Фрегат FREMM.
Рисунок корпорации DCNS
На прошлой неделе стало известно, что французский ВПК предложит на тендер, объявленный ВМС Бразилии, комплексный пакет в составе многоцелевых сторожевых кораблей, фрегатов и танкера. Вступая в жесткую конкуренцию с коллегами из Великобритании и Италии, французские корабелы намерены выставить «на ристалище» свои новейшие наработки в области военного кораблестроения, включая надводные корабли, созданные с широким использованием технологий «стелс».
БРАЗИЛЬСКИЕ СМОТРИНЫ
«Французское предложение будет основано на тех специфических требованиях, которые установлены бразильскими военными, изъявившими желание приобрести сторожевой корабль ближней морской зоны, многоцелевой фрегат и танкер для обеспечения пополнения боевыми кораблями и судами запасов топлива в море», – заявил 20 сентября на пресс-конференции представитель французской Генеральной делегации по вооружению (DGA). Предположительно бразильские адмиралы планируют приобрести по пять сторожевых кораблей и фрегатов, а также один флотский танкер. В качестве многоцелевого фрегата Париж намерен предложить несколько доработанную версию фрегата УРО типа FREMM, которые в настоящее время строятся – в различной комплектации – для национальных ВМС Франции и Испании, а под «сторожевики» подпадают корветы УРО типа «Гоувинд».
Следует отметить, что франко-бразильское сотрудничество в области военно-морских вооружений в последнее время развивается все более активно. Так, например, 16 сентября с.г. на территории предприятия французской судостроительной компании DCNS в городе Лорьян был открыт проектно-конструкторский центр для подготовки инженеров ВПК и офицеров ВМС Бразилии, занятых в программе создания первой бразильской атомной субмарины. В течение последующих 18 месяцев 30 бразильских специалистов будут перенимать от французских корабелов опыт, полученный последними в процессе проектирования семейства неатомных подводных лодок «Скорпена». Ранее бразильский флот уже получил от французов четыре такие ПЛ.
Глава управления международного сотрудничества ВМС Франции адмирал Жорж Босселю в связи с этим заявил, что «данный центр призван оказать Бразилии помощь в области проектирования неядерной части конструкции первой национальной атомной подводной лодки, которая должна вступить в боевой состав флота в 2025 году».
«ОБЪЕДИНЕННЫЙ» ФРЕГАТ
Предлагаемый Бразилии фрегат УРО типа FREMM является достаточно интересным образцом зарубежной военно-морской техники (ВМТ), прежде всего в том плане, что это очередной результат внутриевропейской кооперации в области разработки и серийного выпуска ВВСТ. Многонациональный характер корабля явствует уже из самого его наименования – FREMM (аббревиатура от «Fregates Europeennes MultiMissions», или в переводе с французского «европейские многоцелевые фрегаты»).
Причем на старте данной программы менеджер проекта со стороны французской DGA Франк Местре даже заявил, что это «самый амбициозный и инновационный европейский проект в военно-морской области со времени Второй мировой войны». В этом нет никакого преувеличения: в отличие от другой многонациональной кораблестроительной программы фрегатов УРО (ПВО) типа «Горизонт», по которой для французского и итальянского флотов построено четыре корабля вместо восьми планировавшихся, а британцы из программы и вовсе вышли, франко-итальянская программа FREMM продолжает набирать сторонников – в 2007–2009 годах к базовым участникам присоединились Марокко (один корабль) и Греция (шесть ФР УРО).
Официальный старт программе был дан в октябре 2002 года, когда соглашение о намерениях по вопросу совместной разработки и постройки крупной серии кораблей класса «фрегат» подписали министры обороны Франции и Италии. Двумя месяцами позже был образован и франко-итальянский консорциум – на базе французской компании «Армарис» (совместный проект компаний DCN и «Талес», имевших в нем равные доли, на сегодня компания уже прекратила свою деятельность и вместе с военно-морским подразделением «Талес» влилась в состав компании DCNS) и итальянской «Орризонте Системи Навали» (СП «Финкантьери», имеющей 51% акций, и «Финмекканика», владеющей 49%), который чуть позже получил стартовый контракт на 27 фрегатов типа FREMM: 10 для Италии и 17 для Франции. Правда, окончательный, уже производственный контракт на первую партию в 14 кораблей (Франция – 8, Италия – 6) был подписан главами военных ведомств двух стран только 25 октября 2004 года: постройка кораблей для французских ВМС была поручена судоверфи DCN в Лорьяне, а итальянские фрегаты будет строить предприятие «Финкантьери». Впоследствии количество заказанных кораблей, впрочем, было сокращено до 11 для Франции и 10 для Италии.
КЛЮЧЕВОЕ ТРЕБОВАНИЕ – УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
В проекте FREMM французские и итальянские кораблестроители стремились реализовать все свои наработки в данной области, в результате чего им удалось создать действительно многофункциональный корабль, в конструкции которого реализован принцип модульности. Последний, правда, ограничен границами судоверфи – «заточить» FREMM под определенную задачу, противолодочный вариант или «корабль общего назначения» можно только на заводе-строителе. В первом случае фрегат УРО будет иметь больший запас торпед (обе страны выбрали новейшую разработку компании «Евроторп» – торпеду MU90) и буксируемую ГАС. А во втором – отличаться комплексом вооружения с крылатыми ракетами и беспилотниками, более мощной артустановкой (127-миллиметровая АУ вместо 76-миллиметровой), а также наличием возможности транспортировки, высадки и приема на борт группы сил спецопераций численностью до 25 человек, для чего на борту будут размещены две быстроходные моторные лодки типа «Зодиак».
Кроме того, после досрочного закрытия программы ФР УРО (ПВО) типа «Горизонт» французский флот выступил с инициативой разработки дополнительной модификации FREMM, получившей обозначение FREDA (от «Frеgates de dеfense aеriennes», в переводе с французского – «фрегат ПВО») и ориентированной на обеспечение ПВО/ПРО корабельных соединений и конвоев судов, для чего корабли получат усиленное зенитное ракетное вооружение.
Однако такая специализация все же вторична – корабли типа FREMM изначально рассматривались и разработчиками, и производителями как «многоцелевые фрегаты УРО», способные в случае необходимости решать весь круг задач, обычно возлагаемых на корабли данного класса. Для этого, в частности, оба варианта FREMM будут вооружены комплексами артиллерийского и ракетного (противокорабельного и зенитного) оружия, а также многофункциональными средствами радиотехнического вооружения. Именно это позволило фрегату в отличие от специализированного ФР УРО (ПВО) типа «Горизонт» успешно пережить период сокращения заказов со стороны основных участников программы и даже завоевать новых заказчиков.
Базовая платформа кораблей, предназначенных для ВМС разных стран, составляет примерно 90–95% всех корабельных вооружений и систем, остальное же – специфические «национальные отличия», которые, впрочем, не принципиальны. Просто национальные ВПК соответствующих стран-заказчиков «пробили» дорогу на борт фрегатов своим собственным разработкам: например, французские корабли вооружаются французскими же ПКР «Экзосет», а итальянские – комплексом «Отомат» аналогичного назначения, но разработанным итальянским ВПК. В качестве вертолета корабельного базирования выбран NH-90, но на итальянском фрегате он будет лишь один, а французы посчитали, что необходимо зарезервировать место и для второго. Имеет отличия и «мозг» кораблей – если французские фрегаты УРО получили боевую информационно-управляющую систему (БИУС) центрального подчинения типа SETIS (Ship Enhanced Tactical Information System, то есть «усовершенствованная корабельная тактическая информационная система»), созданную на базе БИУС ФР УРО/ПВО типа «Горизонт», то итальянцы установили на своих кораблях БИУС федерального подчинения, созданную на основе системы, установленной на новом итальянском авианосце «Кавур».
КАК СДЕЛАТЬ КОРАБЛЬ НЕЗАМЕТНЫМ
Отличительной особенностью всех модификаций ФР УРО типа FREMM является широкое применение технологии «стелс», благодаря чему удалось существенно снизить заметность кораблей в радиолокационном, акустическом, инфракрасном и электромагнитном диапазонах: обводы корпуса и надстроек сделаны плавными, конструкторы избежали любых двугранных или трехгранных элементов с 90-градусным изломом, внутрь убрано максимальное количество систем вооружения, радиотехнических средств и плавсредств, большая часть отверстий в корпусе и бортах закрыты легкими водонепроницаемыми заслонками, агрегаты ГЭУ смонтированы на виброизолирующих платформах, на корабле установлены гребные винты новой конструкции и новейшая система размагничивания. Кроме того, корабли отличаются высоким уровнем автоматизации процессов управления и применения различных корабельных систем и вооружения, которые – равно как и элементы «стелс» – были ранее успешно опробованы на французских фрегатах семейства «Лафайет», ставших в последние два десятилетия одними из наиболее востребованных надводных кораблей данного класса в мире. Среди самых известных покупателей последней модификации «Лафайета» – Сингапур и Саудовская Аравия.
Последняя подписала контракт на три ФР УРО типа «Эль-Рияд» (шифр F3000S, программа «Савари II»), первый из них вошел в боевой состав национальных ВМС в середине 2002 года. Данные корабли, имеющие полное водоизмещение 4650 тонн, длину 135 метров, ширину 17,2 метра и осадку 4,1 метра, спроектированы с учетом специфических требований страны-заказчика. Они способны не только эффективно бороться с надводными кораблями и субмаринами противника, но и обеспечивать ПВО и ПРО отдельных кораблей и судов, а также защищать отряды боевых кораблей и конвоев от атак различных средств воздушного нападения.
В состав его вооружения включены 76-миллиметровая артустановка «Супер Рэпид», восемь ПУ ПКР «Экзосет» MM40 Block 2, ЗРС «Астер 15» с подпалубной контейнерной УВП типа «Сильвер А43» (первый случай экспорта данного ЗРК, система управления огнем которого, по оценкам разработчиков, способна отслеживать одновременно до 300 воздушных целей, а ЗУР могут применяться в «противоракетном режиме» – на дальность до 15 километров или в стандартном «режиме ПВО» – на дальность до 30 километров), четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами ECAN F17P (активно/пассивная ССН, дальность хода – 20 километров, максимальная скорость – 40 узлов, масса БЧ – 250 килограммов), многофункциональный радиолокационный комплекс «Арабель» с трехкоординатной РЛС диапазона I/J с фазированной антенной решеткой и интегрированной СУО, а также двухкоординатная РЛС ОВЦ большой дальности DRBV 26D «Юпитер» II диапазона D, активная низкочастотная опускаемая ГАС CAPTAS 20 UMS 4223 и усовершенствованные комплексы РЭБ, связи и обмена данными. В кормовой части кораблей оборудованы ВПП и ангар для стационарного базирования корабельного вертолета 10-тонного класса, причем благодаря установленной дополнительно к стандартным успокоителям качки новой автоматизированной системе уменьшения влияния продольной и килевой качки типа STAF эксплуатация вертолета возможна при волнении моря до 6 баллов включительно. Основу же «мозгов» саудовских фрегатов УРО составляет БИУС типа SENIT 7, представляющая собой сильно усовершенствованный вариант БИУС типа «Тавитак 2000».
Следует особо подчеркнуть, что проектирование фрегатов УРО типа «Эль-Рияд» велось уже с использованием CAD-технологий – французы даже называют их «первыми по-настоящему цифровыми кораблями». Компания PTC, предоставившая DCN свое ПО версии CADDS 5, установила 150 рабочих станций на ее производственных площадках, а еще 70 – на предприятиях компаний-субподрядчиков. Применение новейших методов компьютерного проектирования позволило, по оценкам разработчиков, на 17% снизить время разработки корабля, если сравнивать с проектированием базовых кораблей семейства «Лафайет».
«СТЕЛС» ДЛЯ НЕБОГАТЫХ
Однако не всем потенциальным заказчикам по карману фрегаты УРО типов «Лафайет» или тем более FREMM, для них DCNS разработала более «дешевые» и легкие корабли – многоцелевые корветы УРО семейства «Гоувинд» водоизмещением от 1500 до 2500 тонн и длиной от 90 до 105 метров, позиционируемые компанией как сторожевые корабли литоральной зоны. Сегодня такие образцы ВМТ оказались наиболее востребованы в странах, оказавшихся перед лицом многочисленных угроз с морских направлений: как традиционных, так и асимметричных (пиратство, терроризм).
В состав вооружения кораблей – в зависимости от варианта – входят: противокорабельный («Экзосет», «Гарпун» или RBS-15 Mk3, восемь ПУ) и зенитный («Мика» RF или «Астер 15»; УВП на 16 ракет) ракетные комплексы, 76- и 20-миллиметровые артустановки, несколько БЛА или вертолет 10-тонного класса, а также необитаемые надводные и подводные аппараты различного назначения. Специально для корветов была разработана БИУС «Поларис» – усовершенствованный вариант БИУС семейства SENIT. Отличительными особенностями кораблей являются использование водометных движителей (возможна установка и традиционных гребных винтов), отсутствие традиционных дымоходов в надстройке (отвод продуктов сгорания ГЭУ осуществлен на уровне ватерлинии), размещение всех радиолокационных и оптико-электронных средств на одной мачте, ходовой мостик с круговым обзором, а также способность обеспечения действий сил спецопераций без существенного дооборудования.
В настоящее время разработчик предлагает четыре базовых варианта: корвет «контроля за водным пространством» водоизмещением около 1000 тонн, корвет «демонстрации флага» (2000 тонн), «ударный» корвет (2000 тонн) и многоцелевой корвет (2500 тонн). Первую модификацию разработчик в инициативном порядке решил реализовать «в железе» – 9 мая 2010 года был заложен «Гермес», имеющий водоизмещение 1100 тонн и предназначенный для решения задач в территориальных водах и эксклюзивной экономической зоне. По мнению руководства DCNS, на современном рынке боевых кораблей невозможно «успешно продать корвет или сторожевой корабль, если нет положительного опыта его эксплуатации в составе ВМС мирового уровня». ВМС Франции же согласились после постройки корвета взять его в опытную эксплуатацию.
«КОРАБЛЬ XXI ВЕКА» УЖЕ СОЗДАН
Фактически FREMM и «Гоувинд» – это те самые «корабли XXI века», о которых постоянно твердят российские адмиралы. И командование ВМС многих стран прекрасно это понимает, проявляя активный интерес к ним. Да и сам разработчик прилагает титанические усилия по продвижению корветов данного семейства в различных регионах планеты, включая и страны традиционной «российской зоны интересов», такие как государства Прикаспийского региона. Более того – сегодня потенциальным заказчикам уже предлагается новое семейство из трех фрегатов УРО, в которых реализованы все наиболее удачные наработки из проектов FREMM и «Гоувинд». И если российские кораблестроители и военно-политическое руководство не предпримут надлежащих мер с целью дальнейшего упрочения позиций отечественного кораблестроения на международном рынке ВМТ, то нас в ближайшее время ожидает весьма неприятный сюрприз в виде потерянных рынков сбыта и упавших доходов от экспорта.