0
1770
Газета Вооружения Интернет-версия

04.06.2010 00:00:00

ГЛОНАСС для всех нас

Тэги: форум, глонасс, выставка


форум, глонасс, выставка Выставка НАВИТЕХ-ЭКСПО-2010 – настоящие технологии ХХI века.
Фото автора

В Москве 1–2 июня в Экспоцентре на Красной Пресне проходил IV Международный форум по спутниковой навигации. Одновременно в том же 7-м павильоне была развернута выставка НАВИТЕХ-ЭКСПО-2010. Форум показал, что в российской системе глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС заинтересован весь мир. А выставка продемонстрировала рывок, который совершила наша промышленность в деле разработки наземной аппаратуры пользователя и ее применении.

СИСТЕМА УЖЕ РАБОТАЕТ

По предварительным данным, в работе форума приняли участие более 350 российских и зарубежных компаний, а общее количество делегатов приблизилось к 1000 человек. Работа шла в семи секциях. Впервые принимали участие в форуме официальные делегации Украины и Казахстана. По уже установившейся традиции выступили представители ООН и НАСА.

Открывая форум, глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов привел такую статистику: «В настоящее время навигационной аппаратурой оснащены 20% воздушных судов, 30% – морских и речных судов, 63% – автотранспорта». Имеется в виду ведомственный транспорт. Сейчас стоит задача в 2011 году оснастить навигационной аппаратурой ГЛОНАСС 100% ведомственных транспортных средств.

Еще два-три года назад подобные спутниковые системы воспринимались как экзотика, а сейчас они стремительно входят во все сферы экономики и жизни. По словам Анатолия Перминова, разработано 33 образца наземной аппаратуры пользователя (НАП) и систем, а также 38 образов для спецпотребителей, то есть для Минобороны и других силовых ведомств.

Наглядным подтверждением этого стала выставка навигационных технологий. Буквально пару лет назад показывать по большому счету было нечего, а сейчас несколько десятков предприятий представили на стендах изделия и разработки во всех областях применения спутникового навигационного сигнала – картографировании, диспетчеризации, контроле транспорта и грузов, охранных систем, спасательных работ, геопространственном мониторинге, кадастровых работах. Cписок отраслей, где находит применение спутниковая навигация, постоянно расширяется.

На 1 июня в составе орбитальной группировки системы ГЛОНАСС насчитывается 23 космических аппарата, из них 21 используется по целевому назначению, два находятся в группе орбитального резерва. Для того чтобы навигационный сигнал покрывал всю территорию России, необходимо как минимум 18 работающих космических аппаратов, 24 – в глобальном масштабе. До конца 2010 года будет запущено еще шесть аппаратов ГЛОНАСС-М, которые должны обеспечить бесперебойное покрытие навигационным сигналом всей поверхности планеты. Кроме того, предполагается запустить один аппарат ГЛОНАСС с улучшенными характеристиками и сроком работы на орбите 7–10 лет. В дальнейшем вся орбитальная группировка ГЛОНАСС должна будет состоять из подобных спутников.

Впервые за пределами России в Южном полушарии Земли на антарктической станции «Беллинсгаузен» на острове Кинг Джордж (Ватерлоо) установлена цифровая станция дифференциальной коррекции орбит спутников отечественной навигационной системы ГЛОНАСС. Аппаратура станции позволит корректировать орбиты навигационных спутников. Таким образом будет повышена точность сигнала спутников. В конце 2009 года точность навигации на территории России составляла около 10 м. Сейчас точность навигационного сигнала ГЛОНАСС возросла до 6 м. К концу года она составит 5,5 м. Но уже с 2011 года каждый космический аппарат будет наблюдаться двумя-тремя наземными станциями, и это позволит приблизиться к точности американской системы GPS – 2,8 м.

Россия, несмотря на кризис, профинансировала программы, связанные с ГЛОНАСС, в полном объеме. Это, а также принятые в последние три года правительственные решения и законодательно-правовые акты позволили выйти на этап полномасштабного развертывания спутниковой навигационной системы. В 2011 году можно будет с чистой совестью сказать, что в мире действуют две системы космической навигации – американская GPS и российская ГЛОНАСС. Это очень важно для России, которая смогла опередить конкурентов.

В 2014 году начнется опытная, а в 2015-м – полномасштабная эксплуатация европейской системы Galileo. В 2020 году развернет свою группировку глобальной спутниковой навигации «Компас» Китай. Региональные системы для обеспечения точным сигналом собственной территории намерены создать Индия (IRNSS), Бразилия, Япония (QZSS) и еще несколько стран, включая Китай, которому мало одной глобальной системы.

Сейчас рынок навигационных услуг и оборудования оценивается в 60–70 млрд. долл. в год. Доля России – 1%. В ближайшие годы необходимо занять хотя бы 15% рынка и получить задел на будущее, чтобы новые игроки не смогли вытолкать нас с рынка.

ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР

Важнейшим фактором развития ГЛОНАСС стало объединение сил и средств, задействованных в программе. Указом президента на базе Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения» (ФГУП «РНИИ КП») было создано открытое акционерное общество «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» (ОАО «Российские космические системы»). Директор РНИИ КП Юрий Урличич стал генеральным конструктором системы ГЛОНАСС.

В состав корпорации «Российские космические системы» вошли: НИИ точных приборов (Москва), НИИ физических измерений (Пенза), НПО измерительной техники (Королев), НИИ космического приборостроения (Москва), НПО «Орион» (Краснознаменск), ОКБ Московского энергетического института. Консолидация интеллектуальных ресурсов, научной и экспериментальной базы позволила резко ускорить разработку наземной навигационной аппаратуры.

Недавно ОАО «Российские космические системы» и американская компания Trimble Navigation Group (NASDAQ:TRMB) сообщили о подписании учредительных документов и начале регистрации первого в истории совместного предприятия между Российской Федерацией и США в области спутниковой навигации – ООО «Руснавгеосеть». Цель совместного предприятия – создание инфраструктуры высокоточного позиционирования для гражданских потребителей в России и странах СНГ на базе самого современного в мире оборудования и программного обеспечения. Это будет способствовать коммерциализации системы ГЛОНАСС, то есть ее окупаемости. Появится возможность более широкого применения технологий ГНСС в области высокоточного обеспечения геодезических и кадастровых работ. И главное – позволит захватить и удержать лидерство на рынке России и СНГ.

Президент и генеральный директор Trimble Стив Берглунд сказал, что видит огромный потенциал в российском рынке. «Сейчас мы получили возможность участвовать в создании современной геодезической инфраструктуры в России. Это будет способствовать развитию на российском рынке приложений спутниковой навигации, которые уже успешно внедрены в США и ряде других стран», – отметил американский менеджер.

Генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Российские космические системы» Юрий Урличич так оценил создание совместного российско-американского предприятия: «Развитие телекоммуникационных и навигационных технологий во всем мире уже стало мощным инструментом экономических и социальных преобразований. Сегодня передовые технологии во многом определяют перспективы экономического роста, напрямую влияют на эффективность бизнеса, позволяют поднять на новый качественный уровень жизнь людей. В партнерстве с мировым лидером в области спутниковой навигации компанией Trimble мы сделали важный шаг к динамичному развитию рынка системы ГЛОНАСС».

Компания Trimble – мировой лидер в области технологии спутниковой навигации с персоналом в 37 тыс. человек. Она уже предлагает геодезические приемники, позволяющие одновременно работать с ГЛОНАСС и GPS. Две навигационные системы взаимно дополняют другу друга, существенно повышая точность измерений. Сотрудничество с американской корпорацией позволит сделать ГЛОНАСС востребованной на всех континентах.

Для эффективного развертывания системы ГЛОНАСС, которое состоится уже в этом году, создан федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности, функции которого возложены на ОАО «Навигационно-информационные системы» (ОАО «НИС»). Федеральный сетевой оператор образован в форме государственно-частного партнерства: его учредителями стали одна из крупнейших российских частных структур, работающих в сфере высоких технологий, АФК «Система» и ОАО «Российские космические системы».

ОАО «НИС» создает условия для массового использования и распространения технологии ГЛОНАСС на российском и зарубежных рынках. Генеральный директор ОАО «НИС» Александр Гурко в выступлении на форуме отметил: «Важная особенность навигационных технологий сегодня состоит в их почти абсолютной открытости к инновациям. Быстро растущим навигационным рынком востребуется всё: новые идеи, новое оборудование, новое программное обеспечение, новые услуги». Таким образом ГЛОНАСС становится важным фактором инновационного развития экономики России.

Особо следует выделить такой проект ОАО «НИС», как программа экстренного реагирования при авариях ЭРА ГЛОНАСС. Ее суть в установке на каждый автомобиль навигационно-телекоммуникационного терминала ГЛОНАСС/GPS, обеспеченного двусторонней связью со специализированным информационным центром. В случае аварии, благодаря датчикам, установленным в автомобиле, система сама сможет определить степень повреждения автомобиля и сообщит координаты ДТП. Это значит, что даже если все в машине будут без сознания, сигнал о помощи все равно поступит оператору. За счет этого предполагается сократить время реагирования экстренных служб при ДТП на 10–30%. По оценкам экспертов, это позволит спасать до 4 тыс. человек ежегодно, а также снизит расходы бюджета на реагирование при ДТП вдвое. ЭРА ГЛОНАСС имеет системообразующий характер. Она создает основу для массового внедрения технологий ГЛОНАСС сначала на российском, а затем и международном рынках. Конечная цель здесь – организация массового экспорта технологий ГЛОНАСС. Кроме того, программа ЭРА ГЛОНАСС направлена на поддержку отечественного производства, импортозамещение зарубежных навигационных технологий и картографических продуктов.

Внедрением ГЛОНАСС-технологий не только на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти, но и на уровне отдельного предприятия занимается группа компаний «М2М телематика». Когда СМИ сообщают об очередном автопредприятии, станции «скорой помощи» или экипажах МВД, в машинах которых установлены навигаторы и терминалы связи с диспетчером, почти всегда это работа «М2М телематики». Ее усилиями происходит ускоренное внедрение новых разработок аппаратуры пользователя в разные сферы экономики.

Помимо спутникового сигнала для определения местонахождения и дальнейшего движения необходима электронная карта. 6 апреля 2010 года премьер РФ Владимир Путин даже провел специальное совещание по вопросу картографического обеспечения системы ГЛОНАСС. Как он сказал, расходы на эти цели составили: «В 2009 году потрачено 2,5 миллиарда рублей, в 2010-м – 2 миллиарда рублей и в 2011-м – 1,7 миллиарда рублей».

Павел Козлов – директор по развитию бизнеса NAVTEQ – ведущего мирового поставщика цифровых карт и систем навигации для автомобилей – представил на форуме прогноз развития рынка и новые технологии. Сегодня в картографической базе NAVTEQ 618 городов РФ, свыше 2 млн. км дорог. Электронные карты охватывают 54% территории России с населением более 77 млн. человек. В планах – постоянное обновление карт, детализация покрытия территории европейской части РФ, Сибири, Украины и Казахстана.

ГЛОНАСС все активнее входит в нашу жизнь. Без него уже невозможно развитие страны и обеспечение ее безопасности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
616
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1028
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
750
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
397

Другие новости