0
2431
Газета Вооружения Интернет-версия

13.11.2009 00:00:00

Наращивая скорость

Тэги: зпкб, корабль, проект


зпкб, корабль, проект Генеральный директор Зеленодольского проектно-контрукторского бюро Леонид Шарапов возле стенда ЗПКБ на выставке "Интерполитех-2009".
Фото Виктора Мясникова

18 ноября исполняется 60 лет Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро (ЗПКБ), специализирующемуся на создании проектов кораблей, судов и катеров, способных выполнять задачи охраны экономических, заповедных, промысловых зон, перевозки пассажиров, сухих грузов и нефтепродуктов, а также различных судов для путешествий и отдыха на воде. Бюро имеет опыт создания скоростных судов с динамическими принципами поддержания (суда на подводных крыльях, воздушной подушке и с аэродинамической разгрузкой). Это одна из самых передовых проектных организаций судостроительной отрасли России. «НВО» взяло интервью у генерального директора Зеленодольского проектно-конструкторского бюро Леонида Егоровича Шарапова.

– Леонид Егорович, далеко не все читатели знают, где географически расположено ваше бюро...

– Мы находимся в городе Зеленодольске на реке Волга в 40 километрах от Казани – столицы Республики Татарстан. 18 ноября 1949 года министром судостроительной промышленности было подписано решение об образовании Зеленодольского проектно-конструкторского бюро при Зеленодольском судостроительном заводе № 340. И мы получили название ЦКБ-340. В то время на заводе осваивалась серия охотников за подводными лодками проекта 122Б. Этот проект разрабатывало ЦКБ-51 из Горького, и наше бюро было сформировано из части специалистов, переведенных из этого бюро во главе с главным конструктором проекта, и части заводского КБ Зеленодольского судостроительного завода. Образовался комплекс из проектного предприятия и завода, который успешно функционирует уже длительное время. Через несколько лет после образования бюро получило статус самостоятельного центрального проектно-конструкторского бюро и стало работать также с другими судостроительными заводами страны.

– Не смущает, что это довольно далеко от моря?

– Нисколько. Так и задумывалось – расположить в стратегической глубине судостроительный завод и судостроительную конструкторскую организацию. По Волге мы имеем возможность спускать корабли на Каспий, на Черное море, подниматься до Балтики, а с Балтики – на Север. Таким образом, из стратегической глубины мы можем охватить практически любой театр военных действий. Конечно, река накладывает свой отпечаток на технические характеристики продукции – это глубины, это ширина шлюзов, это расстояние от уровня воды до нижней кромки мостов. Все эти факторы мы учитываем. И в каждом проекте разрабатываем условия перевода корабля на тот театр, где он будет служить.

– Вы можете сказать, сколько кораблей разработки вашего бюро было принято на вооружение?

– Всего было построено и сдано свыше 800 кораблей приблизительно по 20 проектам и их модификациям. Из них около 200 поставлено на экспорт. Это в основном противолодочные корабли относительно малого и среднего водоизмещения, строящиеся на внутренних заводах. Кроме Зеленодольского завода, ЗПКБ работало на судостроительные заводы Санкт-Петербурга, Калининграда, Киева, Сретенска, Хабаровска, Керчи, Феодосии и других городов, которые имеют сходные проблемы с транспортировкой готовой продукции в район морей. Кроме транспортировки корабля, нужно обеспечить его испытания и сдачу. Поэтому вместе с заводами-строителями мы обеспечивали испытания и сдачу кораблей наших проектов на Дальнем Востоке, Балтике, Черном и Каспийском морях и даже на Севере.

– Судостроительная отрасль России тяжело пережила 1990-е годы. Как ваше бюро преодолело этот период?

– Это были самые трудные годы в истории бюро. Когда рухнул Советский Союз, на стапелях многих заводов остались серии недостроенных кораблей – в Хабаровске, Зеленодольске, Феодосии, Киеве, Калининграде... Феодосия и Киев оказались за границей, и проблемы достройки, проблемы реализации серии из нашего ведения выпали. Хотя по налаженным прежде связям мы пытались помогать нашим украинским коллегам. В конце концов, в Киеве достроили несколько кораблей для Украины. Кроме того, несколько кораблей остались недостроенными на Зеленодольском заводе имени Горького, в Калининграде, в Хабаровске. На достройку практически потребовалось по 10–15 лет. Но корабли, которые мы создавали, оказались востребованы Военно-морским флотом.

Были времена когда сотрудники ЗПКБ до семи месяцев не получали заработную плату. Когда гособоронзаказ рухнул, бюро перенацелило свои усилия на гражданскую тематику. Занимались проектированием танкеров, различных устройств для газоперекачки и нефтедобычи. Возвращение к военной тематике началось в 2001 году, когда бывший командующим ВМФ адмирал Владимир Куроедов, посетив Зеленодольск, увидел недостроенный корабль. Он ему понравился, и главком обеспечил финансирование его достройки и одновременной модернизацией под требования ХХI века. А мы обеспечили достройку и сдачу. В 2003 году корабль был достроен, получил название «Татарстан» и сейчас успешно эксплуатируется на Каспии, является флагманским кораблем флотилии. Затем в 2005 году было принято решение достроить еще один корабль другого проекта в Калининграде. Первый корабль этой серии «Неустрашимый» был сдан в 1993 году, а второй примерно через 10 лет отстоя на заводе тоже достроен и успешно сдан в нынешнем году. Он участвовал в Международном военно-морском салоне в Петербурге, был там одним из самых посещаемых кораблей. Я бы сказал, что он стал одним из самых знаковых кораблей современного российского флота. Также были достроены корабли в Хабаровске.

Кроме этого, в 2003 году ЗПКБ выиграло конкурс на малый артиллерийский корабль «Буян», который в короткий срок был построен тоже выигравшим конкурс петербургским заводом судостроительной фирмы «Алмаз». Корабль был заложен в январе 2004 года, а в ноябре 2005 года он уже вышел в море. 1 сентября 2006 года был подписан приемный акт, и сейчас он успешно служит на Каспии. К сожалению, дальнейшая серия была заморожена в связи со слабым финансированием.

– Специалистов вам удалось сохранить?

– Основной костяк удалось сберечь, и сейчас у нас средний возраст примерно 48 лет. Новыми кадрами подпитываемся из казанских вузов. Казань – это мощный научный и культурный центр, где расположено много высших технических учебных заведений. В Зеленодольске существуют филиалы четырех вузов Казани, мы заключаем договоры с этими филиалами, оплачиваем обучение наших специалистов и таким образом получаем молодое поколение. Мы приглашаем студентов 3–4-го курса работать на полставки и таким образом их привлекаем к судостроительной профессии. И все-таки одна из самых больших проблем – это проблема образования. Должен сказать, что современное высшее образование отстает от требований времени, и нам приходится переучивать, доучивать студентов. Это общая проблема. Для того чтобы выжить в современных условиях мы очень интенсивно внедряем информационные технологии.

Сейчас ЗПКБ полностью выпускает конструкторскую документацию в электронном виде. С помощью суперсовременных информационных технологий мы первые в стране осваиваем систему AVEVA Marine. Это английская комплексная система автоматического проектирования, которая полностью переворачивает проблему конструирования. Она начинается с создания трехмерной модели корабля и всех его помещений. Когда трехмерная модель создана, все оборудование размещено и увязано, необходимость в разработке рабочих чертежей зачастую уже отпадает. И если техническая база завода-строителя готова воспринять эту модель, то мы ее передаем и можем даже не выпускать рабочие чертежи. К сожалению, в стране единицы заводов, которые могут работать на таком современном уровне.

– С учетом компьютеризации насколько быстрее вы начали проектировать? Сколько времени может понадобиться, чтобы создать проект корабля с нуля?

– Все зависит от степени сложности, степени новизны корабля. Если говорить о корабле, на который уже есть трехмерная модель и надо сделать его модификацию, – относительно несложно. Но если создается принципиально новый корабль, каких еще и в стране нет, то надо начинать с процесса отработки мореходных и ходовых качеств. Кстати, здесь ЗПКБ в отличие от большинства наших коллег во многом опирается на свои силы. Наряду с тем, что мы имеем хорошие творческие связи с санкт-петербургским ЦНИИ им. Крылова, ЦАГИ им. Жуковского, у нас развита и собственная экспериментальная база. У нас есть экспериментальный цех на заводе имени Горького, а на Волге – станция испытания моделей. Есть свой бассейн. Начинаем мы испытания с буксировки моделей в бассейне, затем переходим на открытый водоем. Если это высокоскоростные корабли и суда, движение которых связано с безопасностью, то мы используем радиоуправляемые модели. В этом вопросе у нас большой опыт. Дальше идут буксируемые модели, которые на открытом водоеме буксируются за катером. И, наконец, большие модели, которые управляются водителями. Недалеко от Зеленодольска в Камском устье имеются очень большие просторы шириной до 30 километров, и образуется волна, которая по своим характеристикам близка к океанской. Если нужно проверить мореходность наших принципиально новых моделей, то мы обязательно выходим туда. Поэтому все наши проекты отличаются тем, что мы всегда подтверждаем на натуре заложенные характеристики мореходности и ходкости.

– Можно считать, что вы сейчас загружены работой полностью?

– Да. Сейчас Зеленодольское ПКБ работает на пять заводов страны по шести проектам. В прошлом году мы акционировались, 100% акций принадлежит государству. Они переданы в Объединенную судостроительную корпорацию. По надводному кораблестроению в числе четырех ведущих конструкторских бюро страны мы входим в непосредственное подчинение президенту ОСК.

Сейчас мы занимаемся модернизацией одного из новых проектов в интересах Военно-морского флота, проектированием и техническим сопровождением постройки двух кораблей для Республики Вьетнам на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького. Это очень сложная, ответственная и почетная задача. И мы надеемся, что вместе с заводом ее успешно выполним. Кроме того, мы работаем на ВМФ еще по ряду проектов.

Диапазон наших интересов очень широк: от прогулочных гражданских судов до боевых кораблей водоизмещением 4–5 тысяч тонн. Кроме этого, мы участвуем во многих международных выставках, показываем свою продукцию и ищем иностранных партнеров. В советские времена по нашим проектам было построено 14 эскортных кораблей проекта 1159, которые сейчас эксплуатируются в шести странах мира. И, в частности, из Алжира два корабля сейчас ремонтируются и модернизируются на Северной верфи, ожидается третий. Наша продукция востребована, наши корабли успешно выполняют свои задачи, и поэтому мы надеемся не толькосохранить свой потенциал, но и развиваться дальше.

– Как ЗПКБ намерено отметить свой юбилей?

– Мы решили в эти дни провести конференцию «Современные технологии создания конкурентоспособной морской и речной техники и механизмы их финансирования». Возможность собрать вместе ведущих российских специалистов судостроительной отрасли позволит обсудить важные вопросы, связанные с проектированием, производством, испытанием и эксплуатацией судостроительной техники и систем, обменяться опытом с коллегами из судостроительных предприятий и предприятий смежных отраслей промышленности. Конференция состоится 18–20 ноября в столице Республики Татарстан – Казани. Конференция проводится при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, кабинета министров Республики Татарстан, а также ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

В чем здесь заключается наша мысль? Казань сильна авиационными предприятиями. Есть авиационый и моторостроительный заводы, автомобильные предприятия. И у каждого свои проблемы. И они близки как в авиации, так и в судостроении. Те направления научно-технического прогресса, которые я обозначил, оказывается, такие же и для авиации – переход на трехмерные модели, переход на электронный выпуск документации, компьютерная отработка и т.д. Все очень близко. Есть желание пригласить специалистов и Петербурга, ЦАГИ, ЦИАМ и обсудить дальнейшие шаги в части выхода на мировой уровень. Но, прежде чем это обсуждать, нужно понять, где мы находимся. И что нам надо, чтобы это проделать. Мы сейчас очень интенсивно работаем, чтобы конференция состоялась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1003
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1410
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1727
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1201

Другие новости