0
2475
Газета Вооружения Интернет-версия

30.04.2010

Многоразовый аэрокосмический корсар Х-37

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад - историк

Тэги: орбита, х37в, космоплан


орбита, х-37в, космоплан Советский авиакосмолет "Спираль" – он мог бы взлететь задолго до Х-37В.
Фото из архива автора

В четверг, 22 апреля, с космодрома на мысе Канаверал ракетоносителем «Атлас-V» был выведен на орбиту космический аппарат нового поколения Х-37В. Запуск прошел успешно. Вот, собственно, и все, что ВВС США довели до сведения СМИ.

Замечу, что и до этого информация по этому сверхсекретному проекту была весьма скудна. Так, до сих пор точно неизвестны даже весогабаритные характеристики аппарата. Вес этого мини-шаттла оценивается в 5 тонн, длина примерно 10 м, размах крыла порядка 5 м. На орбите Х-37В может пробыть до 9 месяцев.

Штатная посадка самолетным способом запланирована на авиабазе Ванденберг, но к приему космоплана готовятся на резервной ВПП на авиабазе Эндрюс, недалеко от Вашингтона.

Разработка аппарата Х-37 была начата НАСА еще в 1999 году, а сейчас всеми работами по космоплану занимается секретное подразделение ВВС. Главным разработчиком и производителем аппарата стала корпорация «Боинг». По сведениям СМИ, инженеры фирмы создали для Х-37 специальное новое теплозащитное покрытие. Любопытно, что «Атлас-V» штатно оснащается двигателями российского производства РД-190 с тягой 390 тонн.

С мая 2000 года в НАСА проходил испытания X-37. Размеры макета, который получил название X-40A, составляли 85% от размеров X-37.

Со 2 сентября 2004 года испытывался уже полноразмерный макет Х-37А. Макет десятки раз сбрасывался с самолета и производил посадку на ВПП. Однако 7 апреля 2006 года при посадке Х-37 сошел с полосы и зарылся носом в грунт, получив серьезные повреждения.

Вот пока все, что известно СМИ. За кадром осталось многое – в том числе и то, что Х-37 явился своеобразной вершиной длившейся много десятилетий разработки воздушно-космических аппаратов, пусть в большинстве так и остававшихся в чертежах.

НЕ ВЗЛЕТЕВШИЙ «ДАЙНА СОР»

Разработка первого космоплана США началась 10 октября 1957 года, спустя неделю после запуска первого советского спутника. Аппарат получил название «Дайна Сор» (Dyna-Soar, от Dynamic Soaring – «Разгон и планирование»). Работами по «Дайна Сор» занималась все та же фирма «Боинг» в сотрудничестве с фирмой «Воут». Габариты ракетоплана Х-20 «Дайна Сор» в последнем варианте составляли: длина – 10,77 м; диаметр корпуса – 1,6 м; размах крыла – 6,22 м; максимальный вес аппарата без нагрузки – 5165 кг.

На борту космоплана должны были находиться два астронавта и 454 кг полезной нагрузки. Как видим, по весогабаритным характеристиками «Дайна Сор» был близок к Х-37В. Вывод на орбиту Х-20 должен был производиться с помощью ракеты «Титан-IIIС». Главной задачей Х-20 должно было стать ведение разведки.

В ноябре 1963 года был предложен проект спутника-перехватчика, способного действовать как на низких, так и на высоких орбитах, способный совершать полет продолжительностью до 14 суток с экипажем из двух человек и перехватывать спутники на высотах до 1850 км. Первый полет перехватчика был запланирован на сентябрь 1967 года.

Однако в середине 1963 года в Министерстве обороны США возобладало мнение, что постоянно действующая военная космическая станция, обслуживаемая модифицированными космическими кораблями «Джемини», гораздо эффективнее ракетоплана Х-20. 10 декабре 1963 года министр обороны Макнамара отменил финансирование программы «Дайна Сор» в пользу программы создания орбитальной станции MOL (Manned Orbiting Laboratory – «Пилотируемая орбитальная лаборатория»). Всего на программу «Дайна Сор» было истрачено 410 млн. долл.

«СПИРАЛЬ» В МУЗЕЕ

В СССР первый проект планирующего космического аппарата – ракетоплана для спуска с орбиты и посадки на Землю был разработан в ОКБ-256 и утвержден его главным конструктором Павлом Владимировичем Цыбиным 17 мая 1959 года.

Согласно проекту, ракетоплан с космонавтом на борту должен был выводиться на круговую орбиту высотой 300 км, как и космический корабль «Восток», ракетой-носителем 8К72. После суточного орбитального полета аппарат должен был сойти с орбиты и возвратиться на Землю, планируя в плотных слоях атмосферы. В начале спуска в зоне интенсивного теплового нагрева аппарат использовал подъемную силу несущего корпуса оригинальной формы, а потом, снизив скорость до 500–600 м/с, с высоты 20 км планировал с помощью раскрывающихся крыльев, первоначально сложенных «за спиной».

Посадку предполагалось выполнить на специальную грунтовую площадку с использованием шасси велосипедного типа.

Однако, как и американские коллеги, наши военные признали эту идею малоперспективной. 1 октября 1959 года ОКБ-256 было расформировано, все его сотрудники «добровольно-принудительно» переведены в ОКБ-23 к Мясищеву в Фили, а помещения КБ и завода № 256 в Подберезье отдали КБ Микояна.

Следует заметить, что Мясищев в инициативном порядке еще в 1956 году приступил к проектированию гиперзвукового орбитального ракетоплана с планирующим спуском, горизонтальной посадкой (по-самолетному) и практически неограниченной круговой орбитальной дальностью полета.

Пилотируемый ракетоплан, получивший название «изделие 46», в первую очередь предназначался для использования в качестве стратегического разведчика, а уже во вторую – как бомбардировщик, достигающий любой точки земной поверхности, а также в качестве истребителя ракет и боевых спутников вероятного противника.

Но и КБ Мясищева вскоре разделило судьбу КБ Цыбина. По указанию лично .Хрущева постановлением Совмина от 3 октября 1960 года ОКБ-23 было передано Владимиру Николаевичу Челомею и стало филиалом ОКБ-62. Сам Мясищев ушел в ЦАГИ.

Проектированием ракетопланов.Челомей в инициативном порядке занялся еще в 1959 году. Ведущий конструктор ОКБ-52 и участник этих событий Владимир Поляченко писал: «В июле 1959 года уже была в разработке КБР-12000, крылато-баллистическая ракета уже не зенитного типа, с дальностью полета 12 000 км, с максимальной скоростью 6300 м/с... Это была трехступенчатая ракета с массой 1-й ступени 85 т. Рассматривали и выход на орбиту. Вот запись от 10 июля 1959 года: «КБР, выход на орбиту: стартовый вес 107 т вместо 85 т у КБР-12000». Число ступеней у этой баллистической ракеты, которая должна была выйти на орбиту, было 4. В это время у нас появляется термин «ракетоплан». Ракетоплан был на ЖРД, стартовая масса была 120 т, первый его проект – с планированием, число ступеней – 4, двигатели – ЖРД и пороховые ракетные двигатели».

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 мая 1960 года в ОКБ-52 был разработан эскизный проект ракетоплана в двух вариантах: беспилотном (Р1) и пилотируемом (Р2). Крылатый пилотируемый космический корабль предназначался для перехвата, осмотра и разрушения американских спутников на высотах до 290 км. Экипаж составлял два человека, продолжительность полета – 24 часа. Полный вес ракетоплана должна была составлять от 10–12 т, дальность планирования во время возвращения 2500–3000 км. В этих работах принимали участие специалисты бывших ОКБ-256 Цыбина и ОКБ-23 Мясищева, которое с октября 1960 года подчинили Челомею.

В качестве промежуточного этапа в разработке ракетоплана Челомей решил создать экспериментальный аппарат МП-1 весом 1,75 т и длиной 1,8 м. Аэродинамическая компоновка МП-1 была выполнена по схеме «контейнер – задний тормозной зонт».

27 декабря 1961 года аппарат МП-1 был запущен с полигона ВВС Владимировка (недалеко от Капустина Яра) с помощью модифицированной ракеты Р-12 в район озера Балхаш.

На высоте около 200 км МП-1 отделился от носителя и с помощью бортовых двигателей поднялся на высоту 405 км, после чего начал спуск на Землю. В атмосферу он вошел в 1760 км от места старта со скоростью 3,8 км/с (14 400 км/ч) и приземлился с помощью парашюта.

В 1964 году Челомей представил ВВС проект 6,3-т беспилотного ракетоплана Р-1, оснащенного М-образным складным (средняя часть вверх, концы вниз) крылом переменной стреловидности и его пилотируемого варианта Р-2 весом 7–8 т.

Уход Хрущева радикально изменил расклад сил в отечественной космической отрасли. 19 октября 1964 года Челомею позвонил главком ВВС маршал Вершинин и сообщил, что, подчиняясь приказу, вынужден передать все материалы по ракетопланам в ОКБ-155 Артема Ивановича Микояна.

И вот, согласно приказу министра авиационной промышленности № 184сс от 30 июля 1965 года ОКБ-155 Микояна было поручено проектирование воздушно-космической системы «Спираль» или «темы 50–50» (позднее – «105–205»). Цифра «50» символизировала приближающуюся 50-ю годовщину Октябрьской революции, когда должны были состояться первые дозвуковые испытания.

Возглавил работы по «Спирали» в ОКБ заместитель генерального конструктора Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Был разработан аванпроект системы, утвержденный Микояном 29 июня 1966 года. Основная цель программы заключалась в создании пилотируемого орбитального самолета для выполнения прикладных задач в космосе и обеспечения регулярных перевозок по маршруту Земля–орбита–Земля.

Система «Спираль» с расчетным весом 115 т состояла из многоразового гиперзвукового самолета-носителя (ГСР; «изделие 50–50»/изд. 205), несущего на себе орбитальную ступень, состоящую собственно из многоразового орбитального самолета (ОС; «изделие 50»/изд.105) и одноразового двухступенчатого ракетного ускорителя.

Самолет-носитель весом 52 т оснащался четырьмя водородными воздушно-реактивными двигателями (на первом этапе – серийными РД-39-300). Он взлетал с помощью разгонной тележки с любого аэродрома и разгонял связку до гиперзвуковой скорости, соответствующей М = 6 (на первом этапе М = 4). Разделение ступеней происходило на высоте 28–30 км (на первом этапе 22–24 км), после чего самолет-носитель возвращался на аэродром.

Одноместный орбитальный самолет длиной 8 м и весом 10 т предназначался для вывода на околоземную орбиту высотой около 130 км грузов весом 0,7–2 т. Самолет выполнен по схеме «несущий корпус» треугольной формы в плане. Он имел стреловидные консоли крыла, которые при выведении и в начальной фазе спуска с орбиты были подняты до 450 от вертикали, а при планировании начиная с высоты 50–55 км, поворачивались до 950 от вертикали. Размах крыла в этом случае составлял 7,4 м.

Увы, в конце 1978 года министр обороны СССР Дмитрий Устинов заявил, что «двух программ мы не потянем», и закрыл тему «Спираль» в пользу «Бурана». А самолет-аналог «150.11» позже отправили в Музей ВВС в Монино.

Параллельно космическими ракетопланами занимался и Андрей Николапевич Туполев. В 1950-е годы Андрей Николаевич внимательно следил за успехами в создании управляемых ракет и космических аппаратов и в конце 1950-х годов создал внутри своего ОКБ-156 отдел «К», занимавшийся проектированием летательных аппаратов. Возглавил этот перспективный отдел сын генерального конструктора Алексей Андреевич Туполев.

В 1958 году в отделе «К» начались исследовательские работы по программе создания ударного беспилотного планирующего самолета «ДП» (дальний планирующий). Ракетоплан «ДП» должен был представлять последнюю ступень, оснащенную мощной термоядерной боевой частью. В качестве ракеты-носителя рассматривались модификации боевых баллистических ракет среднего радиуса действия типа Р-5 и Р-12, рассматривался и вариант собственной разработки ракеты-носителя.

Однако по разным причинам космопланы Туполева не вышли из стадии проектирования. Последний проект воздушно-космического самолета Ту-2000 был создан в 1988 году.

ИДЕАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ОРБИТАЛЬНОГО ФЛИБУСТЬЕРА

Но мы слишком увлеклись историей и забыли о самом главном – какие функции должен выполнять Х-37В в космосе. Разумеется, первый образец может ограничиться проверкой бортовой аппаратуры и проведением ряда научно-исследовательских программ. А вот последующие? Согласно официальной версии, Х-37В будет использоваться для доставки на орбиту различных грузов. Увы, доставка грузов с помощью существующих одноразовых ракетоносителей гораздо дешевле.

А может, Х-37В будет использоваться для разведывательных целей, то есть в качестве спутника-шпиона? Но какие преимущества он будет иметь перед существующими американскими разведывательными спутниками, которые за время своего существования отправляют на землю по несколько капсул с добытыми разведывательными материалами?

И уж совсем несерьезным является предположение, что Х-37В будет использован для поражения наземных целей неядерным оружием. Якобы он может поразить любую цель на земном шаре в течение двух часов с момента отдачи приказа. Ну, во-первых, это чисто технически нереально с точки зрения законов физики, а во-вторых, любая точка во взрывоопасных районах планеты и так может быть легко поражена американскими самолетами или крылатыми ракетами, что гораздо более дешево.

Куда более интересна информация, просочившаяся в СМИ в 2006 году, о том, что Х-37 должен стать базой для создания космического перехватчика. Космический перехватчик KEASat должен обеспечить выведение из строя космических аппаратов противника кинетическим воздействием (повреждение антенных систем, прекращение функционирования спутника). Ракетоплан-перехватчик Х-37 должен иметь следующие данные: длина – 8,38 м, размах крыла – 4,57 м, высота – 2,76 м. Вес – 5,4 т. Двигатель жидкостный типа «Рокетдайн» AR2-3 с тягой 31 кт.

Кроме того, KEASat может проводить инспекции «подозрительных» спутников.

31 августа 2006 года президентом США был одобрен документ под названием «Национальная космическая политика США 2006 года».

Этот документ пришел на смену Национальной космической политике, одобренной 14 сентября 1996 года президентом Клинтоном в директиве /NSC-49/NSTC-8, и внес в нее существенные изменения. Ключевой особенностью Национальной космической политики 2006 года является закрепление в ней положений, открывающих возможности для милитаризации космоса и провозглашающих право США частично распространить национальный суверенитет на космическое пространство.

Согласно этому документу, США будут: охранять свои права, свою инфраструктуру и свободу действий в космосе; убеждать или принуждать другие страны воздерживаться от нарушения этих прав или от создания инфраструктуры, способной воспрепятствовать реализации этих прав; принимать меры, необходимые для защиты своей космической инфраструктуры; отвечать на вмешательство; и, если понадобится, отказывать противникам в праве на использование космической инфраструктуры в целях, враждебных национальным интересам США.

Фактически США в одностороннем порядке присвоили себе право контролировать иностранные космические аппараты или даже уничтожать их, если они сочтут, что те потенциально могут угрожать безопасности США.

Когда за океаном создают очередное супероружие, у нас раздаются голоса: «А мы? Чем мы можем ответить?» Увы, в данном случае ничем. Так, на космический аппарат МАКС, разрабатываемый ОАО «НПО Молния» с 1988 года, уже потрачено свыше 1,5 млн. долл., а он так и не вышел из стадии эскизного проектирования. Но и особо стенать по поводу Х-37В не вижу оснований. На любую попытку «инспекции» или уничтожения нашего спутника Россия может ответить асимметричными мерами, причем их вариантов могут быть десятки. Остается надеяться, что правительство РФ будет достаточно резко реагировать на попытки инспекции спутников «плохих парней». Сегодня – северокорейский спутник, завтра – иранский, а послезавтра – и российский. И прежде всего Россия должна вспомнить, что существует международное космическое право, и напомнить некоторым, что оно или есть для всех, или его нет ни для кого. И следом за неприятностями с российскими или иранскими спутниками могут произойти досадные случайности и с американскими.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Другие новости

Читайте также


В США частные компании готовы к прорыву в космос

В США частные компании готовы к прорыву в космос

0
1046
NASA нашло «извозчика» для своих астронавтов и собралось заняться Марсом

NASA нашло «извозчика» для своих астронавтов и собралось заняться Марсом

Роман Смирнов

Америка меняет «Союзы» на корабли частных авиакосмических компаний

0
14858