0
8369
Газета Вооружения Интернет-версия

16.01.2009 00:00:00

Прощание с "Черной акулой"

Тэги: вертолет, черная акула, производство


вертолет, черная акула, производство Вертолет Ка-50 "Черная акула".
Фото автора

Накануне Нового года в жизни российской армейской авиации произошло два важных события. Сначала главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил, что государственная комиссия, рассмотревшая результаты испытаний новейших отечественных боевых вертолетов, решила принять на вооружение Военно-воздушных сил две винтокрылые машины – Ми-28Н «Ночной охотник», как его называют в войсках, и Ка-52 «Аллигатор» – улучшенную версию знаменитой «вертушки» Ка-50 «Черная аула». А вскоре генеральный директор Дальневосточного авиационного завода «Прогресс», что находится в городе Арсеньев (Приморский край) и где собирают и «Акулу», и «Аллигатор», объявил о прекращении серийного производства Ка-50.

Вертолет, о котором лет двадцать назад был снят даже приключенческий художественный фильм, видимо, прекращает свое существование и останется только в нескольких экземплярах. По сведениям «НВО», в 334-м центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке сейчас находится восемь таких машин и еще пять – недостроенных – на самом заводе в Арсеньеве. Но теперь их сборка вряд ли будет завершена.

Судьба «Черной акулы», которая некогда вызывала фурор на международных авиасалонах, проявила себя в боях в Афганистане и Чечне, оказалась предрешенной. Почему? Ответ на этот вопрос прост и в то же время сложен. Попробуем разобраться.

НЕВЕЗУЧАЯ МАШИНА

Начнем с того, что разработка ударного вертолета В-80, который потом назовут Ка-50 «Черная акула», началась еще в конце семидесятых годов прошлого века. Этот винтокрыл и должен был, по замыслу его создателей, превосходить по всем параметрам «засветившийся» во Вьетнаме и широко разрекламированный во многих голливудских фильмах знаменитый американский «Апач» АН-64D – лучший зарубежный штурмовой вертолет того времени.

Отечественные специалисты воплотили в своем детище все самые передовые конструкторские идеи тех лет – по оснащению «вертушки» самым мощным вооружением и высокоточной системой наведения. А, кроме того, обеспечили машину высокой скороподъемностью, маневренностью и способностью успешно действовать в условиях высокогорья при максимальных наружных температурах воздуха и умением вести бой с превосходящими силами противника. В том числе и воздушного.

В этом «Акуле» помогали уникальные качества, которыми не обладал ни один другой боевой вертолет мира – соосное расположение винтов, что позволяло машине буквально «висеть» и вращаться, ведя огонь по сторонам, на одном месте в воздухе, повышенная боевая живучесть. Все важнейшие агрегаты винтокрыла были дублированы и защищены легкой броней, которая выдерживала попадание пули калибра до 12,7 мм. «Акула» имела взрывобезопасные топливные баки и катапультное кресло пилота, что позволяло ему при необходимости покинуть подбитую машину. Кроме того, в ее арсенале помимо неуправляемых ракет и скорострельных пулеметов, какие были и есть у знаменитого «крокодила» Ми-24, появились сверхзвуковые ракеты – противотанковые и авиационные (последние – это Р-73, а потом и «Иглы» с тепловой головкой самонаведения).

В 1984 году «Черная акула» выиграла закрытый конкурс, объявленный ЦК КПСС и Советом министров СССР. Она превосходила своего предшественника Ми-24 по всем тактико-техническим характеристикам. По мощи оружия, способности летать днем и ночью в любую погоду, решать самые разнообразные боевые задачи – от разведки противника до нанесения сокрушительных ударов по его бронетехнике и живой силе. Кроме того, Ка-50 мог, как истребитель, сражаться с другими вертолетами.

У «Акулы» было и другое достоинство – управлял машиной, вел бой на ней один пилот, который выполнял обязанности летчика, штурмана и оператора огневых средств. В случае гибели «вертушки» потери были бы по крайней мере в два раза меньше, чем при смертельном поражении любой другой винтокрылой машины. А человек был и остается самой большой ценностью любого боевого комплекса.

Но эта уникальная особенность – пилот, выполняющий массу обязанностей, сыграла с «Акулой» роковую роль. Командование армейской авиации не принимало данной концепции. На боевых вертолетах, что на отечественных, что на зарубежных, утверждали генералы, функции летчика и штурмана-оператора были разъединены. И аргументы конструкторов, что в истребителе летчик решает задачи один за всех, не принимались. Заказчики были непримиримы – одно дело истребитель, которого часто выводят на цель с земли, говорили они, а другое – вертолет, который доложен сам искать себе «добычу». И хотя в начале девяностых годов прошлого века «Черная акула» была запущена в серийное производство на дальневосточном заводе «Прогресс», а в 1995-м принята на вооружение Российской армии, ее противники сделали все, чтобы она не появилась в войсках. Им помог и известный обвал с выделением финансовых средств на производство боевой техники. Ка-50 осталась только для международных авиасалонов, где она, как знают специалисты, поражала военных экспертов своей высочайшей маневренностью и обилием высокоточного вооружения, что могла нести на своих пилонах, и┘ для новых бесконечных испытаний.

Правда, по настоянию специалистов, «Черная акула» все же приняла участие в антитеррористической операции в Чечне. Проявила себя там достаточно хорошо – обнаружила и уничтожила несколько баз боевиков. Но пробыла она на войне недолго. Большие авиационные начальники решили не рисковать – вдруг террористы сумеют сбить легендарную машину, в этом случае политический и психологический резонанс от такой потери будет несоизмерим с боевой эффективностью применения этого вертолета. И «невезучая вертушка» вернулась на свою базу – в Торжок, в 334-й центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации.


Разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор».

РЕИНКАРНАЦИЯ В «АЛЛИГАТОРА»

Борьба с «ветряными мельницами» – с психологической неспособностью отдельных представителей из руководства ВВС и фронтовой авиации принять концепцию «одного летчика на вертолете» утомила создателей «Черной акулы». Они, что называется, пошли на попятную и сделали машину по той же соосной схеме, что и Ка-50, но уже с двумя пилотами, провели своеобразную реинкарнацию «Акулы».

Она стала теперь называться Ка-52 «Аллигатор». Новая машина умеет все тоже самое, что и ее предшественница, но, кроме того, приобрела возможность быть командирской – осуществлять координацию действий ударной вертолетной группировки, искать и распределять между ними обнаруженные и вновь выявленные цели, стала «разведывательным ударным всепогодным вертолетным комплексом, предназначенным для решения широкого круга боевых задач днем и ночью в любое время года».

Штурман-испытатель 929-го Государственного летно-испытательного центра, что расположен в городе Ахтубинске Астраханской области, полковник Владимир Томилин сказал «НВО», что Ка-52 особенно ценна при проведении операций в горах. «Аллигатор» обладает повышенным потолком полета и редкостными маневренными качествами. Кроме того, может успешно дополнить несколько звеньев Ми-28Н, создав боевой комплекс, способный решать любые задачи. И только он может «висеть» на одном месте около 12 часов подряд, «освещая» местность на многие километры вокруг.

По сведениям, которыми располагает «НВО», если Ми-28Н пойдут во фронтовую авиацию, как говорится, напрямую, то камовские машины будут предназначены в основном только для тех подразделений, которые должны выполнять специальные задачи. Не исключено, что и в связке с милевскими.

Поставка первых Ка-52 «Аллигатор» запланирована на 2009 год. Всего до 2012 года, как стало нам известно, планируется закупить 12 таких машин из ста боевых вертолетов, что запланированы на поставку в войска Гособоронзаказом. Конечно, они, как и двенадцать апостолов, погоды в Российской армии не сделают. Но не исключено – действительно помогут сохраниться уникальному КБ имени Камова, сберечь и развить те высокие технологии, что еще есть на дальневосточном авиазаводе «Прогресс». С боевой техникой такое бывает – перестанешь ее делать, а потом не сумеешь возродить никогда.

Примеры известны. Германия и Япония, которым было запрещено после Второй мировой войны заниматься авиацией, только-только научились делать современные многофункциональные истребители, да и то в связке с другими технологически высокоразвитыми странами. Хотя их автомобили одни из самых лучших в мире. Да и боевые вертолеты сегодня умеют делать только отдельные страны. Их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Благодаря «Черной акуле», с которой мы прощаемся и которая будет теперь, видимо, присутствовать только в музее да на авиасалонах, Россия пока в их числе.

P.S. В прошлом году Пентагон отказался от дальнейших закупок вертолетов MH-60S Knighthawk, созданных корпорацией Sikorsky Aircraft. Кроме того, военное ведомство США объявило о сворачивании программы по созданию вертолета нового поколения RAH-66 Comanche, общая стоимость которой составляла 38 млрд. долларов. Американцы экономят на сокращении многообразия своей боевой техники.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Миру нужен сбалансированный энергопереход

Миру нужен сбалансированный энергопереход

Елена Крапчатова

Эксперты поддержали выводы, прозвучавшие в докладе главы «Роснефти» на ПМЭФ-2025

0
613
Власти ожидают проблем в ходе 12 выборных кампаний

Власти ожидают проблем в ходе 12 выборных кампаний

Дарья Гармоненко

В политически сложные регионы отправят общественную мониторинговую группу

0
1050
Минюст подтвердил монополию адвокатов в судах

Минюст подтвердил монополию адвокатов в судах

Иван Родин

Профессиональной корпорации предстоит пережить расширение рядов и усиление госконтроля

0
1223
Зюганов выправляет левый курс КПРФ

Зюганов выправляет левый курс КПРФ

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На XIX съезде партии красные дадут бой белым национал-патриотам

0
1068

Другие новости