0
7995
Газета Вооружения Интернет-версия

11.09.2009 00:00:00

Беспилотники: сто лет в воздухе

Вадим Исламов

Об авторе: Вадим Исламов - доктор технических наук.

Тэги: авиация, бпла, история


авиация, бпла, история Тяжелый высотный БПЛА Global Hawk дальнего действия.
Фото Northrop–Grumman

В 1910 году вдохновленный успехами братьев Райт молодой американский военный инженер из Огайо Чарльз Кеттеринг предложил использовать летательные аппараты без человека. Управляемый часовым механизмом самолет в заданном месте должен был сбрасывать крылья и падать как бомба на врага. Обретя поддержку и финансирование армии США, он построил и испытал несколько моделей, получивших названия The Kettering Aerial Torpedo, Kettering Bug.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

В 1933 году в Великобритании был разработан первый беспилотный аппарат многократного применения Queen Bee. Для испытаний использовались три отреставрированных биплана Fairy Queen, которые дистанционно управлялись с морского судна по радио. Два из них потерпели аварию, а третий совершил успешный полет, сделав Великобританию первой страной, создавшей и поставившей на крыло радиоуправляемую воздушную мишень.

На десятки лет опередили свое время немецкие ученые. В мире практически до конца 1980-х годов каждая удачная конструкция беспилотных аппаратов представляла собой реализацию идей построения летающих средств на базе крылатой ракеты «Фау-1» или самолета «Фокке-Вульф» (Fw 189).

Первые беспилотные машины в виде оружия «воздух-поверхность» были использованы американскими Военно-морскими силами (ВМС) во время Второй мировой войны.

В 1944 году ВМС США для нанесения ударов по базам германских подводных лодок пытались использовать дистанционно пилотируемые средства палубного базирования – переоборудованные самолеты B-17.

В ВВС США беспилотные летательные аппараты как управляемые воздушные объекты появились в конце 1940-х годов. Сначала это были обычные самолеты, оборудованные системами дистанционного управления полетом. Использовались они в качестве мишеней для зенитных средств, тренировки расчетов зенитных орудий и подразделений ПВО. Позднее, с 1951 года, начали создаваться специальные радиоуправляемые воздушные мишени и беспилотные самолеты-разведчики.

Заметим, что беспилотная техника появилась в результате построения авиационных моделей и переноса функций пилота на автоматические устройства и приборы. Для обозначения и описания беспилотных летательных аппаратов во многих печатных изданиях и электронных СМИ используются различные терминологические сокращения и аббревиатурные варианты. Нередко авторами текстов, переводов и материалов приводятся сокращения из английского языка – UAV (Unmanned Aerial Vehicle/ Uninhabited Aerial Vehicle) – и русская транскрипция – БЛА (исторически сложившаяся аббревиатура). Чаще всего под UAV и БЛА понимают именно программно и дистанционно управляемые летательные аппараты без разграничения их по признакам и способам управления, хотя в зависимости от методов и систем управления полетом они могут подразделяться на два класса: беспилотные программно пилотируемые летательные аппараты (БПЛА) и дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА). Поскольку практически все созданные в США и других странах беспилотные машины строились с использованием элементов систем программного (автономного) управления, далее будем обозначать их, употребляя аббревиатуры БЛА и БПЛА.

Уникальными для своего времени разработками и массовыми в производстве стали американские БПЛА семейства Firebee («Огненная пчела») компании Teledyne Ryan. В период с 1948 по 1995 год они были представлены различными моделями и модификациями беспилотных самолетов с турбореактивными двигателями: БПЛА-мишени (дозвуковые и сверхзвуковые), разведывательные БПЛА, БПЛА радиоэлектронного противодействия, ударные и многофункциональные БПЛА. Многие аппараты, созданные на базе воздушной мишени BQM-34А Firebee, длительное время состояли на вооружении ВВС, армии и ВМС США.

В корейской войне (1950–1953) для разведки наземных объектов американскими ВВС делались попытки применить беспилотные мишени Firebee с фотографической аппаратурой, а для уничтожения мостов – радиоуправляемые бомбы Tarzan.

В начале 1960-х годов перед ВВС США стояли задачи контроля ракетных испытаний в Советском Союзе и обнаружения позиций советских ракетных комплексов. После того как над территорией СССР были сбиты RB-47 и два самолета-шпиона U2, в США была начата разработка высотного беспилотного разведчика Red Wagon (Model 136). Этот БЛА имел высоко расположенные крылья, малую радиолокационную и инфракрасную заметность.

Во время войны во Вьетнаме (1965–1973) для воздушной разведки и наблюдения американскими ВВС и ВМС успешно применялись средневысотные БПЛА Firebee. Они могли запускаться с земли и с самолета-носителя. В ходе отдельных операций БПЛА стартовали с авианосцев. Ими было совершено около 3400 полетов над хорошо защищенной территорией северного Вьетнама. С ростом потерь американской авиации от наземных ЗРК резко возрос спрос на использование беспилотных самолетов для ведения фото- и радиотехнической разведки с большой высоты. Созданный компанией Teledyne Ryan высотный БПЛА радиотехнической разведки Model 147E передавал на наземный пункт информацию о вьетнамских ЗРК SA-2a (C75) в течение своего полета. Несмотря на то что в одном из вылетов он был сбит, оценка американскими военными результатов его применения была очень высокой, она соизмерялась с полной стоимостью программы разработки этого аппарата. Всего во вьетнамской войне американские БЛА совершили почти 3500 полетов, причем потери составили около 4%. Беспилотники применялись для фоторазведки, обнаружения радиоэлектронных средств и других объектов противника, ретрансляции сигналов, ведения РЭБ и постановки ложных целей для усложнения воздушной обстановки. Но полная программа использования беспилотных систем была окутана тайной настолько, что ее успех, который должен был стимулировать развитие БЛА после окончания войны, остался практически незамеченным руководством США.

Последующие события и технические достижения вызвали существенные изменения в понимании руководством Министерства обороны США роли и места БЛА в системе вооружений. С середины 1980-х годов авиастроительными компаниями США стали разрабатываться и создаваться автоматизированные беспилотные комплексы тактического и оперативно-стратегического назначения.

СОВЕТСКИЙ ОПЫТ

В СССР с 1930 по 1940 год авиаконструктором В.В.Никитиным разрабатывался торпедоносец-планер специального назначения (ПСН-1 и ПСН-2) типа «летающее крыло» в двух вариантах: пилотируемый тренировочно-пристрелочный и беспилотный с полной автоматикой. К началу 1940 года был подготовлен проект летающей торпеды с дальностью полета 100 км и более (скорость полета 700 км/ч). Однако этим разработкам не суждено было воплотиться в реальные конструкции. В 1941 году, перед началом Великой Отечественной войны (1941–1945), в СССР были удачные применения тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 в качестве беспилотных средств для уничтожения мостов. Тем не менее в войне и после нее они практически не использовались.

В 1957 году (23 сентября) Конструкторское бюро А.Н.Туполева получило госзаказ на разработку ядерной сверхзвуковой крылатой ракеты среднего радиуса действия. Первый взлет крылатой модели Ту-121 был осуществлен 25 августа 1960 года, но программа была закрыта в пользу баллистических ракет КБ С.П.Королева. Сотворенная же конструкция нашла применение в качестве мишени и была принята за основу при проектировании и создании сверхзвукового беспилотного самолета Ту-123 «Ястреб» (дальность полета до 4000 км). Впоследствии в КБ А.Н.Туполева разрабатывались ударные БЛА Ту-300 «Коршун», беспилотные самолеты-разведчики (БСР) Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». Они выпускались серийно и стояли на вооружении ВВС СССР. Комплекс с БСР «Рейс» в 1970-х годах поставлялся в некоторые африканские и ближневосточные страны, в том числе в Ирак.

Модернизированные и производимые в 1980-е годы комплексы воздушной разведки ВР-2 с аппаратом «Стриж» для действий в оперативной зоне, ВР-3 с беспилотным самолетом «Рейс» для действий в тактической зоне и «Рейс-Д» (Ту-243) с увеличенной дальностью полета состоят на вооружении ВВС России. Комплекс ВР-3 с БСР «Рейс» имеется также в составе ВВС Украины.

В 1997 году на вооружение российских Сухопутных войск и Воздушно-десантных войск был принят разведывательный комплекс «Строй-П» с беспилотным самолетом «Пчела» (головной разработчик – «НИИ «Кулон»). Этот комплекс использовался в контртеррористической операции объединенной группировки федеральных сил на Северном Кавказе (1999–2000). В рамках программы модернизации комплекса «Строй-П» фирмой «НИИ «Кулон» разработан тактический малогабаритный комплекс разведки и наблюдения поля боя с беспилотным аппаратом «Пчела-1» (новые аппараты «Пчела-1» от базовой модели, разработанной ОКБ имени А.С.Яковлева в 1980-е годы, отличаются измененным составом целевого оборудования). В 2007 году КБ «Луч» завершило работы по созданию беспилотного комплекса артиллерийской разведки «Типчак» для полкового и бригадного звена Сухопутных войск Вооруженных сил РФ (по результатам государственных испытаний комплекс принят на вооружение и с 2008 года поступает в войска).

БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В 1970–1990-е и последующие годы значительный вклад в развитие беспилотной техники внесли израильские военные специалисты, ученые и конструкторы. Так сложилось, что Израиль занимает одно из ведущих мест в мире по созданию и боевому применению беспилотных систем. Проект вооружения израильских ВВС беспилотными аппаратами начался в 1969 году, возглавлял его полковник Одед Эрез, которому помогал подполковник Йоэш (Чато) Цидон, представитель американской компании Teledyne Ryan в Израиле. В дальнейшем во главе проекта стоял Бени Пелед, командующий ВВС Израиля в 1973–1977 годах.

Впервые с острой необходимостью иметь беспилотные летательные аппараты Армия обороны Израиля (АОИ) столкнулась в период ведения «Войны на истощение» (1969–1970). Статические боевые действия шли одновременно на трех фронтах: против Сирии, Иордании, но в первую очередь – против Египта. Тогда резко возрос спрос на аэрофотосъемку наземных объектов, однако ВВС Израиля затруднялись удовлетворять все запросы. Часто объекты съемки были прикрыты мощной системой ПВО. В 1969 году группа израильских офицеров провела эксперименты по установке фотокамер в корпусе коммерческих радиоуправляемых моделей. С их применением были получены фотографии иорданских и египетских позиций. В этих опытах участвовали майор Шабтай Бриль из военной разведки и Шломо Барак из ВВС. Они разработали несколько опытных моделей. Но продолжения данные опыты не получили. Руководство военной разведки требовало БЛА с более высокими тактико-техническими характеристиками, прежде всего с большей дальностью полета, а командование ВВС в тот период по рекомендации группы «закупить БПЛА» готовилось к покупке реактивных беспилотных самолетов в США.

Немного позже сформировалась другая группа, занимавшаяся созданием БЛА для АОИ. В эту группу входили: американский инженер Эл Алис, летчик ВВС Израиля подполковник резерва Йехуда Манор, Эзра Дотан (Бабен) и упоминавшийся выше Шломо Барак. Они создали фирму «Эирмеко» (AIRMECO) и разработали оригинальный малогабаритный БПЛА с двумя двигателями, способный поднимать груз весом 12 кг. Аппарат разбился в первом же испытательном полете с аэродрома Сиркис из-за поломки в одном из двигателей. Но работы продолжились. С помощью Ника Зироли, конструктора управляемых авиамоделей, бывшего одним из первых проектировщиков БПЛА в американской фирме «Филко Форд», был создан новый беспилотный аппарат – Owl. Сотрудники «Эирмеко» пытались заинтересовать в своей разработке крупную компанию Israel Aircraft Industries (IAI – «Израильская авиационная промышленность»), однако та не проявила интереса к созданной «игрушке».

В марте 1970 года делегация ВВС Израиля выехала в США. В конце июля того же года был подписан контракт с американской компанией Teledyne Ryan на разработку разведывательного БПЛА Firebee Model 124I («Мабат») и производство для Израиля 12 таких аппаратов. Уже через 11 месяцев машины были доставлены в Израиль. 1 августа 1971 года была создана особая эскадрилья для их эксплуатации – 200-я, первая эскадрилья БПЛА в ВВС Израиля.

Примечательными разработками и моделями, заказанными ВВС Израиля в США, стали модификации беспилотных самолетов семейства Firebee – разведывательные БПЛА «Мабат» (Model 124I, Model 147SD) и БПЛА-мишени «Шадмит» (Model 232, Model 232B) производства компании Teledyne Ryan, – а также БПЛА-ловушки (ложные цели) для борьбы с ЗРК противника MQM-74A Chukar компании Northrop Grumman, получившие в Израиле название «Тэлем». В 1973 году эти аппараты применялись Израилем во время арабо-израильского конфликта («Войны Судного дня») для наблюдений, разведки наземных объектов и постановки ложных воздушных целей. Беспилотные разведчики «Мабат» совершали аэрофотосъемку дислокаций войск, зенитно-ракетных батарей, аэродромов, проводили разведку объектов перед авиационными ударами и оценку результатов этих ударов. Вскоре после завершения войны 1973 года ВВС Израиля сделали второй заказ на 24 аппарата «Мабат». Приблизительная стоимость БПЛА этого типа с дополнительным оборудованием составляла 4 млн. долл., сам летательный аппарат стоил около 2 млн. долл. Беспилотные самолеты типа «Мабат» и «Тэлем» закупались до 1990 года и использовались в составе ВВС Израиля по 1995 год включительно; мишени «Шадмит» состояли на вооружении ВВС до 2007 года.

Наряду с заказами и закупками беспилотников у фирм-производителей США за несколько лет в Израиле была создана собственная мощная база по проектированию и строительству беспилотных комплексов. Наиболее активной и дальновидной в стратегии БЛА оказалась израильская фирма – изготовитель электроники «Тадиран». Благодаря инициативе своего директора Акивы Меира она в 1974 году купила у AIRMECO права на усовершенствованный БПЛА Owl и с этого момента стала первым промышленным производителем беспилотных аппаратов в Израиле. С 1975 года Израиль перешел к разработке и выпуску собственных БПЛА, первым из которых стал «Саяр» (экспортное наименование Mastiff – «Мастиф») фирмы-производителя «Тадиран». Этот беспилотный самолет был впервые представлен широкой публике в 1978 году; он и его усовершенствованные модели состояли на вооружении военной разведки. По заказу ВВС Израиля компанией IAI были разработаны и созданы аппараты типа Scout («Скаут»), на иврите – «Захаван». Первый боевой вылет БПЛА-шпион «Скаут» выполнил 7 апреля 1982 года в Ливан, после операции «Мир для Галилеи» (ливанская война 1982 года).

ВПЕЧАТЛЯЮЩИЙ УСПЕХ

В 1982 году беспилотные аппараты израильского производства использовались во время боевых действий в долине Бекаа в Ливане. Малоразмерные БПЛА «Мастиф» фирмы «Тадиран» и «Скаут» компании IAI осуществляли разведку сирийских аэродромов, позиций ЗРК и передвижений войск. По информации, получаемой с помощью «Скаута», отвлекающая группа израильской авиации перед ударом главных сил инициировала включение РЛС сирийских ЗРК, по которым наносился удар самонаводящимися противорадиолокационными ракетами. Те средства ПВО, которые не были уничтожены, подавлялись помехами. В печати сообщалось, что во время войны 1982 года наступил звездный час противорадиолокационных средств АОИ. 9 июня в ходе операции «Арцав-19» против ЗРК Сирии в Ливане истребители «Фантом» выпустили по ЗРК около 40 управляемых ракет нового типа – «Стандард» (AGM-78 Standard ARM), одновременно нанесли удар и наземные средства – «Кахлилит» и «Керес». В ходе операции широко применялись и ложные воздушные цели – «Тэлем», «Самсон» и «Далила».

Тогдашний успех израильской авиации был действительно впечатляющим. Система ПВО Сирии в Ливане была разгромлена. Сирия потеряла 86 боевых самолетов и 18 батарей ЗРК. Аналитики отмечали, что в июне 1982 года, во время пятой арабо-израильской войны странная «напасть» вдруг поразила сирийскую систему ПВО. За короткий период было уничтожено большое количество пусковых установок и командных пунктов. И зачастую израильские ракеты попадали прямо в открытые люки наземных машин, что мало укладывалось в теорию вероятности. Приглашенные тогда сирийским руководством из Советского Союза военные специалисты сделали вывод: израильтяне применили новую тактику – сочетание БПЛА с телекамерами на борту и наводящихся с их помощью ракет. Это было первое столь эффектное применение беспилотных самолетов, которым сегодня предсказывают тотальное господство в «небе будущего».

В ноябре 1988 года командование АОИ приняло решение закупить БЛА IAI «Пионер» и станции управления ими. Летательный аппарат был разработан в 1986 году для армии США (так называемый RQ-2 Pioneer) и выпускался в Соединенных Штатах по лицензии фирмой AAI Corporation. Однако вскоре решение изменили и был куплен БПЛА производства IAI Searcher Mk I (на иврите – «Хугла»). Впервые БПЛА «Хугла» был продемонстрирован в середине марта 1989 года. Поставки его ВВС Израиля начались в июле 1992 года; с вооружения он был снят, как и БПЛА «Скаут» («Захаван») в 2005 году. С 1995 года в эскадрильи ВВС и другие подразделения армии Израиля поставлялись такие БПЛА, как: IAI «Серчер-2» (Searcher Mk II; на иврите – «Кохав Лаван»); Hunter производства IAI (они строились в небольших количествах с 1988 по 1995 год); ударный IAI Harpy («Шион»); «Гермес-450С» (Hermes-450S, на иврите – «Зик» или «Хец Плада») производства фирмы «Эльбит» (Elbit Systems); «Херон-1» (Heron-1, на иврите и в IAI – «Махац-1», в ВВС они получили название «Шуваль», причем с августа 2005 года по март 2007 года эксплуатация «Шуваль» велась IAI по принципу PHB, то есть ВВС покупали у фирмы IAI летные часы этих БПЛА).

8 октября 2007 года на авиационной базе Тель-Ноф ВВС Израиля продемонстрировали несколько БПЛА, в том числе два новых: самый маленький аппарат Skylite B («Эфрони») производства компании RAFAEL («Рафаэль», в прошлом – «Тадиран») и самый большой – Heron TP («Эйтан») разработки компании IAI, которая называет его «Махац-2». Таким образом, беспилотные аппараты «Пионер» на вооружение в Израиле так и не поступили. Тем не менее по сей день во многих источниках ошибочно говорится, что система «Пионер» (Pioneer) состояла или состоит на вооружении Армии обороны Израиля.

ВЕСЬ МИР СТРОИТ БПЛА

В 1980–1990-х годах разработкой и производством БЛА стали заниматься многие авиастроительные компании и фирмы не только в США и Израиле, но и в других странах. Отдельные заказы на разработку и поставку БЛА приобрели межгосударственный характер: американские компании поставляли ВВС Израиля беспилотные самолеты «Мабат», «Шадмит» и «Тэлем»; израильская компания IAI заключала контракты и поставляла вооруженным силам США системы Pioneer и Hunter, армиям Шри-Ланки, Тайваня, Таиланда, Индии – аппараты Searcher. Серийному выпуску и заключению контрактов на закупку БЛА, как правило, предшествовали долгосрочные работы по выбору моделей и комплексов с изучением характеристик, результатов испытаний и опыта боевого применения беспилотной техники. Например, в Южно-Африканской Республике компанией Kontron был разработан беспилотный самолет-разведчик Seeker («Сикер») с дальностью полета до 240 км. Боевое крещение он получил во время войны в Анголе в 1986 году. По оценкам западных экспертов, в своем классе это самый дешевый и функциональный аппарат (стоимость 750 тыс. долл.). В последующем компания его модернизировала и стала производить БЛА «Сикер-2» с увеличенной дальностью полета до 400 км. Аппараты Seeker до сих пор состоят на вооружении армии ЮАР. В начале 1998 года компания Kontron заключила контракт с ВВС Алжира на поставку одной системы воздушной разведки на базе БЛА Seeker (сумма контракта 20 млн. долл.). Однако командование сил национальной обороны ЮАР для собственной создаваемой системы обнаружения целей и обеспечения стрельбы артиллерии выбрало более мощный БЛА Vulture компании Advanced Technologies & Engineering.

Вооруженные силы США, Израиля и ЮАР первыми применили БЛА в боевых действиях и оценили их роль и значение. Оборонная промышленность этих стран приобрела богатый опыт в разработке и производстве беспилотных систем. Беспилотная техника заняла определенное место в краткосрочных и долгосрочных программах вооружений различных видов вооруженных сил не только в США, Израиле и ЮАР, но и в других странах – Канаде, Великобритании, Франции, Германии, а также в некоторых государствах Юго-Западной и Юго-Восточной Азии.

В скоротечной войне в зоне Персидского залива (январь–февраль 1991 года) беспилотные аппараты использовались прежде всего как платформы наблюдения и разведки. Военные контингенты США, Англии и Франции развернули и эффективно использовали системы типа Pioneer, Stabile МК3, C 22, CL-289. Противоборствующая сторона – армия Ирака – применяла комплексы Al Yam amah, Makareb-1000, Sahreb-1 и Sahreb-2. В ходе операции «Буря в пустыне» беспилотные тактические разведчики коалиционных сил совершили более 530 вылетов, общий налет составил около 1700 часов. При этом потери исчислялись 28 аппаратами, включая 12, которые были сбиты. Из 40 беспилотников Pioneer, используемых вооруженными силами США, 24 были повреждены, но 18 из них оказались пригодными для ремонта, и только 2 относились к боевым потерям. Низкий уровень потерь от средств ПВО объяснялся экспертами небольшими размерами беспилотного самолета. Кстати, из-за незначительных размеров летающих разведчиков иракская армия сочла тогда, что эти средства не представляют большой угрозы.

Разведывательные БПЛА применялись и в так называемых операциях по поддержанию мира силами ООН в бывшей Югославии. В 1992 году ООН санкционировала использование ВВС НАТО, чтобы обеспечить прикрытие Боснии с воздуха и поддерживать наземные войска, размещенные по всей стране. Для выполнения этой задачи требовалось ведение круглосуточной разведки с применением беспилотной техники. Американские БПЛА совершали полеты над территорией Боснии, Косово, Сербии. Для ведения воздушной разведки на Балканах несколько аппаратов Hunter у Израиля купили ВВС Бельгии и Франции. В 1999 году с целью обеспечения действий войск НАТО и бомбардировок объектов на территории Югославии были задействованы в основном американские БПЛА MQ-1 Predator. Как сообщали СМИ, они совершили не меньше 50 боевых разведывательных вылетов.

В начале XXI века главным регионом боевого применения беспилотных аппаратов снова стал Ближний Восток. В операциях американских вооруженных сил в Афганистане и затем в Ираке средневысотные БПЛА помимо разведки осуществляли лазерное целеуказание средствам поражения, а в отдельных случаях атаковали противника своим бортовым оружием. Армия Израиля широко использовала разведывательные БПЛА с видеоаппаратурой в операциях против соседних арабских стран и движения ХАМАС в палестинском анклаве, прежде всего при бомбардировках и действиях в секторе Газа (2002–2004, 2006–2007, 2008–2009). Ярким примером применения БПЛА стала вторая ливанская война (2006–2007). В этом конфликте БПЛА выполнили 1502 боевых вылета, набрав 16418 летных часов. Для сравнения, пилотируемые боевые самолеты выполнили 10 337 вылетов, но провели в воздухе примерно 12 000 часов, то есть, несмотря на почти семикратное превосходство по количеству самолетовылетов, пилотируемая авиация уступила БПЛА по суммарному времени пребывания в воздухе.

Заметим, что беспилотные аппараты израильского и американского производства имеют вооруженные силы Грузии. В 2008 году при подготовке и реализации планов грузинского руководства по дестабилизации обстановки на Кавказе и конфронтации отношений с Россией они применялись для воздушной разведки территорий Абхазии и Южной Осетии.

В период с 1993 по 2005 год объемы и темпы производства БЛА в основных странах НАТО значительно возросли. Общее количество выпущенных серийно и отдельными партиями беспилотных машин составило 75 310 штук. Численность парка БЛА в Объединенных вооруженных силах НАТО к 2006 году достигла примерно 60 тыс. единиц, из которых около 60% – малоразмерные аппараты.

Лидирующие позиции по разработке и производству беспилотных комплексов среди западных государств занимают США. Сегодня в составе американских вооруженных сил имеется целая гамма беспилотных средств, предназначенных для ведения воздушной разведки в интересах всех звеньев управления – от высшего командования до командира батальона, роты. Многие аппараты могут нести управляемое оружие (бомбы, ракеты), приборы целеуказания и корректировки огня. Наиболее известными являются БПЛА многократного применения Predator и Reaper, самый большой в мире высотный БПЛА Global Hawk, маловысотный аппарат Shadow-200, малоразмерные беспилотные самолеты Raven, Dragon Eye, Desert Hawk и Scan Eagle, беспилотные вертолеты Fire Scout и Sea Scout. Комплексы с беспилотными летательными аппаратами строятся как разведывательно-боевые системы наземного и морского (корабельного) базирования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2274
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2956
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2216
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3927

Другие новости