На 24 ноября был намечен испытательный пуск ракеты «Булава». Но не состоялся. Теперь, по данным из не очень надежных источников в Минобороны, он ожидается не то в начале, не то в конце декабря.
Между тем 29 октября испытание вообще отменили, ракету сняли с подводной лодки «Дмитрий Донской» и отправили на предприятие-изготовитель. Видимо, опять смежники подвели, поставили некачественные детали и агрегаты. Именно этим объясняли самоподрыв «Булавы» в ходе предыдущего запуска 15 июля. Тогда нештатно сработала первая ступень. Поначалу говорили, что она прогорела, и ракета поэтому сошла с курса. Потом вину переложили на поставщиков, допустивших конструкторско-производственный дефект рулевого агрегата.
Именно июльский провал переполнил чашу терпения руководства страны, Юрий Соломонов, директор Московского института теплотехники, был снят с должности. Но... остался генеральным конструктором МИТа. Так что ожидать каких-то серьезных поправок в конструкции «Булавы» и в методике ее испытаний не приходится. Главная «фишка» этой методики – отказ от первичного цикла тестовых стартов сперва с наземной площадки, потом со специального морского стенда, имитирующего подводную лодку, и только потом уже на ходу с АПЛ.
«Булаву» сразу начали запускать с «Дмитрия Донского». Мнение независимых экспертов никто не слушал. Не слушают и сейчас. При этом лукаво утверждается, что «Булава» прошла весь цикл наземных испытаний, тестирование на наземных стендах и тому подобное. На самом деле, речь идет о проверочных приборных стендах и раздельных испытаниях двигателей.
В советское время морскую ракету запускали с земли, чтобы проверить работу всех систем в «чистом виде» – без влияния качки, ветра, воды и прочих дополнительных факторов. Сейчас это сделать не решаются. Видимо, есть риск, что обнаружатся серьезные конструкторские недоработки. А так, глядишь, постепенно всё как-нибудь выправится.
К наиболее проблемным вопросам конструкции «Булавы» специалисты относят систему управления. Сейчас она проектируется в НПО «Автоматика» (Екатеринбург), которое долгие годы делало подобные системы для морских ракет Государственного ракетного центра (ГРЦ) им. Макеева в Миассе. Но возможности НПО подорвала эта самая «Булава», поскольку с 1998 года, когда было принято решение о передаче проектирования морских ракет МИТу, ГРЦ был лишен заказов, а с ним и НПО «Автоматика». Сделанная для проекта «Барк» система управления была адаптирована для модернизированной ракеты «Синева», на этом работа кончилась. И с «Автоматики» ушли наиболее квалифицированные проектировщики.
Сейчас «Булава» фактически находится на первоначальной стадии разработки, хотя со дня ее начала прошло уже десять лет (раньше с подобными задачами управлялись лет за семь). Проблема усугубляется тем, что все аварии ракеты происходят по разным причинам. То есть едва устраняют одну, как тут же непредсказуемо появляется другая. Это значит, что вся конструкция полностью ненадежна. Результат десятилетних трудов и многомиллиардного финансирования практически нулевой.
Но хуже всего, что еще лет через десять, когда «Булаву» худо-бедно слепят, примут на вооружение и сделают основой «ядерного щита», обнаружится ее полная бессмысленность. Слабосильная «Булава» с общим забрасываемым весом всего в 1150 кг потянет от силы три боеголовки, но без мощных средств преодоления эшелонированной ПРО. А может возникнуть необходимость срочного наращивания количества боезарядов в условиях развернутых средств противодействия потенциального противника. И потребуются тяжелые ракеты, способные забросить две-три тонны груза. Но их в арсеналах не окажется. «Синеву» к тому времени спишут вместе с подводными носителями...
Логично было бы закрыть проект и забыть, как страшный сон. Но у незадавшейся «Булавы» много защитников и лоббистов. Помимо самого МИТа и дружественных ему генералов и адмиралов, есть еще производственники, связанные с изготовлением «Булавы» и другой митовской продукции, авторы проекта атомных подводных лодок «Борей» и судостроители, деятели Роскосмоса и регулировщики финансовых потоков. Они не дадут просто так пропасть проекту и вкладываемым в него миллиардам.
22 декабря в Северодвинске на «Севмаше» в день 70-летия предприятия будет заложена новая стратегическая атомная подводная лодка класса «Борей-А». Как видим, проект получает дальнейшее развитие. И засасывает бюджетные миллиарды, словно космическая «черная дыра».
Зато, по словам гендиректора ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» Владимира Никитина, расположенного в том же Северодвинске, гособоронзаказ на ремонт трех атомных подводных лодок в 2010 году секвестрируется на 30%. Видимо, деньги позарез нужны на строительство безоружных «Бореев».