специалистов.
Не повезло в этом году и атомному авианосцу «Джордж Буш», десятому и последнему типа «Нимиц». Передача корабля заказчику, запланированная на конец 2008 года, была перенесена на следующий год. Таким образом, церемония официального ввода авианосца в боевой состав американского флота, запланированная на 10 января 2009 года (чтобы Джордж Буш еще исполнял обязанности верховного главнокомандующего ВС США, которые он передаст Бараку Обаме 20 января следующего года), пройдет раньше, чем авианосец будет фактически передан национальным ВМС. Это достаточно редкий и необычный случай, происходивший тем не менее почти полтора десятка раз. Не везет как-то Джорджам Бушам – и с живым сердцем, и с ядерным.
Впрочем, сокращения и беды коснулись не только США. Правительство соседней Канады также под влиянием кризиса и возросшей стоимости (2,7 млрд. долл. против 2 млрд. запланированных изначально) отменило решение о постройке для национальных ВМС серии из трех многоцелевых вспомогательных судов большого водоизмещения нового типа для замены вспомогательных судов типа «Протектор», возраст которых уже превысил 40 лет. Ряд «отмен» прошел и в других странах мира, но ввиду их меньшей значимости мы не будет останавливаться на них подробнее.
Зато программа «боевого корабля литоральной зоны», или сторожевого корабля LCS, вышла на новый уровень. Во-первых, в ноябре в боевой состав ВМС США принят головной корабль одной из модификаций LCS – «Фридом», а во-вторых, руководство Пентагона в соответствии с имеющейся практикой уведомило американский Конгресс об имеющихся планах постройки четырех кораблей такого типа для ВМС Израиля. Главной отличительной особенностью израильских LCS от их американских прототипов будет отсутствие так называемого модульного принципа бортового вооружения – на боевых кораблях ВМС Израиля все вооружение будет «стационарным», то есть установленным постоянно (у американских сторожевиков вооружение и специальные системы должны заменяться в зависимости от конкретной задачи и сложившейся обстановки).
Израильские корабли типа LCS будут вооружены 20-мм скорострельным зенитным артиллерийским комплексом ближнего действия «Фаланкс», установкой вертикального пуска типа Mk41 для стрельбы противолодочными (ASROC) и зенитными («Барак») управляемыми ракетами, противокорабельным ракетным комплексом «Гарпун», противолодочными торпедами и др. Ориентировочно стоимость всего контракта может достичь 1,9 млрд. долл.
Не остался в стороне в 2008 году и российский ВМФ: впервые за почти два десятка лет флот получил действительно новый корабль – в феврале Андреевский флаг был поднят на головном корвете проекта 20380, получившем имя «Стерегущий». Это – первый боевой надводный корабль, построенный с нуля и переданный отечественному ВМФ после распада Советского Союза. Впрочем, с такими темпами постройки наш флот еще долго не сможет перейти в новое тысячелетие: «Стерегущий» был заложен на стапеле «Северной верфи» и, даже считаясь одним из приоритетных проектов российского ОПК, был передан заказчику только через не полных 7 лет. Для сравнения – для постройки современного атомного авианосца «Джордж Буш» американским судостроителям понадобилось только 5 лет.
Авианосец типа «Нимиц». Фото из Энциклопедии авианосцев |
АВИАЦИЯ И ПВО
Сфера боевой авиации оказалась в 2008 году, как, впрочем, и всегда, наиболее богатой на события. Так, начало года ознаменовалось решением по одному из важнейших для американских военных вопросу – выбора «преемника» для замены устаревших самолетов-заправщиков КС-135. После долгих колебаний командование ВВС США остановилось на КС-45А, продвигаемом на Североамериканский континент совместно местным подразделением европейского концерна EADS и корпорацией «Нортроп Грумман».
КС-45А – это модифицированный под нужды ВВС США воздушный танкер А330 MRTT, созданный специалистами компании «Эрбас» на базе коммерческого авиалайнера А330. Различные варианты нового самолета-заправщика можно было видеть на авиасалонах в Дубае (2007 год) и в Берлине (2008 год).
Соглашение предусматривает вначале постройку четырех опытных самолетов – стоимость данной фазы составляет 1,5 млрд. долларов (все эти машины уже находятся на стапеле). Вторая фаза – закупка серии из 179 машин на общую сумму 40 млрд. долл.
Отдельные элементы самолетов планируется изготавливать в Европе на предприятиях «Эрбас»: крыло – в Великобритании, фюзеляж и остальные элементы – в Германии и Франции. После этого они будут доставляться в США, где на территории нового предприятия «Эрбас» в Мобайле, штат Алабама, должна осуществляться окончательная сборка КС-45А. Выпуск бортовой системы заправки намечено наладить на новом заводе в Бриджпорте, штат Западная Виргиния. В общей же сложности в работах по данной программе будут заняты 25 тыс. сотрудников 230 американских компаний, среди которых – «Дженерал Электрик Авиэйшн», «Сарджент Флетчер», «Ханиуэлл», «Паркер», «Телефоникс», «Найт Аэроспейс» и «AAR Карго Системс».
Решение командования ВВС США – это сильный удар по «Боингу», ведь изначально именно его вариант самолета-заправщика рассматривался в качестве приоритетного и даже успел победить в тендере. Однако после того как вскрылись факты сговора между некоторыми сотрудниками «Боинга» и высокопоставленными чиновниками ВВС США, решение отменили, а виновных уволили и отдали под суд. После этого звезда «Боинга» закатилась – несмотря на усиленное лоббирование рядом конгрессменов интересов национального авиастроительного гиганта, приоритет все же был отдан паре EADS/«Нортроп Грумман». Впрочем, на протяжении всего нынешнего года эксперты высказывали осторожное предположение по поводу того, что «битва» еще не окончена и в 2009 году «пробоинговское» лобби постарается тем или иным образом аннулировать решение командования ВВС США и добиться по крайней мере проведения тендера заново.
Безусловным событием года в военной авиации стала выкатка первого оперативно-тактического транспортника нового поколения А400М, состоявшаяся в июне. На сегодня портфель заказов по программе включает 196 машин: к списку давних заказчиков – Великобритания (25 машин), Бельгия (7), Германия (60), Испания (27), Турция (10) и Франция (50) – добавились Люксембург (1), Малайзия (4) и ЮАР (8 самолетов плюс опцион еще на 6).
Главным подрядчиком по программе выступает компания «Эрбас», а в качестве основных субподрядчиков были выбраны другие подразделения EADS, британская «BAE Системс», бельгийская компания «Флабель» и турецкая «Тусас Аэроспейс Индастриз». Финальная сборка самолетов выполняется на заводе в испанской Севилье. Два года назад американские эксперты опубликовали прогноз, согласно которому стоимость приобретения флота из 50 самолетов А400М и сопутствующего оборудования и инфраструктуры обойдется заказчику в 4 млрд. долл., а в течение 30-летнего срока эксплуатации операционные расходы составят еще 10 млрд. Так что машина получилась «не из дешевых». Но теперь у американского С-130 «Геркулес» появился достойный соперник на международном рынке.
Другим значимым событием стала отправка в апреле в отставку легендарного «стеллса» F-117А «Ночной ястреб». После четвертьвековой службы командование ВВС США решило отказаться от этого истребителя, являющегося первым в мире «самолетом-невидимкой». Создан он, кстати, был фактически на базе теории нашего соотечественника – профессора Петра Уфимцева. Точнее – на основе его труда «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Впрочем, тот же Петр Уфимцев позднее доказал невозможность «полной невидимости самолета для радаров», чем забил толстый гвоздь в «крышку гроба» американского «Ночного ястреба». В ходе балканского конфликта это было продемонстрировано на практике – с использованием ракеты советского ЗРК. В общей сложности ВВС США получили 59 машин данного типа, из которых семь по различным причинам было потеряно. Подразделения же 49-го истребительного авиакрыла, базирующегося на ВВБ «Холломэн» и имевшего на вооружении самолеты F-117A, взамен стали оснащаться новейшими истребителями F-22A «Рэптор».
В июне в воздух впервые поднялся истребитель F-35B «Лайтнинг II», являющийся самолетом с укороченным разбегом и вертикальной посадкой (STOVL) и предназначенный для вооружения авиации ВМС и морской пехоты США, ВВС и ВМС Великобритании и Италии. Истребитель базовой модификации – F-35A – поднялся в воздух еще в декабре 2006 года. Однако на вооружение первым поступит именно F-35B, это должно произойти в 2012 году. «Стартовый» получатель – морская пехота США. Со временем, как планируется, именно такие самолеты составят ядро авиагрупп перспективных британских авианосцев – на двух кораблях будет базироваться 138 таких машин.
А вот последний квартал принес «Лайтнингу II» еще более приятное известие – норвежское правительство приняло решение закупить для национальных ВВС американские F-35, а не новейшие шведские истребители «Грипен» NG («новое поколение»). При таком раскладе норвежские компании, по самым скромным оценкам, получат субподрядов не менее чем на 7 млрд. долл. меньше, чем если бы они принимали участие в программе шведского «Грипена» – в обмен на закупку ВВС Норвегии этих истребителей.
Наконец, в сентябре корпорация «Боинг» совместно со специалистами Пентагона провела первое испытание – стрельбу – боевого высокоэнергетического химического лазера воздушного базирования. Выстрел, длившийся менее секунды, стал очередным и весьма важным этапом на пути создания перспективной лазерной авиационной системы противоракетной обороны, предназначенной для обнаружения, сопровождения и уничтожения вражеских баллистических ракет на начальном участке траектории их полета.
Следует особо отметить, что это – уже вторая попытка Вашингтона создать авиационный боевой лазерный комплекс. Первая была предпринята в 1970-х годах, когда высокоэнергетический лазер был установлен на самолете КС-135А. Данный комплекс в ходе испытаний успешно уничтожил пять ракет класса «воздух-воздух» AIM-9 «Сайдуиндер», но в 1984 году программа была остановлена и самолет списали. Однако через 10 лет корпорация «Боинг» вернулась к данному проекту – лазерная «пушка» была размещена на борту модифицированного для этой цели самолета «Боинг» 747-400F.
Максимальная взлетная масса самолета с лазерной установкой составит 396,89 тонн, длина максимальная – 70,6 м, размах крыла – 64,4 м, экипаж самолета – 4 человека, численность операторов лазерной системы – 20 человек, практический потолок – 13 800 м, дальность полета – 7170 км, основное вооружение – химический кислородно-ионный лазер мощностью 1 мегаватт.
Впрочем, записали ВВС США на свой счет и «антирекорд»: в феврале 2008 года при взлете с военно-воздушной базы «Андерсен» на острове Гуам потерпел аварию один из самых секретных американских самолетов – стратегический бомбардировщик В-2 «Спирит» стоимостью около 1,2 млрд. долл. «Дух Канзаса», такое собственное имя носил этот самолет, стал первой машиной данного типа, потерянной американскими ВВС за почти двадцатилетнюю историю их существования – теперь в распоряжении Пентагона осталось только 20 подобных самолетов. Причина «инцидента типа А», как именуются в США катастрофы летательных аппаратов, унесшие человеческие жизни, или же авиационные происшествия, последствием которых стал ущерб на сумму более 1 млн. долл., оказалась весьма банальной: стратегический бомбардировщик погубила обычная┘ сырость в трех из 24 датчиков воздушного давления.
И хотя наличие влаги было обнаружено как минимум за сутки до вылета, правильных действий никто так и не предпринял. А во избежание неполадки необходимо было всего лишь включить систему обогрева. В результате во время разбега В-2 неисправные датчики стали выдавать неверную информацию, а это, в свою очередь, вызвало дезориентацию системы управления самолета. В общем, как метко сказал один из американских экспертов, «у В-2 из-за трех отсыревших датчиков просто «закружилась голова».
Для отечественной военной авиации уходящий год оказался не таким уж богатым на значимые события, но кое-какие сдвиги к лучшему все же произошли.
В начале февраля армейская авиация, наконец-то, получила первые два серийных боевых вертолета Ми-28Н. Они поступили в распоряжение 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации ВВС России. Сами стальные «стрекозы» были переданы военным немногим ранее – в конце января. Фактически, именно с этого момента можно реально говорить о начале процесса перевооружения российских вертолетных полков на новую машину огневой поддержки. После опытной эксплуатации и устранения вероятных замечаний и реализации пожеланий военных – на это отводится около полутора лет – будет принято окончательное решение о принятии данной машины на вооружение. И хотя программа тянулась непозволительно долго, американским коллегам повезло еще меньше – они так и не дождались разведывательно-ударный вертолет «Команч». Так что нам еще, можно сказать, повезло.
В марте на аэродроме РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах в присутствии представителей заказчика – ВМС Индии – впервые поднялся в небо первый серийный корабельный истребитель МиГ-29КУБ, оснащенный модернизированным двигателем РД-33МК.
Контракт на 12 одноместных истребителей МиГ-29К и четыре «спарки» МиГ-29КУБ был подписан с ВМС Индии 20 января 2004 года. Также в рамках контракта предусмотрены обучение индийских летчиков и техсостава, поставка тренажеров и запчастей, организация сервисного обслуживания переданных истребителей и опцион на 30 самолетов со сроком поставки до 2015 года.
В том же месяце в Дели состоялось подписание контракта между ВВС Индии и РСК «МиГ» на модернизацию 64 ранее поставленных 64 истребителей МиГ-29УБ, что позволит продлить срок их службы на 40 лет. Самолеты будут оборудованы современным комплексом БРЭО российского, индийского и французского производства, в том числе новой БРЛС «Жук-МЭ», модернизированными двигателями РД-33 серии 3 с повышенным ресурсом, а также получат новые авиационные средства поражения. Первые шесть машин будут модернизированы в России, а остальные – силами индийской компании HAL.
В феврале 2008 года в воздух впервые был поднят Су-35 – сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++», созданный как радикальная модернизация самолетов семейства Су-27/Су-30. Главными отличительными особенностями машины являются принципиально новый комплекс БРЭО – на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования; новая РЛС «Ирбис-Э» с ФАР, имеющая уникальные характеристики по дальности обнаружения воздушных целей и увеличенное число одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели «117С» с управляемым вектором тяги и увеличенной на 2000 кгс тягой и повышенным ресурсом. А в июне совершил первый полет новый российский двухместный боевой вертолет Ка-52. В серию новая модель была запущена в октябре. Есть информация, что Минобороны России закупит 30 таких машин.
В апреле на экспорт ушел первый самолет-амфибия Бе-200ЧС, заказчиком которого выступило МЧС Азербайджана, а еще одним событием, косвенно затрагивающим российский авиапром, стало принятие в феврале на вооружение ВВС Словакии 12 модернизированных истребителей МиГ-29АС/УБС, которые теперь полностью соответствуют требованиям, предъявляемым командованием НАТО к боевым, летно-техническим и эксплуатационным характеристикам авиационной техники, находящейся у стран – членов данного альянса. Самолеты были модернизированы РСК «МиГ» на территории заказчика в широкой кооперации с национальным авиаремонтным предприятием и рядом западных компаний. Стоимость модернизации составила 78 млн. долл., а отличительной особенностью машин стал так называемый «цифровой» камуфляж.
ДЛЯ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ И ПЕХОТЫ
В течение 2008 года в разных странах мира произошло достаточно большое количество событий, связанных с бронетанковой техникой и другими образцами ВВТ для наземных войск. Это и принятие на вооружение прошедших испытания образцов, и модернизация уже стоящих на вооружении национальных армий бронетранспортеров, боевых машин пехоты и танков. Среди всей массы соглашений и решений можно выделить такие, как, например, подписанный в августе между Корпусом морской пехоты США и компанией «Дженерал Дайнэмикс Амфибиос Системз» контракт стоимостью 766,8 млн. долл. на проведение проектирования и постройки опытных экземпляров новой модификации плавающей боевой бронированной машины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle или «Экспедиционная боевая машина пехоты» EFV).
Данная боевая бронированная машина предназначена для замены амфибийных боевых бронированных машин AAV7A1 и призвана стать тем образцом бронетехники, на который будут возлагаться основные задачи в рамках реализации принятой командованием КМП США доктрины «Оперативный маневр с моря» (Operational Maneuver From The Sea). Одной из главных особенностей EFV является ее способность выполнять высадку на занятый противником берег с десантных кораблей, находящихся на удалении до 37–46 км, совершая плавание при волнении моря до 3–5 баллов, что кардинально меняет саму концепцию и ход проведения морской десантной операции. При этом на берегу данные бронемашины должны заменить американским морским пехотинцам основной боевой танк «Абрамс», который может высаживаться на берег либо на упор (чего американские большие десантные корабли делать не могут в принципе), либо же на малых десантно-высадочных средствах, сильно уязвимых для огня противника, либо же в порту (базе).
Работы по первому прототипу были начаты в декабре 1997 года, в июле 1998-го машина успешно прошла этап «Критического изучения проекта» и в августе 1999-го первый прототип новой ББМ покинул сборочный цех завода (стоимость работ по двум прототипам составила 64 млн. долл.). Машина была передана КМП США в январе 2000 года. Утвержденный план предусматривает поставку заказчику 935 машин в стандартном варианте и еще 78 – в модификации командирской машины. Состояния начальной оперативной готовности планируется достичь не позднее 2010 года (к тому времени у морской пехоты должны быть 13 боевых машин и одна командирская машина). В общей сложности в данной программе занято 323 субподрядчика, роль главного подрядчика выполняет подразделение GD Land Systems Amphibious Systems (г. Вудбридж).
Однако в последние годы программа стала откровенно пробуксовывать – по целому ряду причин, в том числе и неудовлетворенности заказчика результатами войсковых испытаний прототипа. Так, в феврале 2007 года в газете The Washington Post появилась статья, в которой со ссылкой на неназванные источники в КМП США утверждалось, что заказчик «чрезвычайно недоволен характеристиками машины», возмущен возросшей с 8 до 12 млрд. долл. стоимостью программы и даже рассматривает возможность отмены решения о возможности ее серийного производства, а также выдал подрядчику задание представить семь дополнительных прототипов стоимостью по 22 млн. долл. каждый (одновременно МО США приостановило решение о начале сборки опытной партии данных бронемашин). Представители командования КМП США в частности отмечали, что «машина постоянно глохнет после четырех с половиной часов работы, протекает и иногда даже самовольно уклоняется от курса». По новому контракту разработчик обязался изготовить к 2012 году два новых прототипа и одновременно модернизировать все ранее изготовленные машины.
«Рогом изобилия», видимо, станут для своих создателей машины, созданные в рамках программы MRAP или боевой бронированной машины с повышенной защитой от самодельных и других взрывных устройств. Один из последних контрактов по программе, запущенной после чрезвычайно высоких потерь американских военных в Афганистане и Ираке, был подписан с корпорацией «Дженерал Дайнэмикс» и предусматривает поставку 773 боевых машин типа RG-31 Mk5E на общую сумму около 552 млн. долл. А буквально незадолго перед этим компания подписала другой контракт – еще на 624 машины данного типа, таким образом, только корпорация «Дженерал Дайнэмикс» оттянула на себя в рамках данной программы контракты на общую сумму около миллиарда долларов.
В области сухопутных вооружений отличилась в уходящем 2008 году, в хорошем смысле этого слова, и Россия. Началось серийное производство одной из лучших российских разработок – зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1». Причем комплекс, который по большому счету российские оружейники смогли создать только благодаря интересу и деньгам военных ОАЭ, стал на сегодня одной из лучших разработок отечественного оборонно-промышленного комплекса и вызывает неподдельный интерес у многих стран различных регионов мира. Экспортные поставки заказчику из ОАЭ начнутся в следующем году, а в этом комплекс в базовой комплектации получил другой заказчик – в количестве шести машин (одна батарея).