0
2913
Газета Вооружения Интернет-версия

17.12.2010

ГЛОНАСС: недоперестраховались

Тэги: глонасс, роскосмос


глонасс, роскосмос "Протон-М" со спутниками ГЛОНАСС готовится к старту.
Фото ИТАР-ТАСС

5 декабря 2009 года блок из трех космических аппаратов «ГЛОНАСС-М» не вышел на расчетную орбиту и упал в Тихий океан в 1,5 тыс. км от Гонолулу. Так неудачно завершилась федеральная целевая программа (ФЦП) «Глобальная навигационная система», на которую с 2001 года издержали 4,7 млрд. долл. Спутниковая группировка ГЛОНАСС окончательно подтвердила статус космического долгостроя.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЛЁТ

ГЛОНАСС имеет для России стратегическое значение. В августе нынешнего года, проводя в Рязани совещание по вопросам спутниковой навигации, премьер Владимир Путин сказал: «Всем хорошо известно, что ГЛОНАСС, глобальная навигационная система, – это система двойного применения. Без систем подобного рода невозможно развитие современных средств вооружения, современных средств ведения вооруженной борьбы, высокоточного оружия». При этом подчеркнул, что гражданские аспекты важны не меньше, и в 2010–2011 годах в развитие космической и наземной инфраструктуры ГЛОНАСС будет вложено порядка 48 млрд. руб.

Падение спутников обернулось серьезным падением темпов развития спутниковой навигации в России. Три космических аппарата, запущенных 5 декабря, и экспериментальный «ГЛОНАСС-К», старт которого запланирован на 28 декабря с космодрома «Плесецк», должны были завершить создание полноценной группировки ГЛОНАСС из 24 спутников. Это обеспечило бы непрерывный прием навигационного сигнала на всей поверхности планеты и открывало перспективы внедрения российских технологий ГЛОНАСС на всех континентах.

Буквально накануне, 30 ноября, президент РФ Дмитрий Медведев заявил в Послании Федеральному собранию, что в ближайшие два года начнется массовое использование ГЛОНАСС. Теперь понятно, что не начнется. А ведь ГЛОНАСС – самый масштабный пример инновационной модернизации страны. Полное развертывание системы стало бы «победой года».

Первые сообщения с Байконура были радостными – старт состоялся, сбоев нет, первая ступень отделилась штатно. Запуск был важнейшим, на космодроме собрались главные конструкторы и руководители участвующих в программе ГЛОНАСС предприятий, дали бодрые интервью. Затем сообщили, что разгонный блок вышел из зоны радиовидимости. Все отправились по местам в ожидании заключительного радостного известия – «выведены на расчетную орбиту».

Однако через полтора часа, когда спутники должны были снова появиться в зоне радиовидимости российских средств слежения, стало понятно, что ситуация нештатная. Некий «источник, принимающий участие в операции по выведению космических аппаратов на орбиту», сообщил, что спутники оказались на более высокой орбите, чем нужно. По расчетам спецов Роскосмоса, вышло, что виноват разгонный блок ДМ-3, давший слишком сильный импульс. И не понятно, как разруливать ситуацию.

Обычно в подобных случаях в течение нескольких недель, а то и месяцев следуют попытки перевести спутники ближе к расчетным точкам, используя двигатели коррекции. В нынешнем случае вполне могло ожидать нечто подобное, но кто-то «спалил» Роскосмос. Наверное, Минобороны, потому что средства слежения за космическими объектами есть только у военных и Роскосмоса.

Когда Дмитрию Медведеву доложили, что блок и спутники упали в океан, а не продолжают полет, пусть и на нерасчетной орбите, он немедленно отдал распоряжение Генеральной прокуратуре РФ и Контрольному управлению президента провести проверку законности расходования средств, отпущенных на ФЦП «Глобальная навигационная система», и представить предложения об ответственности лиц, причастных к произошедшей аварии.

На следующий день первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман подписал распоряжение о создании рабочей группы, которая проведет проверки на предприятиях, в том числе тех, где производятся ракеты-носители «Протон-М» и спутники ГЛОНАСС. Совместно с прокуратурой проверять причастные к созданию ГЛОНАСС организации будут МВД, ФСБ, ФАС, Роспатент, Росфиннадзор и Рособоронзаказ.

Проверяться будет и законность тендера по отбору страховщика спутников ГЛОНАСС. Аварийный запуск 5 декабря был застрахован ООО «Страховой центр «Спутник», лицензия С 3541 77 от 28.10.2009. Уставный капитал – 90 млн. руб. Страховой полис стоил 3,5 млн. долл., а объем страхового возмещения порядка 2 млрд. руб.

Компанией руководят сыновья бывшего и нынешнего заместителей главы Роскосмоса. Пост гендиректора занимает Дмитрий Медведчиков – сын бывшего заместителя руководителя Роскосмоса Александра Медведчикова. Его заместителем работает Петр Ремишевский – сын нынешнего заместителя руководителя Роскосмоса Виктора Ремишевского. Cовладельцем СЦ «Спутник» через структуру «СЦ-Холдинг» выступает Елена Перминова. Однако, утверждается, она не родственница руководителя Роскосмоса и недавно сменила фамилию на Артемова. Является гендиректором ЗАО «СЦ-Холдинг», согласно базе данных СПАРК, владеет долей в «СЦ-Холдинге» в 0,2% акций. Остальными акциями владеет предприниматель Александр Павлов.

Офис «Спутника» расположен по соседству с Роскосмосом на улице Щепкина в Москве. В этом же здании располагается ФГУП «ЦЭНКИ» – исполнитель работ по организации и проведению пусков спутников ГЛОНАСС с космодрома Байконур.

Только 14 декабря в СМИ появилось сообщение, что СЦ «Спутник» обещает «безусловно и в полном объеме» выполнить обязательства по договору страхования в установленные договором сроки. Было заявлено: «Риск выплаты по соответствующему договору страхования надежно перестрахован». Правда, на какую сумму застрахованы спутники, где перестрахованы и какую долю ответственности СЦ «Спутник» оставил на собственном удержании, не сообщают.

Ранее глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил: «Спутники были застрахованы частично. Поэтому часть средств может быть возвращена». Но, по его словам, получение страховых денег – длительный процесс. Он связан с выполнением массы формальностей. Страховую компанию он не назвал ни разу.

ГРУЗИТЕ КИСЛОРОД БОЧКАМИ

Межведомственную комиссию с участием Минобороны по расследованию спутниковой аварии возглавил «независимый», по словам Анатолия Перминова, директор ЦНИИМАШ Геннадий Райкунов, его подчиненный. Независим он, оказалось, от участия в ГЛОНАСС. Господин Перминов запамятовал, как летом нынешнего года вместе с Райкуновым закладывал фундамент Информационно-аналитического центра ГЛОНАСС, входящего в структуру ЦНИИМАШ. Этот институт вообще ведет научно-техническое сопровождение ФЦП «Глобальная навигационная система».

Хотя межведомственная комиссия наложила эмбарго на запуски «Протона», гендиректор ГКНПЦ им. Хруничева Владимир Нестеров заявил 10 декабря, что вины ракеты-носителя в неудачном запуске нет. Впрочем, это было очевидно с самого начала – ракета не взорвалась, не отказала. Но сразу после неудачного старта было сообщение, что она отклонилась от траектории на восемь градусов, что и стало причиной падения спутников.

Но это значит, что в циклограмме полета была грубая математическая ошибка. Трудно поверить, что ошибочный расчет без проверок и моделирования заложили в полетное задание и затем загрузили в систему управления «Протона». Сразу возникает мысль об умысле с целью спрятать в океанских водах какие-то финансовые концы и технологические провалы.

Однако эту информацию тут же перекрыли версиями о неправильном импульсе разгонного блока ДМ-3. Впрочем, сразу выяснилось, что «разгонник» к моменту планового включения уже восемь минут плавал в Тихом океане. Тогда появилась версия о лишнем весе. Сначала по расчетам выходило, что лишний груз составил тонну. Потом пересчитали и заговорили о полутора тоннах. Наконец глава межведомственной комиссии Райкунов остановился на двух тоннах.

Причина усматривалась в неисправности датчика и в ошибочных действиях боевого расчета во время заправки. В связи с этим стоит рассмотреть, возможно ли по ошибке залить в баки разгонного блока две тонны жидкого кислорода?

Для заправки компонентами ракетного топлива в ночь на 3 декабря ДМ-3 доставили на заправочную станцию. В один бак залили керосин, который легко контролировать по объему и массе. В другой заправили жидкий кислород, который частично испаряется и создает массу проблем. Поэтому расчетное количество жидкого кислорода сперва заливают в специальный дозатор, который установлен на высокоточных весах. То есть лишнего грамма влить нельзя, а о тонне и говорить абсурдно. В случае отказа одного из многих датчиков заправка прекращается, дозатор заменяется.

Поэтому Геннадий Райкунов в конечном счете сказал так: «По предварительным данным, был некорректно сделан расчет заправляемого объема топлива. Не исключено, что вкралась ошибка в эксплуатационную документацию, подготовленную РКК «Энергия». Боевой расчет, отвечавший за заправку разгонного блока, не виноват, они просто действовали согласно полученной документации». При этом информация о проблеме с датчиком контроля топлива пока имеет самый предварительный характер и однозначно не подтверждена. «Работа межведомственной комиссии не завершена. Все представленные причины будут обязательно проверяться и уточняться, поэтому пока все сказанное имеет лишь предварительный характер», – подчеркнул Геннадий Райкунов.

Если есть ошибка в документации, что тут можно уточнять? Пишите акт и кладите на стол президенту. А если столь элементарная ошибка в заправочных документах до сих пор лишь предполагается, то не годится главе комиссии по расследованию изо дня в день внушать стране эту сомнительную версию. Все, кто связан с заправкой разгонного блока, отлично знают соотношение керосина и окислителя в баках. Лишние две тонны кислорода удивили бы всех и вызвали массу вопросов.

Так что говорить можно лишь об избытке и керосина тоже, а не только кислорода. Тогда можно согласиться с версией о двух лишних тоннах. Но только если не знать одной важной подробности – головная часть (спутники, разгонный блок, обтекатель) взвешивается перед установкой на ракету-носитель. Счет снова идет на граммы. Поэтому не надо ничего вычислять и предполагать. Как говорится, гроссмейстер, у меня все ходы записаны!

Со своей стороны, мы тоже можем выдвинуть кое-какие версии. Например, предположить, что в Роскосмосе твердо намерены назначить «стрелочником» разгонный блок. И теперь торгуются с РКК «Энергия», чтобы «найти» документальное подтверждение и пару человек для наказания. Во всяком случае, в самом Роскосмосе и структурах, связанных с ГЛОНАСС, все чувствуют себя уверенно, спокойно и увольнений не ожидают.

ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ

Восстановление орбитальной группировки ГЛОНАСС началось в 2001 году с принятием соответствующей ФЦП. В конце 2008 года 18 спутников должны были обеспечить покрытие территории России непрерывным навигационным сигналом. А к концу 2009 года 24 космических аппарата (КА) полностью развернутой группировки ГЛОНАСС охватили бы всю планету.

Ставка делалась на спутники «ГЛОНАСС-М» со сроком жизни семь лет. Однако спутники столько жить не хотели, выживая в среднем три с половиной – пять лет. Поэтому группировку никак не могли завершить, даже удвоив количество запусков. В нынешнем году уже запустили шесть аппаратов, оставалось вывести три последних. Не получилось.

Сейчас официально работает 20 аппаратов. Хотя на 15 декабря подсчитанное на пальцах в таблице ЦУПа ЦНИИМАШ количество работающих спутников равнялось 19. Еще пять были выключены или, как корректно это названо, находились «на исслед. Гл. конструктора». Два резервных спутника № 714 и 722 выводились в точки 14 и 17 для последующего использования по целевому назначению. С 15 декабря КА № 714 должен быть включен. Наверное, поэтому количество действующих КА по-прежнему равнялось 20. Но надо отметить, что этот аппарат был запущен еще в декабре 2005 года и летает почти 60 месяцев. Сколько еще он продержится – большой вопрос.

На данный момент самый «старый» спутник ГЛОНАСС находится в космосе 71,7 месяца. Еще два – 47,4 месяца. На сентябрь 2011 года запланирован запуск трех спутников «ГЛОНАСС-М», чтобы их заменить. Еще три КА на подмену запустят в 2012 году. Это значит, что в ближайшие два года ГЛОНАСС останется недоделанным долгостроем. Если не принять экстренные меры. Кстати, цикл изготовления спутника – один год. В дальнейшем планируется запускать спутники третьего поколения «ГЛОНАСС-К» с расчетным сроком жизни 10 лет за счет более радиационностойких электронных элементов, видимо, импортного происхождения. Но мы пока не знаем, как эти аппараты себя поведут.

Сейчас ГЛОНАСС получает не более 1% от доходов мирового рынка навигационных услуг, оцениваемого в 60–70 млрд. долл. в год. В перспективе Россия могла бы иметь 15% – это порядка 9–10 млрд. долл. ежегодно, что превышает доходы от продажи вооружения. Однако ни о чем подобном пока не может быть и речи.

В 2014 году начнется опытная эксплуатация европейской навигационной системы «Галилео». ГЛОНАСС, если к тому времени все же сумеет заработать в полном объеме, получит очень серьезного конкурента с более высоким коэффициентом надежности. А в 2020 году будет полностью развернут китайский «Компас». При этом американская система GPS уже начала переход на следующую ступень развития – 48 спутников и точность позиционирования до 0,9 м.

Российская космонавтика переживает серьезный кризис. Из высокотехнологичной наукоемкой отрасли она превращается в просто капиталоемкую. Глобальные научные проекты отдают прожектерством, а планы реального исследования космоса и планет регулярно откладываются. Ничего нового почти не создается. На смену одним многомиллиардным проектам приходят другие, вызывающие еще больший энтузиазм у получателей бюджета. Десять лет уже разрабатывается многоразовая «Ангара», то закрывается, то открывается космодром «Свободный». Так что ГЛОНАСС – это всего лишь вершина кризисного айсберга.

Через четыре месяца страна с гордостью отметит 50-летие полета Юрия Гагарина. А что сейчас делается, чтобы с гордостью отметить еще через 50 лет? Уж точно не ГЛОНАСС в ореоле вранья.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Рогозин: Причину разгерметизации на корабле "Союз", пристыкованном к МКС, установят по итогам работы комиссии

Рогозин: Причину разгерметизации на корабле "Союз", пристыкованном к МКС, установят по итогам работы комиссии

0
510
Небо – под контролем

Небо – под контролем

Геннадий Старых

Концерн ВКО «Алмаз – Антей» покажет на форуме «Армия-2018» основные и перспективные разработки

0
1070
Микроспутники – убийцы гиперзвуковых ракет

Микроспутники – убийцы гиперзвуковых ракет

Олег Антонов

На каждое «чудо-оружие» всегда найдется эффективное противоядие

0
16076
Арестованный по делу о госизмене сотрудник ЦНИИмаш изучал влияние турбулентности на движение ракет

Арестованный по делу о госизмене сотрудник ЦНИИмаш изучал влияние турбулентности на движение ракет

0
1008

Другие новости

Загрузка...
24smi.org