Корвет УРО проекта 17, строящийся в Мумбаи с использованием технологии "Стелс".
Фото US NAVY
Военно-политическое руководство Индии приступило к определенному пересмотру основных направлений военного строительства национальных Вооруженных сил в части, касающейся закупок вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ). Со следующего года и на ближне-среднесрочную перспективу упор планируется сделать на приобретение военно-морской техники и вооружений, а также на закупку ВВСТ стратегического назначения и систем, обеспечивающих боевое управление войсками. Так, например, министерство обороны планирует потратить на оптоволоконную линию высоко защищенной связи для всех видов ВС порядка 2,2 млрд. долларов.
ПРОТИВОСТОЯТЬ ФЛОТУ ПОДНЕБЕСНОЙ
Среди первоочередных пунктов в «списке покупок» для ВМС Индии значатся атомные и неатомные подводные лодки, надводные корабли основных классов, современные образцы ракетного, торпедного и артиллерийского вооружения, а также средства связи и боевого управления последнего поколения. Одной из причин такого упора на флот представители индийского военно-политического руководства (ВПР), местные военные эксперты и политологи называют стремительный рост в последние годы боевого потенциала ВМС соседнего Китая, который, даже не смотря на предпринятые в недавнее время шаги по нормализации двусторонних отношений, рассматривается Дели в качестве одного из основных соперников.
Наибольшую озабоченность у индийского ВПР вызывает активное проникновение Поднебесной в акваторию Индийского океана. Не имея прямого выхода к нему, Китай уже предпринял и продолжает предпринимать активные усилия по закреплению на территории Мьянмы и Пакистана, где на финансовые средства Пекина и при помощи его специалистов создаются объекты военной и военно-морской инфраструктуры – от береговых радиолокационных постов до пунктов базирования ВМС и военно-морских баз. Все – либо специально предназначенные для эксплуатации ВМС НОАК, либо же предназначенные для совместного базирования военно-морских сил Китая и страны базирования (Пакистан или Мьянма). В частности, китайские военные получили разрешение на возведение крупного радиолокационного поста наблюдения на острове Большой Кокосовый (Мьянма), эксплуатацию в интересах ВМС НОАК инфраструктуры военно-морских баз и портов Гвадар и Пасни (Пакистан), Хамбантота (Шри-Ланка), а также доступ к ряду объектов военной и военно-морской инфраструктуры на территории Ирана и некоторых стран Африки, имеющих выход к Индийскому океану.
Причем упомянутый радиолокационный пост расположен в районе не только интенсивного судоходства, что позволяет китайским военным держать под контролем участок стратегического значения, но и в непосредственной близости от индийских Андаманских островов, где находится крупная военно-морская база ВМС Индии. Угроза, исходящая от соседа, считается настолько высокой, что Дели был вынужден несколько лет назад создать новое межвидовое военное командование – Андаманских и Никобарских островов. Недавно глава командования вице-адмирал Джоши даже заявил о том, что в связи со сложной обстановкой в регионе в ближайшее время на Андаманских и Никобарских островах будет сооружена целая сеть аэродромов, позволяющих круглосуточно и в любых метеоусловиях принимать военные и гражданские самолеты любого типа. «Начиная с Порт-Блэра, такие аэродромы будут расположены на расстоянии каждые 100 миль (около 185,2 км – В.Щ.)», – заявил командующий.
35 МИЛЛИАРДОВ МИНИМУМ
Масштаб военно-морского строительства Индии, просто вынужденной втянуться в новую региональную гонку вооружений, можно оценить хотя бы по бюджету, утвержденному Дели на закупку военно-морской техники и вооружений (ВМТВ) – в течение следующих 10 лет на эти цели будет израсходовано не менее 35 млрд долларов, то есть в среднем ежегодно только на закупки ВМТВ индийские адмиралы будут получать в свое распоряжение сумму, эквивалентную 105 млрд рублей по текущему курсу. Однако вполне вероятно, что в случае необходимости расходы на флот будут увеличены.
Ранее основной упор в области закупки ВВСТ индийское ВПР делало на авиационную технику и вооружение, а также ракетную технику, благодаря чему, по оценке командования национальных ВС, удалось обеспечить в данных сферах паритет или превосходство над всеми потенциальными противниками (соперниками) в регионе. Определенное равновесие достигнуто также и в области обычных сухопутных вооружений – индийская армия, по мнению официального Дели, оснащена и обучена для того, чтобы на равных противостоять потенциальным противникам (хотя индийские генералы говорят о необходимости все же более серьезной модернизации армии). Однако в области военно-морского строительства это еще только предстоит сделать. В том, что Дели найдет необходимые для этого средства, сомнений нет. Учитывая высокую степень зависимости индийской экономики и промышленности от свободного доступа к линиям морских коммуникаций, пролегающих по Индийскому океану и особенно по Аравийскому морю и Персидскому заливу с его одной стороны и Бенгальскому заливу и Андаманскому морю – с другой.
Интересно, однако, что ряд индийских аналитиков в этой связи даже говорят о «недостаточном уровне финансирования ВМС Индии, исходя из решения тех важнейших задач, которые стоят перед ними». В этом есть определенная доля истины. Так, согласно положениям представленного в 1995 году доклада государственной финансовой комиссии, который был положен в основу программы военного строительства Индии на ближнесрочную перспективу, доля ВМС в бюджетных расходах на закупки ВВСТ должна была достичь к 2000 году уровня 20%. Но, как утверждает в интервью американскому еженедельнику «Дифенс Ньюс» Бхарат Карнад, один из ведущих индийских экспертов в вопросах военного строительства и военно-технического сотрудничества (ВТС), «даже десять лет спустя этот показатель едва сумел приблизиться к 17%».
С другой стороны, командование национальных ВС и экспертное сообщество считают недостаточным сам уровень расходов на оборону в бюджете Индии – даже при том, что военный бюджет на 2009–2010 финансовый год вырос в чистом выражении на 35% по сравнению с предшествующим годом и составил 15% всех расходов правительства (оборонные расходы растут последние шесть лет подряд и такая ситуация будет продолжаться, по оценке индийских военных экспертов, вплоть до завершения основной фазы коренной модернизации национальных ВС, намеченной на 13-й пятилетний план военного строительства, 2017–2022 годы).
«Расходы на оборону составляют сегодня не более 2% от национального ВВП, что совершенно неадекватно тем серьезным угрозам и вызовам, перед лицом которых сегодня находится страна, – заявил в интервью американским СМИ один из авторитетных индийских военных экспертов Гурмит Канвал. – При таком уровне военных расходов невозможно целенаправленно на должном уровне осуществить программу модернизации национальных ВС – простая замена, «один на один», устаревших ВВСТ на новые все же не является модернизацией ВС в полном смысле».
ЦЕЛЬ – 180 ВЫМПЕЛОВ
Каковы же основные статьи расходов бюджета ВМС, выделенного на закупки ВМТВ на следующие 10 лет, что значатся в приоритетах у индийских адмиралов?
Основное внимание уделяется, естественно, корабельному составу – командование ВМС Индии планирует увеличить численность боевых кораблей основных классов с нынешних примерно 140 до 180. В результате только на закупку надводных кораблей основных классов намечается выделить в общей сложности около 17 млрд. долларов, в том числе 2 млрд. долларов – на приобретение еще двух авианосцев, в дополнение к уже законтрактованным кораблям данного класса. Впрочем, и подводные силы не останутся обделенными – в течение 10 лет на их перевооружение запланировано направить 12 млрд. долларов, из которых около 10 млрд. долларов пойдут на закупку неатомных подводных лодок (НАПЛ), а остальные предназначены для национальной программы атомного подводного кораблестроения.
Естественно, что еще несколько миллиардов долларов в закупочном бюджете ВМС Индии пойдут на самолеты БПА (выбор Дели пал на американские P-8I «Посейдон»), беспилотные летательные аппараты (в том числе корабельного базирования), корабельные средства ПВО, «тяжелые», то есть 533-мм торпеды для вооружения подводных лодок, «сетецентрические» средства связи и боевого управления, и даже расходы на сборку и вывод на орбиту специализированного спутника.
В общей сложности, сегодня в различной стадии постройки на индийских и зарубежных верфях находятся два авианосца, три АПЛ, не менее четырех НАПЛ, три эсминца УРО, пять фрегатов УРО, четыре корвета УРО. В перспективе планируется заложить и построить – также внутри страны и за рубежом – два авианосца, четыре ЭМ УРО, семь ФР УРО, восемь КВ УРО, три ПЛАРБ, девять АПЛ, не менее 20 НАПЛ, пять сверхмалых подлодок, четыре десантных корабля с доковой камерой, 14 танко-десантных кораблей и пр.
При этом в области закупки неатомных подводных лодок (НАПЛ) индийское военно-политическое руководство больше ориентируется на Запад, чем на Россию – по оценке местных аналитиков, следующий контракт на шесть НАПЛ, стоимость которого оценивается сегодня в 4,5 млрд долларов, скорее всего достанется «кому-то из европейцев». Кому-то – это либо германская, либо французская кораблестроительная промышленность (компании HDW и DCNS соответственно), предлагающие сегодня самые совершенные образцы неатомных подводных лодок в мире и, в отличие от наших корабелов и военных, способные похвастаться уже не одним годом успешной эксплуатации субмарин данного класса, в том числе – с воздухонезависимыми энергоустановками (ВНЭУ). Впрочем, Дели пригласил к участию в тендере также российский «Рособоронэкспорт» и итальянскую компанию «Финкантьери».
Данная программа – по закупке шести НАПЛ – является сегодня, наряду с постройкой национальной атомной субмарины, первоочередной для командования ВМС Индии. Это даже важнее, чем обновление авианосных сил флота. Потому что уже в ближнесрочной перспективе, по оценке специалистов индийских ВМС, в распоряжении национальных подводных сил останется всего порядка пяти НАПЛ. Ожидается, что к 2015 году большая часть из имеющихся сегодня десяти ДЭПЛ семейства «Варшавянка» (из которых пять построены до 1988 года, т.е. к указанному времени будут иметь возраст 27–30 лет), четыре подлодки немецкого проекта 209 и пара старых советских ДЭПЛ проекта И641К будут выведены из боевого состава подводных сил ВМС Индии.
Однако кто бы ни стал победителем тендера на шесть НАПЛ, сам заказчик оказывается в достаточно двусмысленном положении. Согласно нынешнему индийскому законодательству, при закупке Минобороны вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) за рубежом в обязательном порядке необходимо предусматривать оффсетные программы и часть из ВВСТ должна выпускаться на предприятиях индийского ВПК. Правда индийские эксперты утверждают, что сегодня и в ближайшей перспективе мощности подконтрольной государству компании «Мазагон Док Лимитед» (Mazagon Dock Ltd) будут заняты исполнением подряда по лицензионной постройке французских НАПЛ «Скорпена». Их ВМС Индии приобрели недавно в количестве шести единиц. А вот способность частных судоверфей, например, таких как «АБГ Шипярд» (ABG Shipyard), качественно и в установленные сроки строить неатомные подлодки еще надо доказать. Это уже не говоря о том, что с постройкой и самих НАПЛ «Скорпена» уже возникли проблемы. Выступая 20 июля 2010 года перед парламентом страны, министр обороны Энтони заявил, что в результате «проблем, возникших в ходе передачи технологий и адаптации предприятий к работам по данной программе», изначально утвержденные сроки передачи флоту пяти строящихся в Индии субмарин (по одной в год – в период с 2012 по 2017 год), «как ожидается, не будут соблюдены».
Впрочем, даже при таких согласованных к настоящему времени весьма немаленьких объемах финансирования на закупки ВМТВ уже выявились определенные проблемы, которые требуют пристального внимания со стороны военно-морского командования и ВПР страны если не сегодня, то в ближнесрочной перспективе. Так, например, аналитики национальных ВМС, оценивая текущее состояние корабельного состава флота, а также потенциальные проблемы вывода из боевого состава старых и ввода в боевой состав новых кораблей различных классов и типов, предупреждают о реальном наличии опасности излишне быстрого сокращения «годных к бою» надводных кораблей и подводных лодок. В результате, по их расчетам, к 2017 году у флота останется всего 120 вымпелов. И такую стремительную убыль боевых кораблей основных классов не сможет перекрыть даже высокий технологический уровень новых надводных кораблей и подводных лодок, а также принимаемые на вооружение национальных ВМС вооружение и техника последнего поколения. Не помогут и ускоренные темпы постройки и закупки кораблей, на которые в последние несколько лет вышла Индия.
Самолет Р-8А «Посейдон» во время испытаний. Фото US NAVY |
Определенные проблемы сопровождают и программу постройки индийскими корабелами национальных атомных подводных лодок – по результатам анализа хода работ по данному проекту специалистами ВМС Индии был сделан вывод о том, что дата поставки заказчику первого атомохода «отодвигается вправо» примерно на два-три года. В том числе и по этой причине командованию ВМС Индии, как указывают военно-морские эксперты, пришлось все же согласиться со всеми выдвинутыми Москвой «пожеланиями» и пойти на достаточно дорогостоящий для казны лизинг одной-двух АПЛ проекта 971. И российской постройки (передача первой АПЛ, получившей название «Чакра», также перенесена – на март 2011 года). Причина все та же – растущий боевой потенциал подводных сил «восточного соседа»: ВМС НОАК уже имеют на вооружении три десятка современных подводных лодок, в том числе и атомных, не считая еще примерно столько же субмарин устаревших типов.
АМЕРИКА ИМ ПОМОЖЕТ?
Тенденцией последних лет в области закупок ВВСТ для нужд различных видов национальных ВС Индии стал сначала «мягкий», а затем все более набирающий обороты разворот в сторону разработчиков и производителей ВВСТ из Западной Европы и Соединенных Штатов. В последнем случае речь идет уже о широкой номенклатуре образцов – крупнотоннажные десантные корабли, наисовременнейшие самолеты БПА P-8I «Посейдон» и даже боевые бронированные машины (ББМ) «Страйкер», намерение приобрести которые, а также партию боеприпасов к ним, в рамках американской программы «Поставки вооружений зарубежным странам» командование ВС Индии твердо высказало в феврале 2010 года.
Новые ББМ должны заменить весь парк уже не устраивающих индийских генералов боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2. На первых порах приобрести планируется не менее 100 машин. Причем по данной статье тендер уже объявлялся – в 2008 году, но, как утверждают знакомые с ситуацией индийские военные эксперты, ответили только украинские оборонщики, поэтому тендер было решено «заморозить». В том же 2008 году командование СВ Индии объявляло намерение провести тендер на закупку 817 легкобронированных ББМ, но с ним тоже не заладилось – наиболее дешевое предложение, поступившее в ходе предварительных обсуждений с потенциальными подрядчиками, оказалось минимум втрое больше, чем те 24000 долларов, на которых настаивало индийское минобороны.
Впрочем, «Страйкер» это только «семечки», настоящая сенсация, как представляется, ожидает индийский рынок вооружений в следующем месяце – по сообщениям индийских СМИ и независимых военных экспертов, в ходе намеченного на ноябрь визита в Индию президента США Барака Обамы предполагается подписание целого пакета документов на поставку ВС Индии крупной партии различных ВВСТ, среди которых числятся покупка шести стратегических военно-транспортных самолетов С-17 «Глоубмастер» III (более 5 млрд. долларов) и партии 155-мм гаубиц (около 1 млрд. долларов). В начале октября с.г. индийское правительство также одобрило запрос министерства обороны на закупку дополнительно четырех самолетов БПА P-8I «Посейдон» (контракт на закупку восьми «Посейдонов» стоимостью 2,1 млрд долларов был подписан в феврале 2009 года) и четырех крупнотоннажных десантных кораблей с доковой камерой (более 3,55 млрд долларов; по схеме «2+2», то есть два корабля будут построены в Индии – для этого выбрана верфь «Хиндустан Шипярд» в г. Вишакхапатнам).
Однако еще до визита президента Обамы, во время визитов индийских министров обороны и торговли в Соединенные Штаты, намечается подписать также два важных соглашения: по вопросам материально-технического обеспечения – по нему национальные министерства двух стран будут оказывать помощь друг другу в вопросах МТО (например, заправка кораблей и самолетов на территории друг друга), и соглашение по сотрудничеству в вопросах связи и безопасности.
Кроме того, в настоящее время Дели и Вашингтон ведут активные переговоры, правда в очень закрытом формате, по поводу поставки индийским военным и других систем вооружений, включая такие, как, например, зенитная ракетная система «Пэтриот», предназначенная для включения в систему ПРО Индии. В этом году Индия также приобрела у американцев 24 ПКР «Гарпун» Block II (170 млн долларов), которыми будут вооружаться самолеты «Ягуар» ВВС Индии, и ПТРК «Джавелин» (200 млн долларов). Если в ноябре все пойдет, как запланировано, то по итогам 2010 года индийские военные подпишут «твердых» контрактов на закупку ВВСТ в общей сложности не менее чем на 7 млрд долларов. Это выведет американский ВПК на первое место на индийском рынке, поскольку прогноз по данной статье военных экспертов, приведенный в еженедельнике «Дифенс Ньюс», составляет по России 5,65 млрд. долларов, а по Израилю – 3,2 млрд. долларов.
При реализации такого прогноза Россия фактически впервые сойдет с высшей ступеньки пьедестала поставщиков оружия Индии, которую она занимала последние годы. Впрочем, у Москвы остается надежда на истребитель пятого поколения – если подписать по нему контракт, то объем продаж России увеличится минимум на 25 млрд. долларов. Но, как бы то ни было, российские оборонщики стремительно теряют с таким трудом завоеванные в течение не одного десятилетия позиции в одном секторе за другим. В области неатомных подводных лодок Индия, как мы видим, целенаправленно идет в Западную Европу (кому нужен эскортный вариант НАПЛ проекта 677, прием которых в боевой состав ВМФ России происходит с таким «напрягом»). В разряде крупнотоннажных десантных кораблей нам предложить и вовсе нечего (индийские адмиралы с удовольствием приобрели за 50 млн долларов «бэушный» американский десантно-вертолетный корабль-док «Трентон» типа «Остин», переименованный в «Джалашму»). А теперь ВМС Индии готовы приобрести четыре десантных корабля с доковой камерой – будет объявлен тендер, победителем в котором станут либо американцы, либо западноевропейцы. С авианесущими кораблями – та же беда, какой из нас поставщик, если мы сами их намерены закупать за рубежом, а «второго «Горшкова» у нас уже нет. Надводные корабли классов «корвет-эсминец» за исключением фрегатов УРО проекта 11356 также мало привлекательны – индийские военные используют лишь конструкторскую помощь при создании своих собственных кораблей (к тому же все больше насыщаемых вооружением и радиоэлектроникой нероссийского производства). Аналогичные проблемы с нехваткой «заманчивых предложений» в области артиллерийских вооружений и боеприпасов к ним.
Пока мы можем «чувствовать себя в безопасности» в таких сферах как крупнокалиберные реактивные системы залпового огня, танки и боевые самолеты. Причем именно с авиацией связаны основные надежды в области развития российско-индийского ВТС: подписано соглашение о совместном создании среднего военно-транспортного самолета МТА (Индия закупит 45 машин); в скором времени ожидается подписание финального контракта по вопросу совместного создания истребителя пятого поколения – об этом, в частности, заявил во время недавнего визита в Индию министр обороны России Анатолий Сердюков (по разным заявлениям индийской стороны, ВС Индии планируют закупить от 250 до 300 таких самолетов на сумму до 25-30 млрд. долларов, стоимость одной машины заявлена в районе 100 млн. долларов – первая партия должна поступить в ВВС к 2017 году). Успешно идут программы закупки или лицензионного производства боевых самолетов Су-30МКИ и МиГ-29К/КУБ, а также вероятна победа в тендере на 126 истребителей (стоимость порядка 10,5-12 млрд. долларов, к 2012 году должно быть поставлено 18 самолетов, а остальные будут собираться на территории Индии, предусмотрен опцион на 64 самолета). Но и тут нельзя исключать возможность того, что нас «обставят» конкуренты из Западной Европы и США, достаточно вспомнить предложение Вашингтона «отдать по дешевке» авианосец «Китти Хок» – в том случае, если Дели примет положительное решение по вопросу приобретения крупной партии самолетов F/A-18.
В целом, можно констатировать, что «угроза» индийского ВПР серьезно диверсифицировать закупки ВВСТ для своих нужд оказалась не пустой. Официальный Дели серьезно намерен получить от такой переориентации различные дивиденды – от сугубо военных и экономических до политических, типа пресловутого «зонтика безопасности», предоставляемого Вашингтону своим партнерам по ВТС, или определенной помощи в решении различных вопросов национальной безопасности. Среди возможных причин этого может быть и недовольство активным военно-техническим сотрудничеством Москвы и Пекина, который, как можно понять из публикующихся в Индии журналистских и аналитических экспертных материалов, все же рассматривается в качестве одного из наиболее потенциальных соперников, вполне вероятно – с угрозой перерастания политического конфликта в стадию вооруженного. В результате Дели вынужден искать сотрудничества с теми странами, которые не сотрудничают с Китаем и ведут весьма осторожное ВТС с другим соперником Индии – Пакистаном.
«Индия должна больше полагаться на Запад и Соединенные Штаты в вопросе приобретения современных высокотехнологичных вооружений и оборудования военного назначения, чтобы на равных противостоять растущей угрозе со стороны соседнего Китая», – подчеркнул в интервью еженедельнику «Дифенс Ньюс» известный в Индии военный эксперт Найтин Мехта. Комментарии, как говорится, излишни.