0
3885
Газета Вооружения Интернет-версия

17.12.2010 00:00:00

Космолет-разведчик или новый виток "звездных войн"

Тэги: х37в, ракетоплан


х-37в, ракетоплан X-37B значительно меньше размерами любого из летавших раньше в космос челноков.
Фото ВВС США

В начале декабря на Землю вернулся один из самых загадочных космических аппаратов современности – американский беспилотный ракетоплан Х-37В, бороздивший околоземное пространство в условиях полной секретности на протяжении двухсот с лишним суток. Небольшой – всего 8,9 м в длину – аппарат породил настоящую сенсацию, бурю статей в различных СМИ и даже послужил поводом к возобновлению разговоров о начале нового этапа гонки вооружений – на этот раз космического.

Созданный специалистами «Боинг» ракетоплан Х-37В представляет собой необитаемый, или беспилотный, низкоорбитальный космический аппарат, имеющий композитное дельтовидное крыло и двухкилевое V-образное хвостовое оперение. Длина Х-37 – 8,9 м, размах крыла – 4,5 м, высота аппарата – 2,9 м, масса снаряженного аппарата (стартовая масса) – 4990 кг, размер грузового отсека – 2,1х1,2 м, максимальная орбитальная скорость – 28 200 км/ч, а расчетная скорость при входе в атмосферу при посадке – около М = 25 (способ посадки аналогичен используемому американскими «космическими челноками», сначала нос «задирается» примерно на 40 градусов, а после входа в атмосферу – наоборот – «опускается» на 20 градусов). Максимальная продолжительность орбитального полета Х-37В составляет, по информации разработчика, 270 суток.

Ракетоплан оснащен двигательной установкой для маневров на орбите и схода с нее (один двигатель тягой 29,341 кН), источники электропитания – солнечные батареи, убирающиеся в нерабочем положении в отсек, и литий-ионные батареи, привод поверхностей управления и шасси – электромеханический (гидравлика на его борту отсутствует «как класс»). Бортовая аппаратура Х-37В позволяет в автоматическом режиме выполнять сход с орбиты и последующую посадку в назначенном районе. В конструкции Х-37В широкое применение получили различные композиты, а передняя кромка крыла аппарата, в отличие от того же «Спейс Шаттла», снабжена теплозащитными плитками нового типа – на основе керамических материалов (типа TUFROC). Впервые на аппарате был применен американскими специалистами и новый защитный слой.

СМЕНА СОБСТВЕННИКОВ

Идейно нынешний Х-37В уходит корнями в имевшую высокий статус секретности программу «Рефлай» (Refly) по созданию космического корабля нового поколения, реализация которой была поручена компании «Рокуэлл». Программа осуществлялась в 1980-х – начале 1990-х годов, но постепенно сошла на нет. Разработка же собственно ракетоплана Х-37 была начата в США в августе 1998 года. После выдачи руководством НАСА запросов на создание экспериментального космического аппарата, на котором предполагалось испытать целый ряд новых систем, включая силовую установку, источники питания, конструкционные материалы, системы управления и навигации, а также термоизоляционные материалы нового типа (всего 41 система и технология).

В декабре 1998 года выбор заказчика пал на корпорацию «Боинг», а в июле 1999 года НАСА был подписан контракт стоимостью 173 млн. долл. на разработку, постройку и испытание первого аппарата-демонстратора, причем партнерство предполагалось риск-разделенное – то есть расходы и соответственно риски делились между НАСА и «Боингом» пополам. Подрядчиком по программе, получившей тогда наименование «Future X», стало подразделение «Итегрированные боевые системы» корпорации «Боинг», а постройку аппарата поручили подразделению «Фантом Уоркс», создававшему в годы холодной войны «самолеты-невидимки». В течение четырех лет НАСА выделило на Х-37 около 109 млн. долл., «Боинг» – 67 млн. долл., а из бюджета американских ВВС поступило 16 млн. долл.

Однако в 2001 году ВВС объявили о прекращении финансирования проекта, после чего НАСА потребовало от «Боинга» провести «перерасчет» стоимости работ и в ноябре 2002 года корпорация получила от НАСА в рамках программы «Спейс Лонч Инишиэйтив» контракт еще на 301 млн. долл., по которому надлежало построить два аппарата: Х-37А – для отработки техники планирования и посадки и Х-37В – для отработки орбитального полета.

Однако в конце 2003 года руководство НАСА направило в «Боинг» письмо, потребовав приостановить работы над проектом. В начале следующего года отчет, представленный НАСА, указывал на «несоответствие проекта Х-37 перспективным планам Агентства по исследованию космического пространства» (к тому времени НАСА потратило на Х-37 порядка 325 млн. долл.), а 13 декабря 2004 года программа была передана в ведение Пентагона, под управление Агентства перспективных оборонных исследований и разработок (DARPA), после чего ей была присвоена высокая степень секретности, а упоминание о ней в открытых источниках было сведено к минимуму.

Сегодня «владельцем» ракетоплана Х-37В является командование ВВС США – проектом руководит созданное в 2003 году управление, отвечающее за разработку вооружений и систем боевого обеспечения ВВС (оно, в частности, «укрепляло против террористов» систему ПВО вокруг Вашингтона). Официально Х-37В именуется как «орбитальный экспериментальный аппарат», который, по заверениям ВВС, предназначен сугубо для отработки концепции создания и практического использования многоразовых космических кораблей и «не является серийным образцом, который планируется принять на вооружение».

«В результате того, что Х-37В может возвращаться на Землю и затем вновь совершать космический полет, а также, учитывая тот факт, что он изначально создан как высоко адаптивный и маневренный аппарат, он может внести огромный вклад в исследование космического пространства и сделает доступ в космос более обычным, рутинным, а также более полезным с практической точки зрения и менее опасным», – подчеркивается в разделе официального сайта «Боинг», посвященного Х-37В. Интересно, что после смены заказчика был сменен и подрядчик – им стало другое подразделение корпорации «Боинг», а именно «Отделение космических и разведывательных систем», в рамках которого проектом занимается специальная Группа экспериментальных систем.

ПЕРВЫЕ ПОЛЕТЫ

Летом 2005 года полноразмерный макет аппарата – без силовой установки и с усиленным корпусом – испытывался на базе в калифорнийской пустыне Мохаве на борту экспериментального высотного самолета «Уайт Найт» компании «Скейлд Композитс». Ранее НАСА в качестве самолета-носителя использовало модифицированный В-52 – с его помощью в 2004 году были выполнены пять испытательных полетов с полноразмерным макетом, но новый «хозяин» программы посчитал более эффективным и дешевым использование «Уайт Найт».

Первые летные испытания – бросковые – состоялись на военно-воздушной базе Эдвардс 7 апреля 2006 года, после чего разработчик выполнял доработку аппарата и испытывал отдельные его системы. Причем во время посадки аппарат выкатился за пределы ВПП, получив повреждения, после устранения которых он выполнил еще пять полетов, в том числе два сброса – 18 августа и 26 сентября 2006 года.

Наконец, 22 апреля 2010 года ракетоплан Х-37В был отправлен в свой первый космический полет (миссия USA-212): ракета-носитель «Атлас V», стартовавшая со стартовой площадки № 41 космодрома на мысе Канаверал, вывела его на расчетную орбиту, а обратно на Землю «космический беспилотник» Х-37В вернулся только 3 декабря 2010 года, совершив посадку на авиабазе Ванденберг. Контроль за полетом осуществлял 3-й экспериментальный космический дивизион Космического командования ВВС США.

7 декабря американский еженедельник «Авиэйшн Уик» со ссылкой на заместителя министра ВВС США по космическим программам Ричарда Мак-Кинни сообщил, что в настоящее время на предприятии «Боинг» в Калифорнии к передаче на мыс Канаверал для выполнения второго космического полета готов второй ракетоплан Х-37В – OTV-2 (Orbital Test Vehicle). Его вывод в космос с помощью РН «Атлас V» запланирован на март-апрель 2011 года. По словам руководителя программы Х-37В со стороны ВВС США подполковника Троя Гиза, основными целями второго космического полета станут «расширение операционных возможностей аппарата». Он также подчеркнул, что на этот раз планируется «выполнить посадку в более экстремальных условиях – по ветру и по сходу с орбиты».

Интересно, что Мак-Кинни сообщил в интервью журналу: во время посадки первого Х-37В загорелся и лопнул пневматик левой основной опоры шасси, что аналитики ранее «пропустили» на всех опубликованных фотографиях и видеороликах. Это привело к незначительным повреждениям нижней части фюзеляжа ракетоплана – другие повреждения были нанесены «неопознанными» объектами космического мусора во время пребывания аппарата на орбите.

ЦЕЛИ – НЕ ЯСНЫ, НАЗНАЧЕНИЕ – НЕ ПОНЯТНО

После того как аппарат вышел на заданную орбиту, он получил обозначение в каталоге космических объектов номер 36514, 2010-015A, OTV-1 (USA 212), но вот о дальнейших его действиях разработчик и эксплуатант информацию выдавать перестали вообще. Однако оказалось, что за ракетопланом во все глаза наблюдают астрономы-любители, которые и определили, что Х-37В вышел на орбиту со следующими характеристиками: 401х422 км, наклонение – 39,99 градусов, период обращения вокруг планеты – около 90 минут. Оценивая же действия ракетоплана на орбите, астрономы-любители высказали мнение, что его действия и маневры более походили на «типичный спутник-шпион, а не на вооруженный космический аппарат».

Более категорична была доктор Джоан Джонсон-Фриз, председатель комиссии по вопросам национальной безопасности в Военно-морском колледже США (Ньюпорт, штат Род-Айленд), заявившая в интервью агентству ВВС, что проект реализуется в интересах военных и нынешний космический полет также имеет военное предназначение. «Вероятно, на нынешнем этапе они (т.е. ВВС США. – В.Щ.) хотят посмотреть – выйдет ли из этого что-либо путное, и если да – то они продолжат программу, ну а если нет – то проект просто присоединится к многим другим, растворившимся в вечности». Кроме того, по ее словам, Пентагон уже давно высказывал намерение создать маневренный космический аппарат многоразового использования наподобие «Спейс Шаттла», но меньших размеров и необитаемого типа. «Тогда они могли бы легко перемещать его в то место, которое их интересует, – заявила доктор Джонсон-Фриз. – Например, можно было бы разместить его над Тайваньским проливом – для более точной оценки обстановки, не боясь при этом быть сбитым».

Тем не менее истинное назначение Х-37В пока все же не ясно, хотя ряд экспертов и СМИ поспешили заявить о его высоком ударном военном потенциале. Интригующий, непонятный и даже противоречивый характер программы Х-37В лучше всего, пожалуй, пояснил руководитель аналитического интернет-ресурса «Globalsecurity.org» Джон Пайк: «Я изучал данную программу два года – интересное переплетение проектов в области гиперзвука и прямоточных реактивных двигателей, суборбитальных космических полетов, всего более дюжины. Но чем больше я изучал программу, тем меньше я понимал ее сущность».

Приходится в этом с ним согласиться – вопросов по настоящему предназначению американского военного «космического беспилотника» пока больше, чем ответов. Тем более что заместитель министра ВВС по космическим программам Гари Пейтон отказался назвать характер оборудования, размещенного в грузовом отсеке слетавшего в космос Х-37В, сославшись на «секретность проводимых на орбите экспериментов», хотя и подтвердил, что в отсеке можно разместить один-два спутника массой несколько сотен килограммов. «Мы в ВВС решаем в космосе ряд задач военного характера, поэтому Х-37В поможет нам решать их с большей эффективностью», – подчеркнул высокопоставленный чиновник.

Впрочем, все тайное рано или поздно становится явным. Дело за малым – временем. Пока же можно сказать одно – широко разрекламированный «первый автоматический сход с орбиты и посадка на ВПП космического аппарата» просто повторил достижение советских разработчиков «Бурана» более чем 20-летней давности. Да и сама идея многоразового ракетоплана у американцев также уже «блуждала» – в 1950–1960-е годы активно шли работы по проекту «Дайна-Соар», или Х-20, который был закрыт в 1963 году. Посмотрим, что будет дальше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1819
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3804
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2856
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2327

Другие новости