0
3275
Газета Вооружения Интернет-версия

04.12.2009

Морские беспилотные авиационные системы: сегодня и завтра

Тэги: бпла, вмс, бас


бпла, вмс, бас В воздухе – беспилотник RQ-8A "Файр скаут".
Фото с сайта Минобороны США

Беспилотные летательные аппараты привлекли к себе внимание отечественных СМИ после того, как в весной 2009 года было объявлено о намерении Минобороны России приобрести БПЛА в Израиле. С той поры много говорилось об их большой роли в операциях сухопутных войск и военно-воздушных сил, но не меньшее значение они имеют для боевых действий на морских театрах.

ВИДЫ БПЛА И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

Рассмотрение современного состояния и перспектив развития морских беспилотных авиационных систем (БАС) начнем с их классификации, особенностей эксплуатации и определения той роли, которую отводит им командование военно-морских сил ведущих государств мира.

Морские БПЛА, так же как и их «собратьев» в сухопутных войсках и ВВС, можно условно поделить на три основные группы:

– тактические (ближняя морская зона, незначительно превышающая дальность радиогоризонта, – действие в интересах отдельных кораблей или отрядов боевых кораблей, а также отдельных береговых КП);

– оперативно-тактические или средневысотные большой дальности (действие в интересах отрядов боевых кораблей и корабельных соединений «нестратегического» назначения, патрулирование территориальных вод и районов акватории ближней морской зоны);

– стратегические или высотные сверхбольшой дальности (ведение разведки и наблюдения в интересах объединений и флотов, патрулирование эксклюзивной экономической зоны и удаленных районов морей и океанов, выдача целеуказания комплексам ударного, в том числе стратегического, оружия).

Особенностями эксплуатации БАС являются: чрезвычайно сложные условия старта и посадки (качка, ограниченность размеров стартовой площадки на корабле, вероятность посадки аппарата на воду и пр.), агрессивная внешняя среда, а также сложность обеспечения устойчивой связи и навигации. Последнее – в том числе и по причине сложного рельефа подстилающей поверхности – огромное водное пространство, на котором практически невозможно осуществить привязку (ориентирование), что заставляет полагаться в основном на спутниковую и инерциальную навигационные системы, а в прибрежных районах – еще и на радионавигационные системы.

Преимущественными задачами, которые определяются сегодня и на среднесрочную перспективу для морских БПЛА, являются:

– тактическая разведка и целеуказание комплексам оружия;

– дальняя разведка и наблюдение;

– разведка и подавление систем ПВО противника, а также провоцирование систем наведения противника на включение активных каналов.

В первом случае используются беспилотники корабельного базирования (корабли без ВПП или с вертолетной площадкой), во втором случае – преимущественно БПЛА берегового базирования, а вот разведывательно-ударные беспилотники рассматриваются военно-морскими экспертами для включения в состав корабельных авиакрыльев, базирующихся на авианосцах.

В более отдаленной перспективе, после достижения соответствующих успехов в области развития систем связи и управления и беспилотных авиационных систем в целом, на морские БЛА будут возлагаться и более сложные задачи:

– радиоэлектронная борьба;

– видовая и радиотехническая разведка;

– борьба с надводными (мобильными) целями;

– противовоздушная оборона;

– поиск минных полей и минных банок, а также различных объектов противодесантной обороны противника;

– специальные мероприятия в интересах сил специальных операций и для поддержки действий десантных отрядов;

– поисково-спасательные операции.

Кроме того, на БПЛА предполагается использовать для борьбы с подводными лодками противника, но пока это считается трудноосуществимым по причине малой величины полезной нагрузки у сегодняшних серийных морских беспилотников, недостаточной для размещения на них необходимого набора противолодочных средств обнаружения и поражения. В очень дальней перспективе находится еще и возможность создания беспилотных истребителей корабельного базирования.

КРЫЛО ИЛИ ВИНТ?

Одним из важнейших вопросов, вставших перед разработчиками тактических БПЛА корабельного – не авианосного – базирования, решение которого определяло саму концепцию боевого применения аппаратов данного класса, стал выбор конструктивной схемы беспилотника – самолет или вертолет.

Традиционная, самолетная, схема представлялась более технологически простой, что позволило бы создать БПЛА в более сжатые сроки и снизить возможные риски в ходе эксплуатации. Такие аппараты также имеют большие радиус действия и продолжительность полета, чем беспилотники вертолетного типа. Однако применение этих БПЛА с кораблей затруднено ограниченным пространством носителя – старт беспилотника самолетного типа возможен с ПУ катапультного типа или с рельсовой ПУ при помощи сбрасываемых твердотопливных ускорителей, а его посадка может осуществляться либо при помощи специальных сетей-ловушек или аэрофинишерных устройств, либо же путем прямого приводнения. Все эти способы, как видно, существенным образом ограничивают маневренность корабля и затрудняют одновременное проведение иных операций на его палубе.

Вертолетная схема БПЛА позволяла более органично вписать аппарат на боевой корабль – возможность такого аппарата выполнять взлет и посадку вертикально давала возможность размещать его на кораблях даже малого водоизмещения, упрощала эксплуатацию в процессе его посадки, ускоряя ее, и меньше влияла на маневренность корабля. Однако у такой схемы были и недостатки – сложность самой конструкции и ее высокая уязвимость перед большими нагрузками, связанными с эксплуатацией в морских условиях. Кроме того, у ряда специалистов вызывала опасение вероятность негативного воздействия вибрации, возникающей в полете, на бортовые оптико-электронные системы.

В конечном итоге мнение командования военно-морских сил стран мира по вопросу выбора схемы тактического БПЛА корабельного базирования разделилось. Но ведущий военный флот мира – американский – принял «соломоново решение» и сделал ставку сразу на оба конструктивных типа, причем каждый предназначался для решения наиболее свойственных ему задач. Вместе с тем ВМС США все-таки уделили наибольшее внимание программе беспилотного вертолета. Даже несмотря на то что первый опыт оснащения боевого корабля БПЛА вертолетной схемы – проект SEAMOS разработки EADS – Dornier для немецких корветов – окончился неудачно, после аварии демонстратора программа в 1999 году была закрыта. И все же американцы в январе того же года приступили к работам по программе тактического БПЛА вертикального взлета и посадки. Запрос на предложения от ВМС США был выдан семь месяцев спустя.

Разработчиком будущего «Файр Скаута» стала компания Northrop Grumman, взявшая за основу своего БПЛА легкий вертолет марки «Швайцер» (Schweizer 330 и Schweizer 333). Аппарат в базовом варианте получил газотурбинный двигатель Rolls Royce Allison 250-C20W мощностью 420 л.с., трехлопастный несущий винт диаметром 8,4 м и полозковое шасси, имел максимальную взлетную массу 1160 кг и мог нести полезную нагрузку не менее 90 кг. Первый полет в беспилотном режиме базовая модификация БПЛА выполнила в конце 1999 года (до этого он отлетал в пилотируемом варианте), а 22 июля 2005 года с «Файр Скаута» впервые в истории беспилотных вертолетов был осуществлен успешный пуск боевых ракет – АНР типа Mk66.

На сегодня существуют две модификации беспилотного «скаута».

Это – RQ-8A, созданный по заданию ВМС США. Флоту был нужен вертикально взлетающий и садящийся БПЛА, способный нести полезную нагрузку не менее 90 кг, обладающий дальностью полета не менее 200 км, способный находиться в воздухе не менее 3 часов на высоте до 6000 м. Кроме того, предъявлялось требование обеспечить возможность посадки БПЛА на палубу корабля на ходу при скорости до 29 узлов (около 46 км/ч), а межремонтный ресурс должен был составлять не менее 190 летных часов. Победителем тендера и стал БПЛА вертолетного типа, созданный на базе платформы компании «Швайцер», представлявшей собой трехместный вертолет модели 330SP. Первый полет нового беспилотника, оснащенного двигателем Rolls-Royce Allison 250-C20, состоялся в январе 2000 года, а в январе 2006-го «Файр Скаут» выполнил первую посадку на борт идущего 17-узловым ходом боевого корабля (десантный корабль с доковой камерой LPD-13 «Нэшвилль», типа «Остин»). Проявляют интерес к этому БПЛА и в Корпусе морской пехоты США – в этом случае мобильный пункт управления размещается на базе автомобиля повышенной проходимости «Хаммер», хотя, впрочем, работы по данному проекту сегодня фактически заморожены.

А вот MQ-8B был создан корпорацией Northrop Grumman в инициативном порядке. Он принят сегодня в опытную эксплуатацию сухопутными войсками США. Первый полет БПЛА состоялся 18 декабря 2006 года. В отличие от предыдущего аппарата данная модификация имеет не трехлопастный, а четырехлопастный несущий винт – к тому же и меньшего диаметра, обеспечивая беспилотнику большую на 225 кг максимальную взлетную массу (1430 кг) и, естественно, увеличенную – до 320 кг – полезную нагрузку. MQ-8B также имеет крыло, которое кроме всего прочего используется для подвешивания вооружения, такого как, в частности, ПТУР «Хеллфайр», корректируемые авиабомбы «Вайпер Страйк» или блоки 70-мм НАР. Командование СВ США также высказывает заинтересованность в обеспечении этому «скауту» возможности нести до 90 кг грузов, необходимых для снабжения армейских подразделений (медикаменты, продовольствие, боеприпасы и пр.). Данной моделью также заинтересовалось и командование ВМС США – закуплены восемь таких беспилотников для проведения опытной эксплуатации, в том числе и на борту новейших американских «литоральных боевых кораблей» (LCS).

Впрочем, существует еще и третья схема морского БЛА – это конвертоплан, аккумулирующий в себе основные достоинства самолетной и вертолетной схем и позволяющий минимизировать их недостатки. Первыми успеха в данной области добилась американская же компания Bell Helicopter, разработавшая беспилотный конвертоплан «Игл Ай». Последний – в варианте «Игл Ай» HV-911 – уже включен сегодня в типовой ряд интегрированной системы береговой охраны «Дипуотер» (Deepwater), реализуемой в последнее время командованием Береговой охраны США. Беспилотник имеет поворотные трехлопастные воздушные винты большого диаметра на концах крыла и двухкилевое вертикальное оперение, он оснащен турбовинтовым двигателем Allison 250-C20W мощностью 420 л.с.

Данные БПЛА предназначены для решения достаточно широкого круга задач:

– воздушная разведка с передачей данных в реальном масштабе времени;

– ретрансляция радиосигналов;

– корректировка огня и целеуказание для корабельных огневых средств;

– радиоэлектронное противодействие;

– противолодочная оборона;

– поиск мин;

– доразведка и идентификация целей;

– наблюдение за морскими экономическими зонами и территориальными водами, а также рыборазведка, пресечение контрабанды и экологический мониторинг.

Схема типовой операции предусматривает, по оценкам экспертов, полет в заданную зону на удаление до 200 км от корабля-носителя и двухчасовое патрулирование там с последующим возвращением на корабль. Положительным опытом американской Береговой охраны США заинтересовались уже и в Старом Свете: так, несколько лет назад французская компания Sagem и немецкая Rheinmetall подписали соглашение с американской Bell Helicopter по адаптации БПЛА «Игл Ай» для нужд европейских потребителей и созданию в этих целях комплексов управления наземного и корабельного базирования, новой целевой аппаратуры, систем C4I и даже специальных тренажеров. С другой стороны, еще в 2004 году норвежская компания Simicon объявила о ведущихся ею по заказу Минобороны своей страны работах над созданием беспилотного конвертоплана SRC Mk II максимальной взлетной массой до 200 кг. В состав полезной нагрузки могут включаться ИК- и ТВ-камеры, радар с синтезированной апертурой луча, а пилотажно-навигационный комплекс должен иметь и систему Matol (Maritime Take Off and Landing), обеспечивающую автоматические взлет и посадку БЛА с палубы корабля на ходу.


Пункт управления беспилотными летательными аппаратами.

В СОСТАВЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-УДАРНОЙ СИСТЕМЫ

Важнейшей задачей БПЛА оперативно-тактического и стратегического назначения применительно к военно-морским силам является сбор и передача информации, необходимой для выработки данных целеуказания при боевом применении ударного ракетного оружия и ударных самолетов авианосной авиации. Причем – либо в реальном масштабе времени, либо же с минимальной временной задержкой. Особенно высокая потребность в этом наступает при ведении боевых действий на незнакомом ТВД, учитывая тот факт, что авиационная разведка пока что является более оперативным и эффективным средством сбора развединформации по сравнению с космическими средствами разведки, и более оперативным и менее затратным – по сравнению с пилотируемой разведывательной авиацией корабельного и берегового базирования.

Ярким примером высоких возможностей разведывательных БПЛА в вопросе оперативного обеспечения данных целеуказания самолетам истребительно-бомбардировочной авиации корабельного базирования стали операции ВС США в Афганистане и Ираке. Первый успешный случай такого взаимодействия имел место в ходе вторжения американских войск в Ирак. По обнародованной Пентагоном информации, стратегический БПЛА RQ-4A «Глобал Хок» при помощи бортовой РЛС с синтезированной апертурой луча производства компании Raytheon первично обнаружил, а затем при помощи комбинированной оптико-электронной/инфракрасной системы AAQ-16 и системы электронной разведки LR100 доразведал хорошо замаскированную позицию иракского ракетного комплекса, укрытого под одним из мостов, и не выявленную до того иными средствами разведки.

Координаты выявленной позиции были обработаны бортовой ЭВМ беспилотника и посредством спутниковой системы связи (рабочий диапазон Ku) переданы на наземный КП, с которого данные целеуказания поступили в бортовую ЭВМ находящегося в соответствующем квадрате самолета F/A-18C «Хорнет» ВМС США, вышедшего на цель и уничтожившего ракетную установку имевшимися авиационными средствами поражения. Весь цикл – от первичного обнаружения цели до ее уничтожения – занял тогда всего около 20 минут, но сегодня американцы сократили продолжительность данного цикла – он уже исчисляется минутами, а не десятками минут.

Закономерным следствием такого удачного опыта совместного боевого применения высотных БПЛА и самолетов авианосной авиации – как утверждается, таких эпизодов насчитывается не менее десятка – стало решение командования ВМС США закупить беспилотники типа RQ-4A «Глобал Хок» (аппараты приобретались в рамках производственного контракта ВВС США, но получили обозначение RQ-4 Block 10). Одной из причин этого послужили результаты сравнительного анализа эффективности применения в Персидском заливе «флотских» пилотируемых самолетов-разведчиков, задействовавшихся для наблюдения за обстановкой в воздушном пространстве и на земле (самолеты ДРЛОиУ корабельного базирования типа E-2C «Хокай»), и принадлежащих американским ВВС беспилотников аналогичного назначения. Приоритет был отдан последним, поэтому уже в 2004 году первый «Глобал Хок» пополнил парк авиации ВМС США.

Следующим шагом должно стать обеспечение прямой связи между находящимися в воздухе БПЛА и конкретным самолетом, предназначенным (подходящим) для нанесения ракетно-бомбового удара. Однако здесь существует несколько проблемных вопросов: во-первых, необходимо обеспечить сопряжение работающих в разных диапазонах тактических систем обмена данными (по мнению экспертов, избежать имеющейся «разнокалиберности» можно за счет внедрения систем обмена данными на основе лазерных устройств); а во-вторых, надо сохранить высокую степень избирательности такой разведывательно-ударной системы, что, по мнению ряда технических специалистов и высокопоставленных военных, не позволяет на настоящий момент полностью исключить человека из «контура» рассматриваемой системы (фактически на оператора пока возлагается самая важная задача – анализ полученной БПЛА развединформации, оценка «ценности» или «опасности» каждой конкретной цели и возможного урона для своих сил, а также принятие решения на применение конкретного оружия по конкретному объекту). Понимая всю сложность этих проблем, американцы решили начать «с малого» и приступили к программе интеграции БПЛА типа «Глобал Хок» в контур обмена данными воздушных командных пунктов E-8 JSTARS.

Однако два RQ-4A были закуплены ВМС США для проведения войсковых испытаний и использования в качестве демонстраторов тех возможностей, которыми обладают летательные аппараты данного класса. В серию же пойдет беспилотник, определенный командованием ВМС США победителем в тендере на «морской разведывательный БПЛА» (BAMS – Broad Area Maritime Surveillance). А им стал несколько модернизированный вариант все того же «Глобал Хока», основным назначением которого является ведение разведки и выдача данных целеуказания, а также осуществление наблюдения за территориальными водами и эксклюзивной экономической зоной.

При этом одним из главных требований флота к своему перспективному БПЛА были: обеспечение кругового обзора для бортового радара и других средств разведки и наблюдения; возможность контроля за назначенным районом радиусом 2000 миль с использованием при этом не более трех аппаратов, каждый из которых сможет находиться в «рабочей» зоне не менее 80% своей максимальной продолжительности полета; способность достичь любой назначенной точки патрулирования в течение не более чем 10 часов, а также возможность контроля за БПЛА с наземного или корабельного КП. Кроме того, беспилотник должен иметь способность снижаться на высоту «ниже зоны облаков» – для наблюдения за судоходством с помощью комбинированной оптико-электронной/ИК станции.

Претендентами на достаточно лакомый контракт выступали три компании:

– Northrop Grumman, предложившая на конкурс высотный БЛАRQ-4B Block 20 – модернизированный и более крупный вариант базовой модели «Глобал Хока», RQ-4A. Причем еще до подведения итогов тендера по BAMS компания Northrop Grumman приступила к постройке двух аппаратов модели Block 20, один из которых был выкачен из сборочного цеха 25 августа 2006 года и предназначен для нужд самой компании, а второй мог бы стать первым RQ-4N;

– Boeing, вышедшая на тендер с опционально-пилотируемым аппаратом Gulfstream 500;

– консорциум компаний Lockheed Martin Maritime Systems & Sensors и General Atomics Aeronautical Systems с «оморяченным» вариантом своего БЛА «Предейтор», названным «Маринер» (Mariner).

Предложение Boeing «засыпалось» почти на самом старте, а вариант Lockheed Martin/General Atomics адмиралы «зарубили» уже в ходе изучения конкурсных заявок – предпочтение было отдано БПЛА «Глобал Хок», с разработчиком которого 22 апреля 2008 года заключили соответствующий контракт, даже несмотря на то, что проект с «Маринером» стоил на 33% дешевле (примерно 6 млрд. долл. за весь жизненный цикл). Lockheed Martin подала 8 августа 2008 года протест по данному факту, но Главное бюджетно-контрольное управление США (GAO) признало отказ обоснованным – так же как и причины для него: лучшие характеристики у «Глобал Хока» (на 11,5% большее время нахождения в заданном районе – по этому показателю «ястреб» оказался на 3,4% лучше и предложения Boeing) и опасения командования ВМС США по поводу того, что консорциум Lockheed Martin и General Atomics не сможет «удержаться в рамках заявленной сметы расходов и обеспечить выполнение программы в срок».

«Согласно проведенному ВМС США анализу, компания General Atomics часто допускала факты неэффективной организации производства, системного инжиниринга и системной интеграции», – указывалось в официальном заявлении управления. К тому же очень негативную оценку General Atomics дал руководитель программы БЛА MQ-1C «Скай Уорриор» со стороны ее заказчика – СВ США.

«Маринеру» не помогло даже то, что именно его предшественник – БПЛА «Предейтор» – участвовал в первом успешном эксперименте по установлению связи с боевым кораблем и передаче на корабельный КП развединформации в реальном масштабе времени. Такое учение состоялось в полигоне ВМС недалеко от побережья Калифорнии в июне 1996 года, в нем принимали участие БПЛА «Предейтор» и многоцелевая атомная субмарина «Чикаго» типа «Лос-Анджелес», находившаяся в подводном положении. В ходе же следующего эксперимента, проводившегося совместно General Atomics и ВМС США около острова Сан-Клемент недалеко от побережья Калифорнии в конце 1997 года, была успешно продемонстрирована возможность эффективного управления действиями разведывательного БЛА и безопасной передачи на корабль фото- и видеоданных. На этот раз в эксперименте участвовал предшественник «Предейтора» – беспилотный ЛА GNAT-750: он выполнил шесть полетов общей продолжительностью 50 часов, передавая с высот до 11 000 футов развединформацию в контур тактической системы информации универсального десантного вертолетоносца «Тарава». Причем «беспилотник» поднимался в воздух под управлением наземного КП на о. Сан-Клемент, а затем управление передавалось на пункт управления на борту «Таравы».

Таким образом, ответ GAO окончательно закрепил за Northrop Grumman статус главного подрядчика по программе BAMS, в состав БРЭО которого предположительно войдут многофункциональная РЛС (производства Northrop Grumman, проходила испытания на борту летной лаборатории Р-3 «Орион»), комбинированная оптико-электронная/ИК система «Найтхантер» II (также Northrop Grumman, опробована на самолете WB-57) и система связи/обмена данными, проходившая «обкатку» на модифицированном самолете Gulfstream II. По утверждению Эдда Уолби из подразделения Northrop Grumman, занимающегося «беспилотниками», новая БРЛС RQ-4N аналогична по возможностям радару самолета-шпиона U-2: «с ее помощью вы можете осуществлять обзор в широкой полосе охвата, вы можете вести наблюдение в определенной полосе, а также выполнять «точечную» разведку». Объявленная стоимость фазы проектирования составляет 2,3 млрд. долл., а серийного производства – до 4 млрд. долл. Ожидается, что первый RQ-4N поднимется в воздух в 2011 году, состояния «начальной оперативной готовности» морские беспилотники должны достичь к 2013 году, тогда как первое из пяти запланированных подразделений должно начать патрулирование в 2014–2015 годах.

Положительный опыт ВМС США по использованию высотного, стратегического БПЛА «Глобал Хок» явился катализатором в процессе разработки аналогичных программ и в других странах. Так, например, уже весной 2004 года концерн EADS предложил разработать на базе БЛА RQ-4B «Глобал Хок» европейский морской вариант – «Евро Хок», основным предназначением которого стало бы осуществление патрулирования морских и океанских акваторий. Беспилотник планировалось оснастить перспективным радаром кругового обзора с синтезированной апертурой луча, который специалисты EADS обещали создать в течение двух лет – в том случае если проект получит одобрение и поддержку правительства Германии.

Однако европейцы пересмотрели свой подход к решению данной проблемы – итогом стала программа разработки высотного БПЛА «Таларион», полноразмерный макет которого был впервые продемонстрирован на парижском аэрокосмическом салоне в июне 2009 года. Его предполагается оснастить модульной многофункциональной системой разведки и наблюдения, первый полет запланирован на 2013 год, а начало серийных испытаний – на 2015-й.

Другие типы морских БПЛА заслуживают отдельного обстоятельного разговора.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Капитанов американских эсминцев будут судить за убийство моряков

Капитанов американских эсминцев будут судить за убийство моряков

НГ-Online

Офицеров обвинили в создании угрозы для боевых кораблей

0
1410
Верховная рада отказалась признать ЛНР и ДНР террористами

Верховная рада отказалась признать ЛНР и ДНР террористами

Татьяна Ивженко

Рассмотрение закона о стратегии действий в Донбассе превратилось в поиски внутренних врагов

0
1951
Украина: Спасение "своих" или легализация "чужих"

Украина: Спасение "своих" или легализация "чужих"

Татьяна Ивженко

Готовится второй этап обмена пленными

0
2011
США возрождают антикорейскую коалицию

США возрождают антикорейскую коалицию

Владимир Скосырев

Флот Канады уже готов перехватывать суда КНДР в открытом море

0
1363

Другие новости

Загрузка...
24smi.org