Северокорейская малая подводная лодка.
Фото предоставлено автором
Гибель 26 марта 2010 года южнокорейского корвета «Чхонан» взволновала весь мир. Республика Корея просит Совет Безопасности ООН рассмотреть вопрос о «вооруженном нападении Северной Кореи» на ее военный корабль. По распоряжению президента России с 31 мая по 7 июня в Южной Корее работали российские военные эксперты. В комментарии МИД России от 9 июня говорится, что эксперты на месте ознакомились с материалами расследования гибели «Чхонана» и после обработки полученных данных они доложат свои оценки и выводы российскому руководству.
Пока эксперты готовят свои заключения, оставим на время политические дебаты и попробуем разобраться в технических вопросах гибели корабля.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Корвет Военно-морских сил Республики Корея «Чхонан» (название переводится примерно как «Мир Небес») был построен в 1989 году и с тех пор выполнял функции сторожевого корабля прибрежного действия. Универсальный набор вооружения «на все случаи жизни» включал противокорабельные ракеты «Гарпун», 76- и 40-мм орудийные установки, 324-мм противолодочные торпеды Мк 46 и глубинные бомбы. Для наблюдения и управления оружием имелись РЛС и гидроакустическая станция. Длина корабля составляла 88 м, осадка – 2,9 м, водоизмещение 1200 т. Экипаж 104 человека.
Интересно, что «Чхонан» в июне 1999 года уже участвовал в настоящем морском сражении на другом участке морской границы. И даже получил небольшие повреждения. В том бою один из катеров Северной Кореи был потоплен, а несколько были серьезно повреждены. Погибло около 30 северокорейских моряков.
Катастрофа корвета «Чхонан» произошла в 21.22 по сеульскому времени. Плавание проходило совершенно спокойно, как вдруг сильный взрыв разорвал корабль пополам. В этот момент корабль двигался в сгущающемся сумраке на северо-запад, огибая остров Пэннендо. Расстояние до острова было 2,0 км, до морской границы с КНДР оставалось около 15 км, глубина под килем 47 м. Кормовая часть затонула почти сразу, а носовую сильным течением отнесло на 6 км от места взрыва, где она также затонула. В результате катастрофы погибло 46 моряков.
В апреле обе половины корабля были подняты на поверхность и размещены на военно-морской базе вблизи Сеула. Началось расследование. Знаковое событие в деле «Чхонана» произошло 15 мая – при очередном тралении района взрыва были подняты обломки неизвестной торпеды, включая хвостовую часть и ротор электродвигателя.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМИССИЯ
Министерство обороны Южной Кореи создало международную комиссию из 50 корейских и 24 зарубежных (из США, Великобритании, Австралии и Швеции) экспертов, которые исследовали доступные им материалы.
На основании своих исследований комиссия пришла к выводам, что причиной гибели корвета «Чхонан» был подводный взрыв 200–300 кг взрывчатого вещества (ВВ). Исходя из характера разрушения корпуса корабля, координаты точки взрыва были определены как 6–9 м от днища вниз (при трехметровой осадке корвета – на глубине 9–12 м) и 3 м левее центра турбинного отделения. То есть имел место классический неконтактный взрыв, характерный для современного морского оружия.
Исследовав представленные корейской стороной остатки хвостовой части торпеды, эксперты нашли отложения окислов алюминия (образующихся при взрыве «морских» взрывчатых веществ), идентичные таким же отложениям на обломках корвета. Конструкция хвостовой части соответствовала имеющимся в Южной Корее схемам северокорейских торпед, а на одной из деталей торпеды была обнаружена сделанная «северокорейским шрифтом» маркировка.
По уверениям южнокорейской стороны, в момент катастрофы в приграничной зоне вблизи острова велось усиленное радиолокационное и инфракрасное наблюдение, поэтому любые надводные корабли, катера или самолеты приблизиться к «Чхонану» для торпедной атаки не могли. И комиссия сделала однозначный вывод, что корвет был потоплен северокорейской торпедой, выпущенной с северокорейской же подводной лодки (ПЛ). Потому что «другого правдоподобного объяснения нет».
Так ли это? И насколько на самом деле правдоподобны выводы комиссии? Попробуем разобраться.
НЕКОНТАКТНЫЙ ВЗРЫВ
Известно, что взрыв заряда на некотором расстоянии от днища корабля обычно эффективнее, чем контактный взрыв у борта. На корпус корабля воздействует сначала ударная волна, а затем движущаяся масса воды, получившая энергию от газового пузыря. Поэтому на торпедах, а затем на минах и подводных ракетах стали устанавливать неконтактные взрыватели, первые образцы которых появились еще в 1930-е годы. Дистанция срабатывания современных неконтактных взрывателей достигает 8 м. При ширине корпуса «Чхонана» в 10 м, взрыв в 3 м от диаметральной плоскости (то есть через 2 м от входа торпеды в «тень» корабля) вполне согласуется с алгоритмом работы неконтактного взрывателя. Установка глубины хода торпеды на 6 м ниже осадки корабля-цели также возможна для противокорабельных торпед с неконтактным взрывателем.
СИСТЕМЫ САМОНАВЕДЕНИЯ
Торпеда может попасть в корабль как при прямом (прицельном) выстреле, так и при наведении на корабль с помощью системы самонаведения (ССН). Прямой выстрел требует или точного определения дистанции до цели и параметров ее движения, или выстрела с близкого расстояния, с «пистолетной» дистанции. Именно так произошло последнее потопление надводного корабля торпедой. 2 мая 1982 года, в ходе англо-аргентинской войны, атомная подводная лодка «Конкерор» выпустила с дистанции менее 1300 м три старые прямоидущие торпеды Mk VIII по аргентинскому крейсеру «Генерал Бельграно». Две торпеды попали в крейсер и, несмотря на свои немалые размеры (водоизмещение 13 000 т), корабль быстро затонул. Погибло более 300 аргентинских моряков.
Системы самонаведения впервые были применены во Второй мировой войне. Это были так называемые пассивные ССН, основанные на определении направления на источник шума, которым является движущийся корабль, его винты и механизмы. Позже появились системы наведения активного типа с гидролокатором, лоцирующим цель или ее кильватерный след. Место взрыва под турбинным отделением «Чхонана» объясняет возникновение версии торпеды с пассивной ССН, так как одним из главных источников шума на корвете была газовая турбина. Интересно, что во время все той же англо-аргентинской войны немецкая экспортная торпеда SST-4, запущенная с аргентинской ПЛ «Сан Луис», точно поразила┘ буксируемую ловушку – излучатель шума, которую буксировал за собой британский фрегат. «Чхонан» такой защиты не имел.
ТОРПЕДЫ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ
Показанные на пресс-конференции в Сеуле обломки «торпеды-убийцы» содержат часть электромотора, вал, хвостовую часть так называемого безрамного типа (с характерным «подрезанным» нижним рулем) и пятилопастные гребные винты противоположного вращения.
По заявлению представителей южнокорейского Министерства обороны Северная Корея имеет на вооружении, производит и предлагает на экспорт торпеды калибра 53 см. Постоянно звучащее название «тип CHT-02D» принадлежит экспортной торпеде, описание которой доблестным южнокорейским спецслужбам удалось каким-то образом достать.
Приводятся следующие характеристики торпеды: калибр – 53,4 см; длина – 7,35 м; вес – 1700 кг; заряд – 250 кг; дальность хода – 10–15 км. Сообщается про возможность наведения торпеды на цель как пассивным методом, так и по кильватерному следу. Обычно считается, что противокорабельные торпеды с пассивной системой самонаведения имеют скорость до 35 узлов. Южнокорейцы заявили, что они имеют практический (учебный) образец одной из северокорейских торпед, который был найден на побережье Южной Кореи 7 лет назад. Вероятно, этим объясняется происхождение точной схемы северокорейской торпеды.
В связи с глубокой секретностью, окружающей военные программы Северной Кореи, имеются только отрывочные данные о ее торпедном оружии. Первыми, вместе с торпедными катерами Г-5, из СССР в КНДР были поставлены прямоидущие парогазовые воздушные торпеды 53-38. Именно с ними северокорейские торпедные катера 2 июля 1950 года атаковали американские крейсера «Джюно» и «Ямайка». И хотя на дистанцию уверенного выстрела катерам подойти не удалось и торпеды не поразили врага, этот эпизод до недавнего времени был самой героической страницей ВМС КНДР. Командиру отряда Ким Гун Оку и командиру одного из катеров Ли Ван Гыну были присвоены звания Героев Корейской Народно-Демократической Республики. Кто знает - не появятся ли сейчас новые герои?
Позже для вооружения своих кораблей, катеров и подводных лодок КНДР получала торпеды из СССР и Китая. Среди закупок торпед калибра 53 см имелись советские парогазовые воздушные торпеды 53-51, 53-56В (прямоидущие, с неконтактными взрывателями) и 53ВА (с пассивной ССН). Также поставлялись электрические торпеды САЭТ-60 (противокорабельная, с пассивной ССН) и СЭТ-53 (противолодочная, с двухплоскостной пассивной ССН). Имеются данные о возможных закупках Северной Кореей более новых экспортных образцов СЭТ-65Э (противолодочная, с активно-пассивной ССН) и 53-65КЭ (кислородная, противокорабельная, с наведением по кильватерному следу). В ВМС КНДР могли поступать китайские торпеды Yu-1, Yu-3 и Yu-4, представляющие собой копии и модернизированные варианты перечисленных советских торпед.
Со временем Северная Корея на базе имеющихся зарубежных образцов стала проводить свои собственные НИОКР по торпедам и развернула их серийное производство. Схемы этих северокорейских торпед, очевидно, и были показаны на пресс-конференции в Сеуле. Если сравнивать представленные обломки, то напрямую они ни одной советской торпеде не соответствуют, хотя отдельные элементы напоминают наши старые образцы.
Корвет «Чхонан» в учебном походе. Фото предоставлено автором |
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
Международная комиссия посчитала возможным связать с гибелью «Чхонана» две северокорейские субмарины – 300-тонную лодку типа «Санго» и 130-тонную типа «Йоно», одна из которых могла подойти к корвету на дистанцию выстрела и запустить торпеду. Эти подводные лодки состоят на вооружении ВМС КНДР и могут нести тяжелые 53-см торпеды. В связи с делом «Чхонхян» нарушил свое многолетнее молчание Ли Кван Су, рулевой погибшей в 1996 году северокорейской подводной лодки. Он единственный из членов экипажа попал в плен и ныне живет в Южной Корее.
По его данным, если на «Санго» торпеды находятся внутри торпедных аппаратов, то на меньшей «Йоно» они могут размещаться снаружи корпуса, как на немецких сверхмалых подводных лодках (СМПЛ) времен войны.
Существует мнение, что с малых подводных лодок нельзя применять «тяжелые» торпеды. Конечно, современным подводникам, привыкшим к ПЛ с водоизмещениями в тысячи тонн, трудно представить возможности малой торпедной ПЛ, и интуитивно кажется, что легкие торпеды подойдут лучше. Однако боевой опыт Второй мировой войны показал, что совсем малые, даже крошечные лодки могут с успехом применять тяжелые торпеды. Так, итальянские «CB» (водоизмещением 50 тонн) были вооружены двумя 450-мм торпедами с 200 кг ВВ. Японские СМПЛ типа «А» (50 т) при нападении на Перл-Харбор несли по 2 торпеды 450 мм, вес ВВ 350 кг. Несмотря на смешные водоизмещения немецких СМПЛ («Бибер» – 4 т, «Мольх» – 9 т, «Зеехунд» – 15 т), все они несли по две торпеды калибра 533 мм с 300 кг ВВ. И успешно топили корабли противника.
ОТВЕТОВ НЕТ
Может быть, в гибели корабля виновата мина? Это была одна из первых и самых логичных на тот момент версий. Множество различных мин было выставлено в этом районе в годы войны 1950–1953 годов. Вполне возможны были постановки мин обеими сторонами и в последующие годы, в том числе тайные постановки. Вариант донной мины при рассмотрении катастрофы «Чхонана» отпадает, так как взрыв произошел в 35 м от дна. Якорная мина в данном районе не сможет удерживать постоянную глубину из-за сильных (до 6 узлов) и постоянно меняющих направление течений. Теоретически существует возможность, что сработало более сложное устройство: всплывающая или реактивная мина или даже мина-торпеда. В последнем случае торпеда могла находиться в минном контейнере на дне моря и стартовать оттуда после обнаружения шума корвета. Широко известны противолодочные мины: американская Мк 60 «Кэптор» и российские ПМР и ПМК. В нашем случае наиболее интересны реактивно-всплывающие мины КРМ и РМ, созданные в СССР в 1957–1965 годах, а также их китайские аналоги. Они могли ставиться на глубинах от 40 м, несли заряд 200–300 кг и взрывались при всплытии на глубине около 10 м. Против такой версии сложная гидрология района, да и торпедный контейнер или якорь всплывающей мины должны были остаться на дне.
Почему обломки торпеды выглядят такими старыми? При первом взгляде создается впечатление, что они пролежали на дне морском не один год и даже обросли морскими организмами. Однако специалисты объясняют, что «ракушки» – это образовавшиеся при взрыве окислы алюминия, отложившиеся на винтах торпеды, так же как они отложились на обшивке корвета. А обильная ржавчина может быть вызвана электрохимической коррозией в течение 50 дней, которые обломки лежали в морской воде. Ускоренной коррозии способствовали полная «обдирка» защитных покрытий и высокотемпературный «ожог» при взрыве, а также наличие разных металлов в конструкции. Кстати, очевидцы отмечают, что процесс коррозии наблюдается и на воздухе, и сейчас обломки торпеды выглядят еще более ржавыми, чем месяц назад.
Почему «Чхонан» не обнаружил подводной угрозы? Ответа на этот вопрос пока нет. Оборудованный гидроакустической станцией корабль «по теории» должен был обнаружить подводную лодку, тем более торпеду, и уклониться от них. Однако ничего не было обнаружено и взрыв стал совершенно неожиданным. Возможно, установленный на корвете старый сонар дал сбой. Возможно, виновата гидрология, или слишком велик был шум приливного течения и прибоя. Возможно также, что ПЛ тихо лежала на грунте, торпеда не выстреливалась, а выходила «самовыходом» и шла к цели на малой скорости.Можно ли было обнаружить и отследить подводные объекты другими средствами? В материалах комиссии есть данные сейсмической службы Южной Кореи, четыре станции которой зафиксировали взрыв. Однако, нет записей гидроакустических станций. Район не был оборудован стационарными системами гидроакустического наблюдения или они не работали? Это вызывает естественные вопросы к южнокорейской стороне. Несмотря на технические трудности, связанные с малыми глубинами, течениями и илистым дном, данный пограничный район должен был бы контролироваться и в «подводной полусфере».
Могли ли малые глубины и плохая гидрология стать препятствием к торпедной атаке? Интересно сравнение гибели «Чхонана» с аналогичным случаем потопления 9 декабря 1972 года индийского фрегата «Кукри» (1535 т). Торпедная атака была проведена в мелководном районе Аравийского моря, с глубинами менее 65 м. Пакистанская ПЛ «Хангор» (1000 т) атаковала два индийских фрегата с дистанции около 5000 м последовательно тремя торпедами Е15, одна из которых попала в «Кукри». Е15 – экспортный французский образец с пассивной ССН. Характеристики торпеды (вес 1650 кг, вес ВВ – 300 кг, скорость 25 узлов при дальности 12 км) явно не лучше, чем у ее северокорейского аналога. А учитывая то, что ССН торпеды Е15 представляла собой несколько улучшенную систему немецких торпед периода Второй мировой войны, сравнение и вовсе становится не в пользу «француженки». Известно, что в отличие от активных ССН пассивные с успехом работают и на мелководье. Так, автору приходилось наблюдать сдаточные испытания экспортных торпед 53ВА на мелководном полигоне озера Иссык-Куль. Торпеда с помощью пассивной ССН всегда находила цель – «шумоизлучатель», имитирующий корабль, и проходила от нее на расстоянии, достаточном для срабатывания неконтактного взрывателя.
Подведем итоги нашего рассмотрения некоторых технических вопросов, связанных с гибелью «Чхонана». Можно отметить, что явных натяжек и противоречий в версии международной комиссии не видно. Пока не видно. Может, новую пищу для размышления дадут российские эксперты? Ведь не зря же они ездили в Южную Корею?