0
2912
Газета Вооружения Интернет-версия

01.10.2010 00:00:00

Ракетная перезагрузка

Тэги: сатана, ракета


сатана, ракета Если не принять мер, таких ракет мы не увидим даже на парадах.
Фото с сайта www.navy.ru

Горячие новости, как это часто бывает, приходят к нам из-за океана.

Бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук, генерал-полковник в отставке Виктор Есин сообщил журналистам в Вашингтоне, на Международном Люксембургском форуме по предотвращению ядерной катастрофы, что «решение о создании новой межконтинентальной баллистической ракеты, которая придет на смену РС-20 или Р-36МУТТХ и Р-36М2 «Воевода» (по западной классификации SS-18 Satan – «Сатана»), пока не принято.

По словам генерала, «не исключено, что такая ракета появится, но однозначного решения пока нет, пока есть задание на проведение научно-исследовательских работ». Виктор Есин предположил, что «по итогам этих исследований определится облик новой ракеты, после чего будет приниматься решение о целесообразности ее создания, исходя из развития военно-стратегической обстановки. При положительном результате будет уточнена и количественная потребность в изделиях». Кроме того, эксперт добавил, что «разработка такой тяжелой ракеты весом в 211 тонн вестись скорее всего не будет, ее создатели смогут остановиться на промежуточном варианте».

Столь подробный рассказ Виктора Есина о новой ракете, которая должна прийти на смену «Воеводе» («Сатане»), объясняется, по нашему мнению, несколькими обстоятельствами. Первое из них – сугубо объективное. Самые большие в мире жидкостные тяжелые ракетные комплексы Р-36МУТТХ и Р-36М2, оснащенные разделяющейся головной частью с десятью боеголовками мощностью каждая по 750 килотонн и системой преодоления самой современной и перспективной ПРО, стоят на боевом дежурстве в нашей стране (в районе городов Домбаровский и Ужур Оренбургской области и в Красноярском крае) уже около двадцати лет. По открытым данным, на июль нынешнего года их оставалось только 58 единиц (до сокращений по Договору СНВ-1 было 308). В ближайшие годы, до 2020-го, они должны уйти в историю по возрасту. Большинство тех, что находятся сейчас на боевом дежурстве, уже и так преодолели гарантийные и продленные сроки, которые определены им техническими паспортами. О том, что они не представляют никакой опасности для обслуживающего их персонала и находятся в абсолютно исправном и боеготовом состоянии, свидетельствуют регулярные пуски этих ракет с полигона на Байконуре, а также запуск спутников «гражданской» ракетой «Днепр», которая представляет собой «Воеводу» («Сатану»), снятую с боевого дежурства.

Но бесконечно держать эти ракетные комплексы в боевом строю все же нельзя. Как и у каждого живого существа (а стратегическая ракета – именно живое существо, как не покажутся кому-то эти слова надуманными и парадоксальными), у них есть предельный срок жизни. Он подходит к своему логическому итогу. Более того, к логическому итогу подходят сроки пребывания на боевом дежурстве и других отечественных стратегических ракетных комплексов – жидкостной баллистической ракеты УР-100НУТТХ «Сотка» (по западной классификации SS-19 Stiletto), оснащенных шестью разделяющимися боевыми блоками индивидуального наведения, по 750 кт каждый. Их у нас сегодня 70, а было 360, дислоцируются они в Козельске Калужской области и Татищеве Саратовской. А также подходят к окончанию гарантийного срока нахождения на боевом дежурстве и твердотопливные грунтовые стратегические ракетные комплексы РТ-2ПМ «Тополь» (по западной классификации SS-25 Sickle – «Серп»), их у нас пока 171 единица, дислоцируются в Йошкар-Оле, под Нижним Тагилом, Новосибирском, Иркутском, Барнаулом и в Выползово Тверской области.

Если учесть, что из 605 стратегических ракет, которые есть у нас сейчас в боевом строю, практически половина в ближайшие годы будет выведена в отставку, то понятна озабоченность и военных, и руководства страны. Не только тем, что надо выполнять Пражский договор (СНВ-3) с США, по которому мы можем (должны), как и американцы, иметь 700 развернутых носителей и еще 100 на складах. Вопрос стоит острее. Со стратегическими ракетами мы – великая страна, с которой, хочет кто или не хочет, вынуждены считаться. Без них – только сырьевой придаток. То ли Запада, то ли Востока.

Но и с заменой «Воеводы» («Сатаны»), как и «Сотки», не все ладно. В руководстве оборонно-промышленного комплекса идет борьба, какими ракетами заменять уходящие в отставку Р-36М2 и УР-100НУТТХ – жидкостными или твердотопливными. За каждой из этих группировок – прославленные конструкторские бюро и многотысячные производственные коллективы, которые, несмотря ни на что, пока еще работают. Хотя и со скрипом. «Жидкостники» предлагают чуть ли не возродить «Сатану», мол, первую и вторую ее ступень можно опять делать на Днепропетровском заводе «Южмаш», где когда-то делали Р-36, а остальную оснастку: боеголовки, системы разведения и прочее – в России.

Правда, проблема в том, что по Лиссабонскому соглашению начала 90-х годов прошлого века, подписанному США, Россией, Украиной, Казахстаном и Белоруссией, ни одна из этих стран, кроме России и США, не может делать стратегических ядерных ракет. И «Южмаш» – в первую очередь. Взять и выйти из этого договора, как предлагают некоторые, – шаг весьма рискованный. Готова ли на него Украина – большой вопрос. Перенести создание тяжелой или средней наземной жидкостной ракеты в Россию – здесь тоже есть свои сложности, о которых надо говорить отдельно. Так считает и бывший генеральный конструктор УР-100НУТТХ, лауреат Ленинской и Государственной премий Герберт Ефремов.

Есть у России и многоголовые твердотопливные ракеты, кроме многострадальной морской РСМ-56 «Булава», которая пока никак не залетает, грунтовой ракетный комплекс РС-24, который заступил на боевое дежурство в декабре прошлого года. Есть и моноблочные шахтные и грунтовые ракетные комплексы РТ-2ПМ «Тополь-М» (SS-27). Их на сегодняшний день – 67. Но эти ракеты пока не могут решить проблем и Пражского договора, и гарантированного обеспечения безопасности России.

19 трлн. руб., которые выделяет бюджет на Государственную программу вооружений 2011–2020 годов, важно потратить так, чтобы все те проблемы, о которых говорит генерал-полковник Виктор Есин и академик Академии военных наук Герберт Ефремов, были решены. Получится ли это у военного и политического руководства страны, а также у наших конструкторов и производственников – большой вопрос.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российской экономике требуется особая линия цифровой обороны

Российской экономике требуется особая линия цифровой обороны

Анастасия Башкатова

Промышленные предприятия все чаще попадают под массированные кибератаки

0
635
Госдума закрыла восьмую сессию восьмого созыва

Госдума закрыла восьмую сессию восьмого созыва

Иван Родин

Президент поблагодарил депутатов за консолидацию и парламентский контроль

0
543
Системная оппозиция наперегонки заступается за права пассажиров

Системная оппозиция наперегонки заступается за права пассажиров

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Только в КПРФ осторожно связали транспортные сбои с СВО

0
596
Идеальная бессюжетность и идеальная бесконфликтность

Идеальная бессюжетность и идеальная бесконфликтность

Юрий Юдин

150 лет тому назад увидел свет роман Жюля Верна «Таинственный остров»

0
577

Другие новости