0
2079
Газета Вооружения Интернет-версия

14.08.2009 00:00:00

Девятый МАКС к взлету готов

Тэги: макс, выставка, авиация, космос


макс, выставка, авиация, космос Десятки флагов – в гости на МАКС.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Чем-то вроде национальной российской традиции становится проведение раз в два года (по нечетным) Международного авиационно-космического салона (МАКС) в подмосковном Жуковском. Амбиции достойны великой державы – встать вровень с французским Ле-Бурже или английским Фарнборо, всемирно признанными авторитетами и законодателями мод в сфере выставочно-деловой деятельности. Пусть еще недотягиваем по количеству участников и объемам заключаемых контрактов, но внимание уже привлекаем.

Минпромторг РФ – главный инициатор МАКС-2009 – накануне его открытия 18 августа уже отрапортовал, что готовность к его проведению высокая: «Установлены экспозиционные павильоны, внутри которых сейчас ведется рабочий монтаж». Руководитель министерства Виктор Христенко очень надеется, что «МАКС-2009 повторит успех выставки 2007 года».

НЕИССЯКАЕМЫЙ ОПТИМИЗМ

Хотя очевидно, что не по всем показателям это удасться сделать. Два года назад число российских предприятий-участников зашкаливало за 550, а в этом году их зарегистрировано почти на сотню меньше. Кризис, знаете ли, средства следует экономить. Коснулся он не только неустойчиво функционирующих фирм, но и таких гигантов, как НПО «Энергомаш» (Химки, Московская область), НПО «Молния» и ряда других признанных авторитетов в ракетно-космической отрасли. Не будет среди экспонентов МАКС-2009 и международной компании «Космотрас», осуществляющей запуски космических аппаратов с помощью конверсионных ракет «Днепр» – переоборудованных МБР РС-20 (по западной классификации «Сатана»).

Так что определение МАКСа, как в том числе и космического салона, на сей раз не совсем правомерно.

Тем не менее Виктор Христенко считает, что, несмотря на все трудности, салон удалось подготовить на высоком уровне. «Все это говорит о том, что для российского правительства авиастроение является приоритетной отраслью», – заявил министр. Причем, по его словам, число зарубежных предприятий на МАКС-2009 значительно превысит число отечественных – заявки на участие подали 711 компаний из 34 стран.

В качестве компенсации за провалы экспозиции по космосу в этом году в Жуковском будет демонстрироваться расширенная линейка самолетов. «В частности, посетители смогут увидеть «Сухой Суперджет 100» не только в воздухе, но и осмотреть его изнутри. В том числе на выставке будут представлены новые модели вертолетов и боевой техники», – рассказал накануне открытия выставки глава Минпромторга. По мнению Виктора Христенко, эти модели являются «теми продуктами, с которыми отрасль выйдет из кризиса, поэтому сегодня осуществляется существенная государственная поддержка авиационной отрасли в целом, так как она является локомотивом высокотехнологичных секторов промышленности».

Виктор Христенко заметил, что одновременно продолжается программа сотрудничества с иностранными коллегами, большинство из которых будут представлены на авиасалоне. «Эти корпорации за последние два года существенно расширили сотрудничество с Россией, появилось много совместных проектов. И «Боинг», и «Эйрбас», и «Аления» будут представлены здесь в этом году», – сказал министр.

Ожидается, что в ходе работы салона выполнят демонстрационные полеты 52 аппарата. Об этом сообщил глава, официальный представитель Госкорпорации «Ростехнологии» Дмитрий Шугаев. Об участии заявили, в частности, пилотажные группы из Франции и Италии.

Известно, что в этом году кардинально изменится концепция авиасалона. МАКС-2009 постарается избавиться от разнородной застройки, характерной для предыдущих авиасалонов. Также изменят билетную систему. Спиртное на территории выставки разрешено продавать только в трех ресторанах – что-то похожее на недобросовестную конкуренцию.

ЗАТЕРТЫЕ ВРЕМЕНЕМ ИЗЮМИНКИ

Среди военной авиатехники организаторы МАКС-2009 широко разрекламируют уже известные «тридцать пятые» – МиГ-35 и Су-35.

Первый ≈ многоцелевой российский истребитель поколения «4++». Имеет две модификации ≈ одноместную МиГ-35 и двухместную МиГ-35Д. Машина впервые была представлена публике на международном авиасалоне «Аэро Индия-2007», а позднее – в Жуковском МАКС-2007. МиГ-35 участвует в тендере на поставку ВВС Индии 126 боевых самолетов. Предназначен для решения задач уничтожения средств воздушного нападения противника. Максимальная взлетная масса МиГ-35 по сравнению с МиГ-29 возросла на треть и достигла 23,5 тонны. Фактически из легкого весового класса он перешел в средний.

Су-35 – глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный одноместный истребитель также поколения «4++». Разработка и организация серийного производства этого самолета входит в число приоритетных программ Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Первый полет Су-35 состоялся 19 февраля прошлого года. В октябре в Комсомольске-на-Амуре в воздух поднялась вторая машина, подключение которой к испытаниям позволит ускорить выполнение программы и обеспечить начало серийных поставок истребителя российским и зарубежным заказчикам в 2011 году.


Демонстрационные полеты – самая зрелищная часть МАКСа.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

СЕМИМИЛЬНЫЕ АССИГНОВАНИЯ ДЛЯ АВИАПРОМА

На поддержку российского авиапрома государство только в 2009 году направило, по оценке Виктора Христенко, «гигантскую сумму» – около 80 млрд. руб. В частности, уставный капитал РСК МиГ увеличен благодаря этому на 15 млрд. руб., а на капитализацию Объединенной авиастроительной корпорации выделено 6 млрд. руб.

И вообще за минувшее пятилетие государственное финансирование авиастроения увеличилось многократно. Причем если в 2008 году ассигнования предприятиям авиапрома из федерального бюджета возросли по отношению к 2004 году более чем в 10 раз, то в 2009 году – уже в 20 с лишним раз с учетом мер антикризисного характера, сообщил Виктор Христенко.

По его словам, выделяемые государством средства направлены помимо прочих программ на создание боевого самолета пятого поколения, на разработку модернизированного тяжелого военного транспортника на базе хорошо известного воздушного корабля Ил-76 (проект «476»), а также многоцелевого транспортного российско-индийского самолета.

Кроме того, отметил министр, в 2009 году развернуто конструирование нового пассажирского авиалайнера МС-21, который планируется создать не позже 2016 года. В нынешнем году на эскизное проектирование по данному самолету направлено более 1,5 млрд. руб. В рамках этого проекта планируется разработать 16 новых технологий, связанных с изготовлением так называемого черного крыла, изготовленного из композиционных материалов.

Часть средств господдержки идет на подготовку производства «омоложенной версии» пассажирского самолета Ту-204 – Ту-204СМ.

Накануне выставки в Жуковском звучало немало пропагандистских заявлений из уст высокопоставленных лиц. К этому хору подключился и главком ВВС Александр Зелин: «По своим боевым возможностям новый Су-34 заменяет два Су-24. Ми-28Н по авиационным боевым возможностям превосходит немодернизированный Ми-24 и военно-транспортный Ми-8», – заявил он 11 августа на пресс-конференции. По его словам, особую роль в увеличении боевых и функциональных возможностей авиатехники играют оборудование и вычислительная техника, которая позволяет экипажу оперативно решать расчетно-аналитические задачи.

Зелин также сообщил, что осуществляется разработка гиперзвукового самолета: «Наработки в этой области нами ведутся. Несколько институтов этой проблемой занимаются, но в разработке пока таких аппаратов нет.

БАНКИ ЗАРВАЛИСЬ

Все, казалось бы, хорошо, заботы со стороны правительства достаточно... Вот только банки ставят подножку ОПК, ссылаясь на кризис. Например, говорит генерал-полковник Зелин, «по гособоронзаказу для ВВС полностью сохранена численность заказываемых систем С-400. Она не подверглась урезанию. Поднимался вопрос о создании новых производственных мощностей, которые делали бы эти системы для нужд ВВС, но эта проблема пока не решена из-за проблем с кредитованием предприятий ОПК. Проценты, которые предлагают сегодня банки, очень высоки. Об этом, в частности, говорит и руководство концерна ПВО «Алмаз-Антей».

Бесчисленные совещания и высокие указания существа дела практически не меняют.

АВИАТЕХНОПАРК

Ну а в следующем десятилетии Жуковский станет центром авиастроения. К 2016–2017 годам планируется завершить перевод всех авиастроительных мощностей Москвы в Жуковский – для создания там комплексов Объединенной авиастроительной корпорации. Возведение первоочередных объектов в подмосковном городе должно быть завершено до 2012 года. В 2015 году планируется приступить к активному строительству на присоединяемых к Жуковскому территориях и реконструкции объектов в старой его части. А через 7–8 лет начнется интенсивная концентрация всех ресурсов авиастроительной отрасли на площадке города Жуковский, утверждают специалисты.

Среди первоочередных мероприятий грандиозного проекта – создание штаб-квартиры и инженерного комплекса ОАК, многофункционального комплекса корпорации и выставочного комплекса «Россия».

Предстоит осуществить коренную реконструкцию аэродрома Раменское. Появится государственный научный центр для координации деятельности федеральных научных учреждений, работающих в сфере разработки авиатехники. Планируется также создание объединенного образовательного комплекса Национального центра авиации.

Для развития инновационной составляющей НАЦ будет функционировать технопарк. В него войдут специализированные комплексы с объединением инфраструктур интегрированных предприятий, их кадровых потенциалов, созданием единой бизнес-среды. Каждому отдельному элементу не потребуется формировать собственную инфраструктуру с нуля. Поскольку возникнет единая комплексная инфраструктура для всех участников проекта. Таким образом, по мнению авторов проекта, и достигается синергетический эффект, при котором удастся с минимальными ресурсами решать максимальные задачи.

Фактически в Подмосковье вырастет новый город, а население Жуковского увеличится на 40 тыс. человек.

Надо полагать, к тому времени появится и новая дорога из Москвы с достойной пропускной способностью. А пока посетителей салона МАКС-2009 организаторы предупреждают, что автомобильные пробки неизбежны, и предлагают пользоваться электричками. Все тот же подлый кризис, мол, не позволил реализовать давнишнее обещание устроителей выставки и подготовить первоклассные подъездные пути.

До мирового уровня, видимо, МАКСу еще тянуться долго-предолго, несмотря на планов громадьё.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
455
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
725
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
513
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
294

Другие новости