Подлодки ждут новых ракет.
Фото из книги "Океанский щит России"
В первой половине дня 7 октября, как сообщило Управление пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, тяжелый атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» успешно произвел испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава». Это были первые летные и опытно-конструкторские испытания в нынешнем году. И впервые с ноября 2008 года ракета не взорвалась, а успешно вывела на траекторию полета боевую нагрузку.
«Дмитрий Донской» вышел в Белое море в ночь на 6 октября. Официально об испытаниях не объявляли, но все знают, с какой целью этот подводный крейсер отшвартовывается от пирса «Севмаша». Удачный старт стал подарком к дню рождения премьер-министра Владимира Путина, который, будучи президентом, активно пропагандировал эту ракету как символ встающей с колен России и ответ на американскую систему ПРО.
МЫ СТРОИЛИ, СТРОИЛИ...
Испытания «Булавы» начались в 2004 году с проверки парогазогенератора, вытолкнувшего массогабаритный макет ракеты из пусковой шахты. Тогда утверждалось, что в 2006–2007 году «Булаву» уже примут на вооружение. Но лишь в сентябре 2005 года она впервые была запущена из надводного положения. Второй пуск произвели с «Дмитрия Донского» из-под воды 21 декабря 2005 года, тогда ракета достигла Камчатки. Фактически нынешний, 13-й старт повторил тот первый успех пятилетней давности. И фактически он является двенадцатым, потому что бросковые испытания «Булавы» 2004 года проводились без ракеты. Однако Минобороны и Московский институт теплотехники (МИТ) упорно засчитывают их за один из успешных пусков. Для статистики.
Скептики утверждали, что не имеющий опыта конструирования морских ракет МИТ вряд ли справится с заданием. К тому же курировать работы поручили 4-му ЦНИИ МО РФ, ранее занимавшемуся только наземными комплексами. А 27-й НИИ МО РФ, обеспечивавший научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования, был ликвидирован. От работ над «Булавой» и, естественно, от их финансирования оказались отстранены отраслевые научно-исследовательские институты Роскосмоса: ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения.
Видимо, скептики накаркали, потому что пошла череда неудач. Только 5 из 12 испытательных пусков, включая бросковый, были официально признаны полностью или частично успешными. Последние три запуска подряд закончились взрывами «Булавы».
Последнюю неудачу 9 декабря 2009 года Минобороны пыталось скрыть. Однако жители Норвегии, которую в нарушение международных договоров не информировали о предстоящем запуске, увидели в небе удивительное сияние. Специалисты сразу сделали вывод об аварийном пуске, а Минобороны РФ на следующий день было вынуждено это признать.
Неудачи испытаний морской ракеты привели к отставке генерального директора Московского института теплотехники (МИТ) Юрия Соломонова. Но должность главного конструктора МИТа он сохранял до сентября нынешнего года. В конце сентября приказом главы Роскосмоса Анатолия Перминова Юрий Соломонов был снят с должности генерального конструктора по наземным и морским ракетным комплексам и теперь отвечает только за разработку сухопутных ракет «Тополь-М» и его модификации РС-24 «Ярс». На должность генерального конструктора стратегических твердотопливных ракет морского базирования назначен его бывший заместитель Александр Сухадольский.
Разделение института на сухопутное и морское ракетные направления означает, что потерпела крах главная «фишка» Юрия Соломонова – сделать единую унифицированную ракету для подводных лодок и наземных шахт, заставив «Тополь» стартовать из-под воды.
Впрочем, и сейчас находятся комментаторы, утверждающие, что «Булава» – многофункциональная ракета не только для АПЛ, но и для базирования в шахтах и на мобильных установках. Видимо, товарищи плохо представляют, о чем говорят. «Булава» имеет совершенно другие габариты и меньшую массу. Пока она летала только на 5,5 тыс. км из Белого моря до Камчатки. Расчетная дальность «Булавы» – 8 тыс. км. Но для наземных ракет дальность требуется не менее 10–11 тыс. км, иначе не достать до назначенных целей.
ДАЁШЬ 50 НА 50!
Ответственность за неудачи «Булавы» всегда возлагали на производственников. Одним из аргументов служит то обстоятельство, что каждый раз отказ «Булавы» происходил по разным причинам. На ФГУП «Воткинский завод» в Удмуртской Республике «Булаву» собирают уже 7 лет. Там же по тем же самым технологиям изготавливают твердотопливные ракеты семейства «Тополь» и «Искандер», но к ним никаких претензий нет. Комплектующие, поступающие с других предприятий, безаварийно работают на всех образцах ракетной техники. Только «Булаве» почему-то упорно не везет.
В итоге было принято беспрецедентное решение изготовить под строгим контролем три абсолютно идентичные ракеты. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков объяснил: «Мы постарались проконтролировать весь процесс сборки этих ракет как можно четче, чтобы выйти на одинаковые параметры. Это будут три ракеты как минимум, при запуске которых мы должны понять, что если ошибки повторятся, тогда мы и узнаем причину неудачных пусков». Подобный способ поиска неисправности путем сборки заведомо аварийных изделий производится впервые в истории российской ракетной техники.
Однако 7 октября авария не случилась. Возможно, системные ошибки смогли устранить специалисты ГРЦ им. Макеева (Миасс), вот уже 60 лет специализирующегося на морских ракетах. Их, наконец-то, привлекли к работе над ошибками.
А возможно, не были повторены все условия трех последних аварийных пусков. Это во время первых удачных испытаний пять лет назад в официальных сообщениях докладывали налогоплательщикам, с какой глубины производился старт, при какой погоде. А когда пошли неудачи, вообще все данные засекретили, даже время старта. Так что последний запуск мог производиться в облегченном режиме.
Пресс-служба Минобороны РФ 7 октября ограничила информацию об испытаниях несколькими строчками, буквально повторив свое же сообщение от 28 ноября 2008 года. Тогда помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало заявил: «Пуск произведен из подводного положения в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке». А теперь сравните с сообщением управления пресс-службы и информации Минобороны РФ 7 октября 2010 года информагентству «Интерфакс-АВН»: «Пуск был произведен из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Параметры траектории полета ракеты отработаны в штатном режиме, боевые блоки успешно прибыли на полигон Кура». Кстати, поле полигона Кура – около 800 тыс. кв. км. Для малогабаритных боевых блоков «Булавы» отклонение в 150–200 м от цели считается промахом.
Безаварийный пуск «Булавы» вызвал необыкновенное оживление в СМИ и экспертной среде. Громко прозвучали заключения, что все производственные цепочки отлажены, качество работ повысилось, контроль за изготовлением усилился. Последний фактор выглядит сомнительно. Распогонивание офицеров в ходе военной реформы тяжелым катком прошлось по военной приемке в ОПК. Фактически она почти ликвидирована. Раньше военпреды могли лично контролировать едва ли не каждую операцию, а после сокращения вынуждены полагаться на заводское ОТК.
Специалисты знают, что один успешный запуск на фоне предыдущих аварий ничего не значит. Однако в СМИ широко распространяется мнение, что «Булаву» «довели до ума», и в 2011 году примут на вооружение. Осталось только провести еще 1–2 пуска. Ближайший, по данным из различных источников, должен состояться до конца октября или в ноябре с борта «Дмитрия Донского». Еще один запуск предполагается произвести с АПЛ «Юрий Долгорукий», которая буквально две недели назад закончила заводские испытания. Это чисто российское ноу-хау: испытательный запуск ракеты с высокой степенью аварийности с борта действующего корабля с полным экипажем, а не с испытательного стенда. Причем для крейсера это вообще первый пуск, и сам крейсер – первый в серии, только прошедший ходовые испытания. Еще в марте предполагалось совершить два пуска с «Юрия Долгорукого», причем второй – залповый двумя ракетами.
Если отбросить первое бросковое испытание, на сегодня «Булава» из 12 запусков лишь 5 безаварийных. Если до конца года два пуска пройдут «в штатном режиме», то соотношение «штатных» и аварийных пусков окажется 7 к 7. А 50% пусков, признанных состоявшимися, позволят принять «Булаву» на вооружение. Иначе невозможно включить в состав флота безоружный РПКСН «Юрий Долгорукий».
Тем временем постепенно идет к концу строительство еще двух подводных ракетоносцев того же 955-го проекта – «Александр Невский» и «Владимир Мономах». И заложен четвертый – «Святитель Николай».
«Юрий Долгорукий» обошелся в 23 млрд. рублей, включая 9 млрд. на конструкторские работы. Сейчас, когда «Севмаш» свою работу закончил, а флот не может принять на службу АПЛ без ракет, встает вопрос о содержании дорогостоящего корабля, оказавшегося между берегом и морем. К счастью, нашелся крупный российский банк, который добровольно заключил договор с в/ч 90003 на оказание финансовой помощи крейсеру «Юрий Долгорукий», включая «приобретение оборудования и ремонт помещений». Видимо, еще что-то доделывается и после исчерпания гособоронзаказа.
ОДНА РАКЕТА В ОДНИ РУКИ
Спешить с принятием на вооружение «Булавы» надо еще по одной причине. С учетом сокращения потенциала РВСН в свете ратификации договора о СНВ-3 львиная доля денег на поддержание «ядерного щита» отходит морской компоненте СЯС, то есть на производство «Булавы». Для их правильного освоения создается гигантский холдинг, во главе которого поставлен МИТ. Это тоже впервые, когда конструкторы возглавляют конгломерат производственных предприятий.
МИТ из ФГУП уже преобразован в открытое акционерное общество со стопроцентным государственным участием. В ближайшие месяцы в его уставный капитал будут переданы пакеты акций девяти российских предприятий, производящих ракетное оружие. После этого МИТ станет называться ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники». В состав ОАО должны быть включены бийский федеральный научно-производственный центр «Алтай», волгоградские ПО «Баррикады» и Центральное КБ «Титан», московские КБ «Прожектор» и НПК «Альтернативная энергетика», удмуртский Воткинский завод. Процедура акционирования этих предприятий подходит к концу. Из ранее акционированных предприятий МИТу отойдут 25,5% акций ижевского мотозавода «Аксион-холдинг», 20% акций московского машиностроительного завода «Вымпел» и 25,5% ОАО «Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения». Ожидается, что процесс завершится в ноябре, в крайнем случае – к 1 января 2011 года.
В одних руках окажется производство всех стратегических ракет – «Тополь-М», «Ярс» и «Булава». Но, по словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, создаваемая структура «позволит комплексно решать задачи создания всех видов боевой ракетной техники». Действительно, эти же предприятия выпускают оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер». Фактически производство твердотопливных ракет различного назначения может сосредоточиться в копорации МИТа.
В дальнейшем, очевидно, уже в 2012 году, в корпорацию будут влиты ОАО «ГРЦ им. Макеева», состоящий из четырех предприятий, пермское ОАО «НПО «Искра», производящее отдельные ступени ракет, реутовское ОАО «ВПК НПО машиностроения». Таким образом, МИТ поглотит конкурентов. Еще несколько профильных предприятий в 2012 году Роскосмос намерен объединить в ОАО «Специальные объекты управления» (СОУ) на основе ФГУП «ЦКБ тяжелого машиностроения». В него войдут СКБ «Титан» (Санкт-Петербург), ЦКБ «Геофизика», ФГУП «ЦКБ транспортного машиностроения».
Что касается создания и производства стратегических комплексов с ракетами на жидком топливе, это направление, судя по всему, будет в ближайшие 2–3 года ликвидировано.
Завод в Красноярске, производящий ракеты морского базирования «Синева», в ближайшее время останется без заказов, поскольку АПЛ проекта 667БДРМ, которыми они вооружены, начнут списывать и утилизировать. Одновременно прервутся кооперативные связи производителей «Синевы». После этого восстановить производство будет уже невозможно. Жаль, потому что «Синева» остается лучшей в мире ракетой по энерго-массовому совершенству и обладающей большим модернизационным запасом, не использованным и наполовину. К тому же она дешевле «Булавы» при большей дальности и забрасываемом весе.
Сторонники «Булавы» не сравнивают тактико-технические характеристики ракет. Они утверждают, например, что твердотопливные ракеты лучше хранятся. На это можно ответить, что жидкостно-топливные ракеты вообще хранятся без топлива. В заправленном виде спокойно стоят 20 лет и летают нормально, что подтверждено пусками. А в твердом смесовом топливе происходят различные химические изменения, поэтому, как поведет себя «Булава» через 10–15 лет, неизвестно.
Еще одним «несокрушимым» аргументом в пользу «Булавы» служит утверждение, что она обладает большей живучестью, коротким активным участком, стойкостью к лазерному оружию и способностью маневрировать. И вообще, преодолеет любую ПРО, в том числе перспективную. Способность твердотопливной ракеты маневрировать многие эксперты ставят под сомнение. Или третья ступень «Булавы» все же работает на жидком топливе. О ней ведь информации нет. Какой будет перспективная ПРО, никто сейчас не знает. Лазерной она точно не будет. Как показали эксперименты в США, существуют физические барьеры, при нынешнем уровне технологий непреодолимые. Так что все ухищрения против ПРО могут оказаться пустой тратой денег.
Можно ожидать сложности в производстве «Булавы». Сейчас Воткинский завод способен изготавливать не более 10 межконтинентальных баллистических ракет в год. Это и «Тополь», и «Ярс», и «Булава». А на вооружение «Юрия Долгорукого» требуется 12 ракет. При этом забрасываемый вес всех этих ракет составит 13,8 тонны. Это почти в пять раз меньше, чем у американской АПЛ «Огайо» с ракетами «Трайдент II». Вся надежда исключительно на живучесть.