Представитель корпорации «Боинг» сообщил 30 июля об успешных полетных испытаниях тактической лазерной пушки, установленной на борту самолета С-130Н. Стрельба квантовым лучом велась по наземным целям на полигоне в штате Нью-Мексико. Однако Пентагон не торопится трубить об успехе. Более того, программа «Воздушный лазер» может остаться без финансирования.
Официальный представитель корпорации «Боинг» Гэри Фитцмайер рассказал, что проверка боевых возможностей химического лазера, а также компьютерной и оптической аппаратуры состоялась еще 13 июля. «Мы поразили цель на земле, – заявил Гэри Фитцмайер. – До этого мы провели много наземных испытаний, чтобы убедиться в надежности системы в целом и конкретно лазера. Нашими целями на земле пока являются автозаправщики, другие машины, узлы связи». По словам Фитцмайера, до конца лета запланировано еще несколько испытаний.
Неизвестны скорость и высота самолета, по какой цели и с каким результатом «отстрелялся» лазер. Было лишь сказано, что «выстрелы» производились через амбразуру диаметром 125 см в дне фюзеляжа. Понятно, что такое большое отверстие необходимо для корректировки прицеливания в течение 10 секунд работы «пушки» во время полета самолета. Представитель «Боинга» также заявил, что тактический лазер можно будет перенастраивать и в зависимости от мощности генерируемого луча оказывать летальное или нелетальное воздействие на человека. Но в перспективе лазер воздушного базирования предназначен для уничтожения баллистических ракет на разгонном участке их траектории полета. То есть это один из важнейших элементов перспективной ПРО США.
Но оптимизм конструкторов «Боинга» наталкивается на скептицизм Пентагона. В апреле нынешнего года министр обороны США Роберт Гейтс, представляя журналистам проект бюджета своего ведомства, отметил, что Пентагон отказался от строительства второго «Боинга», оснащенного боевым лазером. Изначально планировалось заказать семь таких машин. В 2008 году речь уже шла о возможности постройки лишь двух образцов, а сейчас оказалось достаточно одного имеющегося. При этом Роберт Гейтс объяснил: «Мы сохраним уже построенный прототип и переведем этот проект в режим исследовательских и опытно-конструкторских работ. Данный проект столкнулся с существенными технологическими проблемами, и предполагаемая боевая роль такого самолета весьма сомнительна... Наше понимание действия направленного луча все еще находится на рудиментарном уровне. Нам нужно больше поработать над весом оборудования, мощностью лазера, стоимостью, исключить риски, связанные с данной технологией. Мы считаем, что данная технология требует дальнейших исследований и не готова к производству».
Сейчас «Боинг» лихорадочно пытается доказать, что у боевого лазера есть перспективы. Поэтому в течение лета провел целый цикл различных испытаний. В июне его конструкторы на калифорнийском полигоне White sands проверили в действии свою новую лазерную пушку, установленную на шасси бронемашины Avenger. Была испытана способность бортовой аппаратуры и системы наведения отслеживать цели в условиях сложного рельефа. Утверждается, в частности, что система обнаружила три беспилотных летательных аппарата, один из которых был ею сбит на «тактически разумном» расстоянии. Среди аргументов в пользу лазерной пушки – ее малозаметность. Даже при интенсивном применении противник не сможет обнаружить ее местоположение в отличие от ракетных и артиллерийских систем.
«Боинг» придумывает все новые возможности использования лазерных пушек, вплоть до применения в качестве нелетального оружия для разгона демонстраций. Лишь бы сохранить хоть какое-то финансирование. Причина этого – провал проекта «Воздушный лазер».
В 1996 году Пентагон заключил с дочерней фирмой «Боинга» – Boeing Defense and Space Group контракт на 1,1 млрд. долл. на разработку боевого лазера, размещаемого на борту самолета, который был бы способен сбивать баллистические ракеты. Программа получила индекс YAL-1A. Сам проект лазерного орудия назвали «Воздушный лазер» (Airbome Laser), сокращенно ABL.
Поскольку для высокоэнергетического лазерного луча требуется много энергии, а мощную электростанцию в небо не поднимешь, американские конструкторы применили химический лазер на основе переохлажденного жидкого кислорода и металлического йода, генерирующего волну 1,3 мкм. В американской научной и военной прессе он называется Chemical Oxygen Iodine Laser (COIL). Он способен вырабатывать очень узкий, хорошо сфокусированный луч мощностью 1 МВт (мегаватт), мало затухающий в атмосфере. Дальность действия определялась в 400–460 км.
Первоначально предполагалось оснастить лазером самолет-заправщик КС-53А, но его грузоподъемность оказалась недостаточной. Поэтому был использован «Боинг-747-400F» со стартовой массой 340 тонн, из которых 72 тонны могли быть заняты для лазерным оборудованием. Проектировщики хотели разместить в нем 14 модулей по 1 МВт, что в сумме давало 14 МВт. Но к 2003 году не удалось создать достаточно компактные агрегаты, а из тех, что сумели сделать, в «Боинг-747» уместилось только шесть. Уменьшение мощности до 6 МВт тут же сократило дальность действия лазера до 250 км. Запаса жидкого переохлажденного кислорода и мелкодисперсного порошкообразного йода на борту хватало для осуществления 20–40 лазерных «выстрелов».
В 2005 году конструкторы намеревались приступить к летным испытаниям лазерной пушки, а Пентагон собирался заказать семь таких машин. Но затем обнаружились технические трудности, преодолеть которые, видимо, в ближайшем будущем не удастся. При химической реакции кислорода с йодом на каждый ватт электроэнергии вырабатывается 4 ватта энергии тепловой, которую невозможно целиком вывести за пределы самолета. Алюминиевые конструкции фюзеляжа перегреваются, резко теряют прочность, и это чревато катастрофой. Большие проблемы с безопасностью вызывают и емкости с жидким кислородом, утечка которого тоже грозит взрывом и катастрофой.
Не удалось решить проблему точности наведения и слежения за объектом поражения – баллистической ракетой. Не получается пока создать надежную оптическую систему фокусировки луча. При прохождении сквозь линзы и зеркала луч лазера воздействует на них, из-за чего меняются свойства стекла и луч расфокусируется. К этому добавляются различные свойства земной атмосферы, влияющие на лазерный луч, – разная плотность, насыщенность водяным паром, пылью, турбулентность.
«Боинг» всеми силами пытается спасти финансирование. Поэтому периодически будут появляться сообщения об очередных успешных испытаниях лазерной пушки. Но Пентагон, похоже, понял, что в обозримом будущем у боевого лазера как элемента национальной ПРО перспективы нет.